Конспект урока ОРКиСЭ "Искусство - часть духовной культуры" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Маркина Татьяна Михайловна

Конспект первого урока по теме "Исскусство - часть духовной культуры". На уроке рассматривается значение искусства и его виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока ОРКиСЭ79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство – как часть духовной культуры»

Цель: содействовать формированию у детей понятия «искусства» – как части духовной культуры.

Задачи:

Предметные:

  • сформировать понятие искусство,
  • определить значение искусства,
  • дать представление о видах искусства.

Метапредметные: создавать условия для развития у учащихся

  • умения работать в паре, вести дискуссию;
  • интереса к новому учебному материалу, умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • умения строить рассуждения, анализировать, обобщать;
  • умения работать с информацией;
  • умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей

Личностные 

  • формировать ответственное отношение к учебе

Тип урока: предъявления новых знаний

Форма урока: традиционная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд

1. Орг. момент

Приветствует учащихся

Организуют свое рабочее место.

2. Активизация знаний

Предлагает учащимся вспомнить, что они знают о культуре.

Дают ответы исходя из знаний полученных на предыдущих уроках.

№1

3. Мотивация познавательной деятельности

Предлагает из рассыпанных букв собрать слово, определить тему урока.

Объявляет тему урока.

Собирают слово, высказывают предположения.

№1

№2

4. Организация познавательной деятельности.

Предлагает ответить на вопрос: Как вы понимаете, что такое искусство?

Организует работу со словарем

Организует работу с учебником в парах, предлагает найти ответы в тексте на поставленные вопросы.

Организует обсуждение прочитанного текста.

Организует обсуждение по вопросу «Какие виды искусства вы знаете?»

Высказывают свои предположения

Работают со словарями, находят определения понятия «искусство»

Работают в парах, читают текст учебника, находят ответы на поставленные вопросы.

Дают ответы на вопросы, высказывают свое мнение.

Дают ответы исходя из собственного опыта.

№3

№4- 10

5. Организация закрепления знаний.

Организует первичное закрепление, предлагает назвать виды искусства, изображенные на фотографиях.

Предлагает представить результаты работы над проектом «Анималистическая скульптура Санкт-Петербурга»

Называют виды искусства, изображенные на фотографиях.

Проводят заочную экскурсию «Анималистическая скульптура Санкт-Петербурга»

№11

№12-18

6. Физкультминутка

Организует выполнение игры «Скульптор»

Выполняют задание игры.

7. Организация закрепления знаний

Организует обсуждение вопроса «Оказывает ли искусство влияние на здоровье человека?»

Организует чтение и обсуждение притчи В. Сухомлинского «Красота»

Высказывают свое мнение исходя из полученных знаний и собственного опыта.

Читают притчу и отвечают на вопросы.

8. Подведение итогов

Предлагает выбрать высказывания, которые отражают суть понятия искусства.

Выбирают высказывание и поясняют свой выбор.

№19

9. Рефлексия

Предлагает раскрасить бабочку, символ души, в соответствии со своими чувствами от урока.

Выполняют работу

10. Домашнее задание

Подготовить рассказ об произведении искусства, которое затонуло душу.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Поприветствуем гостей,

Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прочитайте слово. Что вы можете сказать о культуре?

Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Культура бывает духовной и материальной. Духовная культура – это одна из сторон общей культуры человечества. В качестве духовной культуры выступают явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоциональной деятельностью человека – язык, обычаи, верования, искусство. Под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры – средства и процессы труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель: Соберите слово из букв.

Дети: Получилось слово – искусство.

Учитель: Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.

Дети: высказывают свои предположения

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»

Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Дети: высказывают свои мнения

Учитель: Сегодня мы ответим на некоторые из ваших вопросов, а на следующем уроке продолжим разговор об искусстве.

Организация познавательной деятельности

Учитель: Как вы понимаете, что такое искусство?

Дети: высказывают свои предположения.

Учитель: Как мы можем проверить правильность своих предположений?

Дети: Можно обратиться к словарям.

Учитель: Проверьте себя, найдите определения понятие «искусства» в словаре Ожегова и в словаре учебника.

