дидактические материалы "Учите, играя"
методическая разработка (1 класс) по теме

данный материал описывает специфику работы учителя начальной школы со слабослышащими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rlpoooooooooora.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                                                     Мир входит в жизнь слабослышащих детей постоянно. Сначала дети с помощью взрослых познают то, что их окружает дома, на улице, затем в школе. Со временем их жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играет ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает при просмотре телевизора.

    Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Хорошо, если это порождает у ребёнка множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает у маленького человека любознательность, желание узнать больше. Плохо, если ребёнок равнодушен ко всему окружающему. Всё зависит от поведения взрослых. Их задача: постоянно создавать такие ситуации, которые будут побуждать ребёнка к деятельности, общению с предметами, людьми.

   Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в процесс освоения окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами  и явлениями позволит игра.

    Учиться, играя! Через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания. Общаясь с детьми, это драгоценное умение взрослого человека, стать как бы на один уровень с ребёнком, с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия.

   Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

   Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структуры, компоненты игры и использовать её потенциальные возможности. Наши дети ещё не в состоянии вести самостоятельно игру, поэтому  надо сочетать усилия педагога и самостоятельность детей.

  В школу для слабослышащих детей приходит много малышей, которые не владеют речью. Ребёнка надо учить произносить слова. А когда он начнёт говорить, помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью.

Очень полезно прежде всего показать малышу, как речь помогает в общении. В игре или игровых ситуациях обучать пониманию некоторых поручений. Названия действий ребёнок усваивает сначала в повелительной форме ( открой, иди, напиши, нарисуй, пей, ешь). В игре закрепляются фразы ( Возьми карандаш. Покажи жёлтый карандаш.) Роль  ведущего может выполнять как взрослый, так и ребёнок.

На первом этапе (первые 2года) обучения один из основных видов  деятельности- игра. Игра всегда сопровождается речью. Любая работа на уроке может обыгрываться и оречевляться. Например, обучение письму. Заглавная буква А. Учитель показывает рисунок. Буква А  в образе танцующей девочки. Педагог говорит детям, что это буква А как  девочка. Она стоит ровно, одна нога прямо, другая – в сторону. (Показывает позу девочки.) На поясе у девочки – красивый бант. Учитель просит нескольких детей стать так, как стоит буква А. Он пишет букву на доске. Дети убеждаются, что буква написана правильно ( Одна нога – ровно, другая – в сторону. На поясе красивый бант). Учитель предлагает: « Аня, иди к доске. Напиши мокрой кисточкой букву А». Спрашивает у ребят : « Что написала Аня? Правильно написала? Почему вы так думаете?» Педагог предлагает написать букву мелом. (Пишут.) Дети «доказывают», что буква написана верно. Она не больна, ей не нужны стул или костыль. Только теперь учитель разрешает писать букву ручкой (карандашом) в тетради. Даётся поручение:» Аля, посмотри, как написала Аня?» ( Аня написала правильно).

   Почему столько внимания уделяется письму? Развивается мелкая моторика ( букву лепим из пластилина, скручиваем из проволочки, складываем из полосок бумаги,  обводим по наждачке, пишем мокрой кисточкой на доске, мелом, карандашом и ручкой в тетради). Формируется уверенность при выполнении работы.(После такой тренировки плохо не напишешь). Развивается речь( Дети вовлекаются в диалог с учителем, одноклассниками). Проводится работа анализа и синтеза. Мы согласны с мнением, что порядок в тетради – это « порядок в голове». Наши дети пишут грамотно, потому что владеют дактильной  азбукой. Это важный вид памяти. Все дети имеют индивидуальные слуховые аппараты.

  Здесь же формируется культура письма. Дети учатся писать с красной строки. Пропускать определённое количество строк между работами. Овладевают правилами грамотного письма.

    Игра со словами помогает без особого труда  усвоить разные грамматические формы. Вот одна из таких игр. На столе предметы: кукла Наташа, лопата, собака, машина. Вместе с детьми составляем предложения. ( Наташа сидит.  Лопата лежит. Собака бежит. Машина стоит.) Учитель убирает предметы в коробку. Потом делает вид, что ему трудно вспомнить, какие предметы были на столе. Дети помогают: « Тут Наташа. Тут лопата. Тут собака. Тут машина». Когда учитель « немножко ошибается», дети с удовольствием его поправляют. На доске (табличках) написаны глаголы (прошедшее время) : сидела, лежала, бежала, стояла. Учитель « пытается» составить предложение, указывая рукой на то место, где была кукла: « Наташа бежала?» Дети поправляют: «Не-е-т, Наташа сидела». Учитель: «Лопата лежала?» Дети: « Да, лопата лежала». Так составляются все предложения. И ещё раз быстро проговариваются.

В следующий раз берутся другие слова. Такую же игру проводит воспитатель на прогулке. После таких игр можно задавать вопросы: « Что ты ел в столовой? Что ты делал вчера вечером?» Суффикс –л-  как суффикс прошедшего времени  мы будем изучать только в 4 классе.  

В играх учим детей задавать вопросы. Игра « Закрытая картинка». Эта игра иногда проводится целый урок.

Учитель показывает конверт, в котором находится картинка, говорит об этом детям.

Учитель : « Как вы думаете, что нарисовано на картинке?» ( На доске: « Весенние цветы».) Дети: «Цветок?» Учитель: « Да, цветок». Дети: « Как называется цветок?» Учитель: « Тюльпан». Ответы детей учитель записывает на доске. Так описывается цветок: цвет, величина, месторасположение. По описанию дети выполняют рисунки. Рисунки вывешиваются на доске. Детям предлагается выбрать самый красивый рисунок. Потом рисунки сравниваются с рисунком из конверта. Выбирается самый «правильный» рисунок.

