Профессия, ушедшая в прошлое.
проект (4 класс) по теме
Авторы:
Сандуца Анарина,
Волгина Полина
Герлова Диана, ученицы 4в класса
Руководители:
Короткова Екатерина Михайловна,
Каменева Елена Густавовна,
учителя начальных классов;
(Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Рабочеостровкая средняя
общеобразовательная школа»
Кемского района, Республики Карелия )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
краеведение
Профессия, ушедшая в прошлое.
Авторы:
Сандуца Анарина,
Волгина Полина
Герлова Диана, ученицы 4в класса
Руководители:
Короткова Екатерина Михайловна,
Каменева Елена Густавовна,
учителя начальных классов;
(Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Рабочеостровкая средняя
общеобразовательная школа»
Кемского района, Республики Карелия )
2013г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Немного истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
- Газетной строкой
- В годы Великой Отечественной войны
- Из истории семьи
Глава 2. Молевой сплав …………………………………………………….. 5- 6
- Что такое молевой сплав
- Влияние молевого сплава на экологию
Заключение . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Список литературы и электронных ресурсов .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Приложение ..........………………………………………………………… 9-11
- Словарь
- Анкета для учащихся
- Интервью с местными жителями
Введение.
Тема нашей исследовательской работы:
«Профессия, ушедшая в прошлое»
Долгие годы лесная промышленность была главной в экономике нашего района. Да и микрорайон Бабгуба, Латушка были построены людьми, занимавшимися лесозаготовительными и лесосплавными работами. Опросив родителей, бабушек и дедушек , узнали, что многие из них работали на сплаве. Провели анкетирование среди учеников структурного подразделения, выявили профессии, о которых ребята ничего не знали. Среди этих профессий оказалась и профессия сплавщик, о которой мы уже слышали от родителей.
Проблема:
Повлияло ли исчезновение этой профессии на нашу жизнь.
- Актуальность:
Использование новых технологий в лесной промышленности.
Влияние производства на экологию.
- Гипотеза:
Из- за резкого падения спроса на древесину, профессия сплавщика ушла в прошлое.
Возможно, это очень тяжёлый физический труд.
- Цель:
-Изучение истории возникновения и причин исчезновения данной профессии.
- Задачи:
- Узнать, кем и где работали мои бабушки и дедушки.
- Узнать, кто такой сплавщик.
- Выяснить причины исчезновения данной профессии.
Глава 1. Немного истории.
- Газетной строкой
«Лесозаготовительные и лесосплавные работы начались в бассейне реки Кемь ещё в конце 19 века, после ввода в действие Кемского лесопильного завода, построенного в 1888году на Поповом острове… причём на валке леса в основном работали жители карельских деревень . В 1929 году в Карелии было организовано 18 леспромхозов в том числе и Кемский. Наш леспромхоз кроме лесозаготовок занимался и сплавом. Для сортировки сплавляемой древесины была сооружена в устье реки Кеми запань.
С этого времени стало увеличиваться количество населения в Гайжево, Латушки и Бабгубы- посёлков сплавщиков. Кипела работа в предвоенные годы и у причалов Кемского морского порта: грузились лесом отечественные и иностранные суда. А на стройки по железной дороге со станции Кемь отправлялись составы со строевым лесом, шпалами и др. материалами…
- В годы Великой Отечественной войны
«В годы Великой Отечественной войны вся тяжесть лесозаготовительных и сплавных работ легла на плечи женщин и подростков. Вручную по слегам грузились вагонетки. На них заготовленная древесина доставлялась по рельсам, сложенным из тонких брёвен, к местам сплава. Причём вагонетки передвигались исключительно женскими руками.
В свою очередь карельские партизаны отрядов «Боевой клич» и «Красный партизан» помогли кемским лесопредприятиям с обеспечением сырьем. Весной 1942 года они буквально из-под носа у противника вырвали по реке Чирка-Кемь и далее сплавили по восточной части озера Нижнее Куйто и реке Кеми десятки тысяч кубометров деловой древесины, оставшейся с августа 1941 года из-за наступления финских войск, которые захватили южные западные районы Карелии.»