(Дети работают в паре – один ученик со словарем учебника, второй ученик со словарем Ожегова)

Учитель: Прочитайте определения

Дети: (читают определения)

  1. Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
  2. Искусство – это

Учитель: Зачем нужно искусство? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Прочитайте текст «Зачем нужно искусство» и найдите ответы на вопросы. Работаем в парах.

1 пара – В чем суть искусства?

2 пара – Чему служит искусство?

3 пара – Как (с помощью чего) человек воспринимает мир, отраженный в произведениях искусства?

4 пара – Чтобы понять произведение искусства, чей взгляд на ми мы должны понять прежде всего?

5 пара – Чему учит искусство?

Дети:

1 пара – искусство направлено на поиск красоты в мире и в человеке, на изображение человека и его поступков.

2 пара – Искусство помогает человеку познавать мир и выражать свои впечатления об этом мире. Искусство эмоционально, наполнено переживаниями автора произведения, поэтому может влиять на чувства людей.

3 пара – Будь то музыка или живопись, литература или театр, скульптура или танец – человек воспринимает мир через образы созданные творцом средствами того или иного вида искусства.

4 пара – Произведения искусства отражают действительность и одновременно особый взгляд автора на эту действительность. Зритель, слушатель, читатель, обращаясь к произведению, воспринимает именно авторский взгляд.

5 пара – Знакомство с разными взглядами на мир расширяет наши представления, учит принимать точку зрения другого человека. Художники, поэты и писатели часто обращают наш взгляд на тех, кому тяжело и больно, пробуждают в душах сочувствие и переживание. Искусство дарит минуты наслаждения от встречи с прекрасным.

Учитель: Какие виды искусства вы знаете?

Дети: (дают ответы исходя из собственного опыта и знаний полученных на других уроках)

Учитель: Наиболее распространены такие виды искусства как архитектура, изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), музыка (симфоническая, джаз, оперная, рок), хореография (балет, народные танцы), театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство.

Первичное закрепление знаний

Учитель: Какие виды искусства представлены на фотографиях?

Дети: (соотносят фотографии с видами искусства)

Учитель: Мы работали с вами над проектом «Анималистическая скульптура Санкт-Петербурга», итого нашей работы стала экскурсия. Давайте проведем ее.

Дети:

Санкт-Петербург носит гордое название "столица", правда при этом добавляется уточняющее "северная" или "культурная". "Культурным" наш город называется не зря. Количество музеев, памятников и прочих архитектурных сооружений Санкт-Петербурга поражает своим немалым числом и изысканностью.

Как ни странно, но многие скульптуры нашего города изображают не только великих людей, но и... животных. Например, наряду со всем известными конями Клодта на Аничковом мосту, в Петербурге есть и памятник знаменитой собачке из рассказа Тургенева. Находится он, соответственно, на улице Тургенева перед входом в клуб-кафе под названием "Муму". Рядом с собакой увековечены и сапоги, вероятно принадлежащие ее хозяину Герасиму. Обидно, что люди не придают памятнику никакого значения, вовсе не считая его произведением скульптуры, а принимают за элемент декора клуба. Впрочем, это и не удивительно - на мой взгляд, для памятника героине трагического рассказа можно было бы выбрать место и посолиднее.

Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке, внесшей вклад в развитие науки о человеке. Это было в 1935 году. Памятник с надписью "От благодарного человечества" и по сей день можно увидеть во дворе Института экспериментальной медицины. Его создал в 1935г. скульптор И. Ф.Беспалов по идее академика И. П.Павлова (1849-1936). Цилиндрической пьедестал памятника украшен четырьмя барельефами, отображающими отдельные эпизоды из экспериментальной работы с собаками. Все сюжеты сопровождаются текстами И. П.Павлова.

Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде. Выполненный скульптором В. А. Сиваковым, памятник расположен в маленьком дворике, который стал настоящим местом паломничества туристов и жителей Санкт-Петербурга. Дело в том, что некоторые горожане считают, что Гаврюша может помочь в достижении каких-либо целей - например, сдать сессию на отлично или найти хорошую работу. Недавно творческая мастерская Юрия Круша подарила собачке "почтовый ящик мечты", куда теперь можно опускать письма со своими просьбами и пожеланиями. Говорят, желания действительно сбываются.

