Занятие по коррекции зрительного восприятия. Путешествие в Африку.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Клевцова Екатерина Владимировна

Конспекты занятий  для учащихся классов  «Охраны зрения» строятся  с использованием здоровьесберегающих технологий,  арт- терапии, системы  развивающего обучения. Данная система  развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность  в  выборе  ответа, глазомер. Зрительная гимнастика и физкультминутка проводятся  с применением здоровьесберегающих технологий в  игровой форме, что позволяет создать положительный эмоциональный фон во время  занятия. Подведение итогов занятия, рефлексия проходятся по фиксированной оценке результатов учащихся.

Методические разработки целесообразно использовать на  коррекционно-развивающих занятиях  с  младшими школьниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).  Данный материал позволит заинтересовать детей, будет способствовать развитию неречевых и речевых высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма, расширять и активизировать активный и пассивный словарь учащихся.

Применение ИКТ на занятия с учащимися  со зрительной недостаточностью рекомендуется проводить с постоянной  сменой деятельности, соблюдая гигиенические нормы СанПиНов. Предъявляемый материал должен быть выдержат в одной цветовой гамме, в теплых тонах. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Правильно организованная коррекционно – развивающая работа с учащимися с ОВЗ, может положительно и качественно влиять на укрепление и развитие здоровья школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.docx32.97 КБ
Файл prezentatsiya_puteshestvie_v_afriku.pptx2.27 МБ
Файл prilozhenie_1.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Путешествие в Африку.

Тип занятия:  Развитие предметных представлений.

Цель: совершенствовать зрительное восприятие.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • закреплять знания о животных Африки;
  • продолжать обучать выполнять простейшие графические построения по инструкции;
  • уточнять и расширять лексический запас слов;
  • уметь обобщать имеющиеся знания;
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развитие системы сенсорных эталонов;
  • развитие умения находить объекты на зашумлённом фоне;
  • развивать умение ориентироваться на листе в крупную клетку;
  • развивать познавательные процессы путём их постоянной активизации в ходе занятия.
  1. Коррекционно-воспитательные
  • воспитывать положительную мотивацию в учебной деятельности;
  • воспитывать умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность;
  • воспитывать культуру поведения, умение общаться (принимать точку зрения собеседника);
  • прививать любовь к природе.

Оборудование: занятие проводится с использованием ИКТ (презентация), тетради, карандаши, клей, карточки (приложение 1, 3, 4), аудиозаписи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Доктор Айболит»». Учитель первым входит в класс.  Дети организованно входят за учителем, приветствуют гостей, рассаживаются за парты.

  1. «Пальчиковые шаги».

(упражнения разработаны с использованием методики Е.Ю.Тимофеевой и Е.И.Черновой и включены в систему занятий по коррекции зрительного восприятия).

На партах перед каждым ребёнком пособие «Пальчиковые шаги».

- Ребята, поднимите правую руку; опустите; поднимите  левую руку; опустите.

- Какая рука называется ведущей?

- Пальчиковые шаги (Приложение 1) будем выполнять сначала ведущей рукой. Поднимите еще раз ведущую руку. Какая это рука: левая или правая? Вспомним названия пальцев. Локти на столе, кисти подняты. Показываем пальцы и называем: большой, указательный, средний, безымянный мизинец.

- Пальчики ведущей руки шагают по дорожке снизу вверх и назад сверху вниз. Сначала работают большой и указательный пальцы. Далее упражнение выполняется другой рукой и затем синхронно обеими руками под счёт учителя.

- Это упражнение помогло нам сосредоточиться. Оно полезно для наших пальчиков, наших рук и нашего мозга.

3. Цветовое кодирование. Сообщение темы занятия.

- Мы шагаем по дорожке, а дорожка у нас необычная. Какая она? (прямая) Из чего состоит? (из кружков одинакового размера, но разного цвета). Назовём цвета кружков. Дорожка нам поможет определить тему нашего занятия. Каждый цвет обозначает какую-то букву. Посмотрите на доску (Слайд 1). Какую букву обозначает каждый цвет (отвечаем по очереди). Отлично справились! Какое слово закодировано в нашей дорожке? (Африка) (Слайд 2) Это сегодняшняя тема нашего занятия. А что вы знаете про Африку? (ответы детей).

Африка – это очень необычный континент, второй по величине после Евразии.  В Африке всегда солнце и жара. Чтобы спрятаться от солнца, люди там живут в таких хижинах (Слайд 3).  Люди Африки отличаются от людей России. У них тёмный цвет кожи, кучерявые черные волосы (Слайд 3).

А еще в Африке живут необычные звери, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.  Каждое животное оставила нам по загадке.

  1. Работа по теме урока.
  •  Графический диктант.