На уроках математики текстовые задачи позволяют развернуть широкое поле деятельности. Здесь мы решаем воспитательные и образовательные задачи.

- Сколько конфет ты отдала Ане?

- Три.

- Сколько у тебя осталось?

- Две.

- Тебе жалко конфет?

- Нет. Мне нравится угощать.  

Такая кропотливая работа проводится на каждом уроке. В нашей работе нет мелочей. Но один учитель в поле не воин. В классе с детьми работают три педагога (ведущий учитель, воспитатель, педагог слухо – речевой реабилитации) и неоценимую помощь оказывают родители. Все взрослые работают в определённой системе.

  Педагоги класса составляют единое тематическое планирование по предметам на год, на месяц, на неделю. Тот словарь, который усваивают дети на уроке, закрепляет воспитатель во внеурочное время. Учитель и воспитатель ежедневно оговаривают те виды работ, которые необходимо провести в течение дня. Они разрабатывают конспекты внеурочных занятий, целевых прогулок. Часто проводят совместные занятия . Необходимым условием является то , что речевой материал не должен видоизменяться.

( Нельзя переставлять слова во фразе, заменять одно слово другим, опускать слово, менять падежи). Например, пришла зима – зима пришла.

    Много времени отводится для заучивания. Сначала это короткие фразы и небольшой объём, потом фразы длиннее и объём больше. Для того, чтобы было легче запомнить пересказ, выполняется картинный план. Более слабые дети пользуются пиктограммами. Что это такое? Каждое слово фразы обозначается значком. ( Пришла золотая осень. Рисуем ступни ног, несколько деревьев, жёлтые листья на деревьях.) С таким планом ученик выходит к столу учителя и рассказывает «зашифрованный» текст. К середине третьего класса «шифровки» становятся более короткими. Новогодняя ёлка с игрушками означает текст из пяти простых распространенных предложений. К концу третьего класса дети свободно запоминают тексты до ста слов.

   В четвёртом классе при изучении больших текстов по чтению, природоведению дети осознанно, свободно, без страха составляют пересказы. Ребята свободно учат тексты сказок, некоторые справляются с ролью маленького учителя и проводят урок самостоятельно. Все тексты заучиваются под руководством воспитателя. От качества выполненного домашнего задания зависит успех работы учителя на следующий день. Любая мелочь иногда дорогого стоит. Ни шагу в сторону, выполнять то, что запланировано. На основе усвоенного  материала учитель строит свой урок.

   Большую роль в обучении детей  играет помощь родителей. Идеальный вариант помощи подразумевает дублирование работы учителя. Этот вид работы очень эффективен. Мама должна во всём доверять учителю. Надо повторять учебный материал так, как преподносит его учитель.

В 2006 году в подготовительный класс отделения второго вида потупил мальчик с сохранным интеллектом, хорошей зрительной памятью, но без речи, с достаточно большой потерей слуха. Родителям хотелось, чтобы мальчик побыстрее овладел речью. Семья слышащая. Максим трудолюбивый, аккуратный, исполнительный ребёнок. Очень болезненно реагировал на неудачи. Учебный материал усваивал  только с использованием табличек, общался бытовыми жестами. За 3 года мальчик речью не овладел. Никакие наши усилия не помогали. Ребёнок терялся в изобилии речевых форм. После обеда Максим уходил домой. Мама с ним не занималась. Она считала, что это обязанность педагогов. Встал вопрос об изменении образовательного маршрута. Только в последний момент удалось уговорить маму помочь нам.

  На четвёртом году обучения (в сентябре) мама оставила работу. Она присутствовала на всех уроках, а дома дублировала учебный материал. Дома занимались очень много( по 5-6 часов), нужно было усвоить пропущенный материал. Помогала вся семья: писали таблички, рисовали, создавали ситуации. Сестра фотографировала разные ситуации на улице, в транспорте, парке. Часто эти снимки использовались на уроках.

    Через полгода Максим пересказывал небольшие тексты, заучивал монологи до 100 слов, уверенно принимал участие в диалогах с учителем, одноклассниками.

  Сейчас Максим продолжает обучаться в классе нормы. Мама строго выполняет рекомендации педагогов.    

  Ребята, о которых идёт речь, учатся в четвёртом классе. Они без труда воспринимают и запоминают информацию по чтению, природоведению. Без особого труда пишут изложения, решают текстовые задачи. Дети принимают активное участие в школьных мероприятиях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические интерактивные игры для обучения детей чтению

Игры предназначены для старших дошкольников и учащихся первых классов, возможно использование как в групповой, так и в индивидуальной работе, а также с детьми при дистанционной форме обучения....

дидактический материал игра i have who has

очень полезный материал для распечатывания и повторения лексики на тему "Мой дом"...

"Дидактическая математическая игра"

цель: упражнять в умении производить арифметические действия, формировать математические представления - счет до 10, соседи чисел и состав чисел в пределах 10....

Игровое дидактическое пособие "Игры на прищепках"

Многофункциональное, игровое, дидактическое пособие "Игры на прищерках" .  Предназначено для развития развития речи детей....

Многофункциональная дидактическая квест-игра "Поиграем вдвоем". Средняя - старшая группа

Ценность представленной игры для современного дошкольного образования состоит в том, что она построена с применением технологии квест-игры и интерактивной технологии работа в парах: дети вдвоем п...

Дидактическая печатная игра "Поп-ит" 1 класс

Правила игры: необходимо расположить слова в поп-ит, но не просто так, а выполняя определённую задачу.Варианты игры:распределить слова по количеству слогов;по расположению ударного слога....