- Из истории семьи
В послевоенные годы вся страна строилась, объём работ вырос, в 1957г. объём сплава достиг 1миллиона 300 тыс.кубометров.
Об этом времени в своём сочинении подробно рассказала Волгина Полина, её прабабушка Кулкина Мария Осиповна, когда была молодая, работала на сплаве леса. «Лесорубы валили в лесу деревья, а трактора эти деревья сталкивали в реку Кемь. По реке лес плыл до Запани, так называется сортировочная сетка. (макет, схематический рисунок)
Эта сетка состояла из длинного коридора, по которому течением несло брёвна. А по краям этого коридора было много ворот. В эти ворота рабочие должны были баграми затаскивать нужную древесину. К воротам прицеплялся оплотник, это брёвна соединённые между собой цепями. А когда ворота набивались полные древесиной, получался кошель. Дальше этот кошель катер тянул на лесозавод. »
Просматривая подшивки газеты «Советского Беломорья» 80-ых годов, убедились, что лесная промышленность была одной из главных отраслей промышленности нашего района.
«...Медленно идёт вдоль берега водомётный катер, за ним — оплотник. Сюда, как в своеобразную ловушку проталкивают сцепленные бревна. Пройдено несколько десятков метров, и кошель с древесиной готов.»
«Более шести тысяч кубометров леса проходит через главные ворота сортировочной сетки Кемской запани каждые сутки. Две смены ведут сортировку древесины, ее сплотку и отправку потребителям.»
«Лес идёт Кемскому лесозаводу. Кондопожскому целлюлозно -бумажному комбинату, Беломорскому лесопильно-деревообрабатывающему комбинату, Сегежокому ЦБК.»
Эти факты подтвердил и Герлов В.Н.: «Лес сортировали , пиловочник отправляли на лесозавод, ёлка шла на ЦБК в Кондопогу , где изготавливалась газетная бумага, баланс отправляли на ЦБК в Сегежу , 4 сорт на биржу Бабгуба , где выпускали …
Так же с помощью взрослых были созданы макеты запанской сетки, оплотник- кошель.
Глава 2. Молевой сплав
Местные жители посвятили жизнь лесной промышленности и с интересом подключились к дискуссии.
Из их рассказов мы узнали, что из четырех видов лесосплава (молевой, в сплоточных единицах - "вольницей", в кошелях, в плотах) молевой является самым дешевым . Он в 15-20 раз дешевле, чем перевозка автотранспортом, более чем в 10 раз - железнодорожного, в 3-4 раза - перевозки в судах. При этом не требуются дорогостоящие сооружения, подвижной состав. Используются буксирные суда широкой области применения, многооборотный такелаж с длительным сроком эксплуатации и энергия рек.
В ряде случаев лесосплав является единственно возможным способом транспортировки лесоматериалов, но при этом наносит самый большой вред водной среде.
Из сплавляемых бревен вымывается ряд вредных веществ, они разрушают и засоряют берега и дно на отмелях, на дне оседают кора и топляки, а скопления бревен образуют пыж, который при сильном течении как плотина перекрывает почти все живое сечение реки, препятствует движению рыбы в период нереста и деформирует русло. Нередки и крупные аварии запаней.
При молевом сплаве большую роль играет человеческий фактор и непредсказуемость гидрологических условий. Тонут плохо подготовленные бревна, берега деформируются и засоряются при плохой обоновке.
Но есть у молевого сплава и достоинство - его способность увеличивать кормовую базу для рыб. Установлено, что с прекращением молевого сплава улов рыб на ряде рек существенно уменьшился.
Однако недостатки этого вида сплава преобладают над достоинством, и он законодательно запрещен на судоходных реках.