Вот первая загадка от животного. Откройте свои тетрадки. Отступите 3 клетки слева и 10 клеток сверху, поставьте точку и начинаем рисовать (приложение 2). 

- Кто у нас получился? (слон) Что вы знаете о слоне? (Слайд 4) (ответы детей).

- Слон – это самое крупное из современных наземных животных. Несмотря на массивное сложение, слон поразительно подвижен, легок в движениях, без торопливости быстр. Слон  прекрасно плавает, причем над поверхностью воды остается только лоб и кончик хобота. Ровным, внешне неторопливым шагом слон преодолевает в поисках пищи или, уходя от опасности, огромные расстояния, проходя за ночь десятки километров. Недаром считается бесполезным - преследовать потревоженное стадо слонов. Слон травоядное животное. Но несмотря на это, слон может напасть на человека, если почувствует, что ему угрожает опасность.

  • Разрезная картинка.

- Молодцы! Вот задание от следующего животного. Перед вами лежат части изображения. Если вы соберете её и наклеите на картон, то узнаете кто это? (приложение 3) (крокодил). Что вы знаете о крокодиле? (ответы детей) (Слайд 5).

-   Крокодил является хладнокровным существом. Он любит принимать солнечные ванны. Когда становится жарко, то залезает в воду или открывает пасть, чтобы понизить температуру тела. Ночами становится прохладно, и крокодил заползает в воду, так как там теплее.   Продолжительность жизни крокодилов составляет более 50 лет. Голова, спина, живот покрыты костяными чешуйками, под ними находится твердые костяные пластинки, образующие панцирь. Он очень прочный и его не пробьет и пуля. В пасти у него есть огромные зубы. Он не пережевывает пищу, а заглатывает целиком. Если его добыча крупная, то он ее с берега стаскивает в воду и зубами отрывает куски. Крокодилы – хищники. Питаются крупными и мелкими животными, птицами, рыбами, лягушками, даже крокодилами, но небольшими. Поедают мертвых птиц, зверей, рыб, тем самым являясь «санитарами» окружающей среды.

- Чем наш крокодил отличается от обычного? (он бесцветный) Давайте его раскрасим. Каким карандашом будем это делать (зелёным).

4. Зрительная гимнастика.

- А теперь давайте немного отдохнём.  Снимем очки и сделаем зрительную гимнастику.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза. Немного надавливаем.
Наши глазки отдыхают,                         Продолжают стоять с закрытыми глазами. 
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.                 
Открывают глаза, взглядом рисуют мост. 
Нарисуем букву о, получается легко.         
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,                 
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,                         Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.                 

5. Физкультминутка.

- Следующие животные прислали нам загадку про себя.

Кто сидит на задних лапах,
Кто на четырех идет.
А- кто с веточки на ветку
Прыгает, как скороход.
Очень любит покататься
На большой лиане.
Вы, наверно угадали – это
(обезьяна).

- Что вы знаете об обезьянах? (ответы детей) (Слайд 6)

- Об обезьянах можно говорить очень долго. Это подвижные и очень весёлые животные. Поэтому давайте потанцуем под песенку обезьян (звучит музыка).

6. Продолжение работы по теме урока.

  • Зашумлённая картинка.

- В Африке еще очень много интересных животных. С ними мы познакомимся на следующих занятиях и уроках. А сейчас выполните последнее задание – возьмите карточку 4 и найдите среди ветвей, спрятавшихся животных (приложение 4).

- Назовите животных, которые сегодня нам загадывали загадки и приходили в гости. Назовите животных, о которых мы не говорили на сегодняшнем занятии. Если вы захотите, то можете сами найти о них интересную информацию. Где вы сможете её найти?

7. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Давайте вспомним какие задания были на нашем занятии и подумаем, что вызывало трудности? Чему вы научились? Что мы развивали на занятии?        

- Послушаемся совета Бармалея в начале занятия – не пойдём гулять в Африку? (звучит музыка) 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф И А Р А К

Слайд 2

А Ф Р И К А

Слайд 3

Африканские хижины Люди Африки



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции зрительного восприятия на тему "Символы России"

В работе с детьми я использую программу по развитию зрительного восприятия в классах "Охраны зрения", которая является логическим продолжением широко используемой в Санкт-Петербурге программы по разви...

доклад:"развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры"

. Совершенствование памяти у учащихся с нарушением интеллекта тесно связано с постановкой перед ними специальных   задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. лучшего запом...

Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры

совершенствовать память под воздействием коррекционного обучения, в частности зрительную память....

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...

Особенности и коррекция зрительного восприятия младших школьников

Статья посвящена использованию современных электронных средств обучения без вреда для зрительного восприятия...