В 2003 году 17 мая был установлен памятник зайчику, спасшемуся при наводнении. Находится он у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Существует легенда, что остров был назван Заячьим после того, как один ушастый зверек во время наводнения попал в сапог Петра I и спасся. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям. На его невысоком постаменте указаны метки всех питерских наводнений. Автор скульптуры - Владимир Петровичев, архитектор - Сергей Петченко.

На Университетской наб., дом 11 расположено здание филологического факультета СПбГУ. Во дворе здания расположен настоящий парк современной скульптуры под открытым небом.

В северной части двора находится бронзовый памятник таксе. Памятник таксе создан по проекту Арсена Аветисяна и установлен 19 мая 2006 г.

В День филолога и восточника 21 мая 2004 г. была открыта скульптура танцующего козла – "Hircus facultatis" (лат. "Факультетский козел").

Перед дверью кафедры фонетики установлен еще один памятник – бронзовая улитка. Бронзовая улитка выполнена скульптором Владимиром Петровичевым в 2006 году.

Еще в Парке скульптур филологического факультета можно увидеть маленькую золотую птичку и большого бегемота. Скульптура "Бегемот" расположилась на крыльце кабинета синхронного перевода. Памятник бегемоту создал скульптур Владимир Петровичев в 2005 году. Бронзовый бегемот получил кличку "Тоня". Рядом с бегемотом Тоней установлена табличка, которая гласит: "По легенде девушка, которая мечтает найти жениха, должна подержаться за правое ухо бегемотихи, а молодой человек если хочет найти невесту , за левое".

Две петербургские кошки на Малой Садовой улице: кот "Елисей" и кошка "Василиса»— это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика — в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс.

В современном мире огромное количество людей, которые любят своих домашних животных и готовы поставить им памятники, поэтому мы смело можем сделать вывод, что сегодня памятники животным нужны так же как и в прошлые года. Памятники животным - это благодарность выраженная в камне. Человек должен помнить, что в отношениях с природой у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними". Если бы животные имели выбор, то, вместо памятника предпочли бы человечное отношение к себе. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека. "Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.

Физкультминутка

(упражнение скульптор)

О благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Многих людей с вспыльчивым характером, гневом и страхом успокаивали с помощью красивой музыки. Это было своего рода очищением человеческого организма и улучшением состояния психики. Основным рычагом давления искусства на здоровье является влияние на органы чувств. Мы получаем долю положительных эмоций, таких как жалость, восхищение, радость, удовольствие. Это заставляет нас успокаиваться, высвобождать отрицательную энергию и полностью расслабиться. Например, слушая музыку, которая нам нравится, мы испытываем чувства радости и удовольствия. Глядя на живопись, мы все больше интересуемся смыслом, соглашаемся или спорим с художником, но в целом расслабляемся. Созерцание прекрасного блокирует негативные мысли. В этом и состоит сила искусства. Мы обращаемся к душе, к осмыслению и пониманию мысли человека некогда обращенного в искусство. Нас восхищает техника, приемы и подача, и неважно, что это театр, живопись, архитектура.

Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.

Человек, который красив внутренне – всегда будет приятен в общении. Аналогично, внешняя привлекательность человека (ухоженность, опрятность, чистота, гармоничность телосложения) говорит о том, что человек таков и внутри.

Следовательно, если мы хотим измениться внутренне, нужно окружить себя красотой внешней. Например, картина с яркими красками, либо со светлыми тонами, и добрым сюжетом, подарит  своему обладателю позитивные переживания, которые в свою очередь отразятся положительно и на физическом здоровье.

Закрепление знаний

Учитель: В стихотворении Андрея Дементьева есть такая строка: «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы!» Как вы понимаете это выражение.

Дети: (высказывают свое мнение)

Учитель: Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота» (уч. стр.6).

Дети: (читают притчу вслух)

Учитель: Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?

Дети: (высказывают свое мнение)

Учитель: Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.

Подведение итогов

Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?

«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций

«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро

«Искусства смягчают нравы» Овидий

Дети: (высказывают свое мнение)

Рефлексия

Учитель:

Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.

Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.

Домашнее задание.

Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

Урок для 2 класса.Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в н...