В 1993 году, в связи с разгосударствлением лесозаготовительных предприятий, на то время, Кемское комплексное лесопромышленное хозяйство было преобразовано в акционерное общество «Кемский леспромхоз» позже в «Кемь-лес», но просуществовав несколько лет, обанкротилось.» *
Люди отдали этой профессии всю свою жизнь, отработав по20-30 лет. В результате они остались жить в домах времянках без условий, имеют низкие пенсии, множество болезней. Их труд оценён только в книгах почёта. Но люди вспоминают то время с радостью, ведь они умели не только трудиться, но и отдыхать, они были сплочёнными.
Работая над данной темой, встретила упоминание о сплаве в художественной литературе.
- Заключение
Так многие профессии лесозаготовителей и сплавщиков (набивщик, чальщик, обтёсчик, и др.) ушли в прошлое. Вследствие чего изменилась и жизнь лесных посёлков, молодёжь стала уезжать, строительства не стало да и поддерживать, построенное ранее, стало некому. Пострадала от этого и школа, попав под «подушевое» финансирование.
Наша гипотеза подтвердилась частично, профессия ушла в прошлое, но не столько из-за падения спроса на древесину и введение новых технологий, новых материалов , но и по причине катастрофического истощения доступных для эксплуатации лесных ресурсов .
Мы убедились, что это был очень тяжёлый труд.
Список литературы и электронных ресурсов:
1.Молевой сплав
http://a-lapin.narod.ru/book5/t-molevoi-splav.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F1%EE%F1%EF%EB%E0%E2
2.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/7966/%D0%91%D0%9E%D0%9D
3.*О.Фофанов «Зелёное богатство района» газета «Всё о жизни Кемского района» №10, от 14.03.ю2013г.
4.«Советское Беломорье» подшивки 80-ых годов
Приложения.
Словарь
Молевой сплав- обычно проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Он применяется на первичной речной сети при невозможности использовать др. виды транспорта.сплав в сплоточных единицах- «вольницей», в кошелях, в плотах.
СПЛА́ВЩИК- работник, занимающийся сплавом леса.
БОН- (от голл. boom - дерево, бревно). 1) несколько сцепленных бревен, заграждающих вход в гавань.
.
Оплотник- брёвна, соединённые между собой цепями.
Кошель- оплотник, набитый брёвнами.
Чальщик [чальщик] м. Тот, кто чалит судно (в нашем случае бревно) Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой -
ЧАЛИТЬ-, Чалить дрова, ловить багром на воде, притягивать, прикреплять.
Анкета для учеников.
Мне знакома эта профессия | Я могу рассказать вам о ней | Она существует в настоящее время | Эта профессия меня заинтересовала | А это профессия мне совсем не знакома | |
Учитель | |||||
Комбайнёр | |||||
Врач | |||||
Овощевод | |||||
Лесоруб | |||||
Шофёр | |||||
Ткачиха | |||||
Сплавщик | |||||
Учёный | |||||
Космонавт |
Интервью с местными жителями.
- В чём заключалась ваша работа?
- Объясните, пользуясь схемой, верно ли мы зарисовали процесс сплава?
- В чём трудность данной профессии?
- Приносил ли вам ваш труд удовлетворение?
- Какие напутствия вы бы могли нам дать?
Макет «Двор для выкатки древесины» Герлов Владимир Николаевич Герлова Диана 2013г. | Макет «Оплотник и кошель» Шушунин Юрий Геннадьевич Сандуца Анарина 2013г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."
Утренник, посвящённый Дню Победы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-65861-1476386998.jpg)
Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-95025-1395931391.jpg)
Прошла война, прошла беда
«Прошла война, прошла беда». Учитель; Чепрасова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классов МОУ «СОШ № 61» Форма мероприятия – устный журнал.Уч...
Презентация "Ушедшие из быта предметы,использовавшиеся в прошлом веке"
Данный учебный материал представляет собой полную аннотацию работы с учащимися по теме "Ушедшие из быта предметы,использовавшиеся в прошлом веке" и презентацию возможного проекта, как итог учебной дея...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-999408-1609777505.jpg)
Воспитательный проект «По следам ушедшей войны и навстречу Победе», посвященный 75-летию Великой Победы
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу ...