Портфолио Назаровой Т.В.
материал по теме

Портфолио учителя начальных классов Назаровой Т.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио Назаровой Т.В.827.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Е.В.Камышева»

Портфолио

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Назаровой Татьяны Витальевны

г. Гагарин

2012

Содержание портфолио

Раздел 1. Общие сведения о педагоге                                            стр. 1-2

Раздел 2. Информационно – аналитическая справка                стр.2-29

    2.1.Характеристика условий работы                                        стр. 2-3

    2.2.Основные задачи учителя начальной школы                  стр.3-4

    2.3.Сведения о реализуемой программе.                                  стр.4-6

    2.4.Результаты освоения обучающимися

                 образовательной программы.                                       стр.6-12

    2.5.Результаты внеурочной деятельности по предметам.    стр.12-15

    2.6. Использование здоровьесберегающих технологий.        стр.15-19

    2.7. Использование современных педагогических                

           информационно-коммуникационных технологий.         стр.19-29

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога  стр.29-30

Приложения:

1.Презентация на тему: «Здравствуй, Школа!»,  (см. Приложение 1).

2.КТД «Вся семья вместе и душа на месте» (см. Приложение 2)

 3.День науки. «Что изучает наука экология» (см. Приложение 3)

4.Программа кружка «Азбука здоровья» (см. Приложение 4)

5.Презентация «Космос» (см. Приложение 5)

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

Я, Назарова Татьяна Витальевна, 1975 года рождения, начала свою педагогическую деятельность в 1994 году (общий педагогический стаж – 18 лет).  С 1994 г.  работаю учителем начальных классов,  с  2011 года и по настоящее время работаю учителем начальных классов в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»  г. Гагарина Смоленской области.

Образование

Среднее специальное

Высшее

Гагаринское

педагогическое училище

1994 год

Смоленский государственный педагогический университет

им. К. Маркса

2002 год

Специальность

«Преподавание в начальных классах»

Специальность  «Филология»

Квалификация – учитель начальных классов, воспитатель школы интерната

Квалификация – учитель русского языка и литературы

Стаж работы:

Трудовой стаж  - 18 лет.

Педагогический стаж - 18 лет.

Стаж работы в данном образовательном учреждении 1 год.

Повышение квалификации

1. ГОУ ДПОС «Смоленский областной  институт усовершенствования учителей» Комплексные курсы повышения квалификации учителей начальных классов в объеме 126 часов.   С 15 марта  по 01 июля 2006 года. Свидетельство №3153.

2.ГОУ ДПОС «Смоленский областной  институт усовершенствования    

   учителей» Курсы повышения квалификации в области современных      

   информационных технологий в объеме 108 часов.

   С 19 января по 16 марта 2009года. Регистрационный  №4402.

3.ГОУ ДПОС «Смоленский областной  институт усовершенствования    

   учителей» Комплексные курсы «Современная четырехлетняя начальная  

   школа в условиях перехода на федеральные государственные    

   образовательные стандарты нового поколения»    В объеме 144 часов. С 13  

   октября 2010 года по 23 декабря 2010года. Регистрационный №3851.

  1.    4.«Современные информационные технологии в педагогической деятельности  

    в  рамках реализации требований ФГОС» (72 часа) 2013год

5. «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» (36 часов) 2013год

3. «Введение в информацонные и образовательные технологии» 21 века» 2013год.

Раздел 2.  Информационно – аналитическая справка

2.1.Характеристика условий работы

С августа 2011 года я работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Е.В.Камышева» города  Гагарина Смоленской области.

Школа перспективного обучения

 «От великого прошлого к великому будущему»  

 (модель становления социально–компетентностной  личности)

Миссия школы - создание  модели перспективного обучения на основе развития   творческой, свободной  личности, успешной на индивидуальном,  профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать. 

Миссия школы - создание  модели перспективного обучения на основе развития   творческой, свободной  личности, успешной на индивидуальном,  профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать. 

 Миссия начальной школы «Планета поиска»

 - научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности.

2.2.Основные задачи учителя начальной школы

  • Формирование у школьников речевой активности, воспитание интереса и внимания к   родному языку, элементарного осознания явлений языка и речи.

Развитие познавательной активности детей через использование развивающих технологий для развития качеств и способностей, необходимых для активного участия в жизни общества.

Активизация творческого потенциала путем решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

Создание условий, обеспечивающих детям максимальное полное эмоциональное благополучия, всестороннее воспитание «развитие творческих возможностей младших школьников.

Воспитание патриотических чувств, любовь к родному краю, Родине на основе расширения знаний об окружающем мире.

Создание оптимальных условий для укрепления здоровья, улучшение физического, психического и личностного развития детей, формирование  у них потребностей в здоровом образе жизни.

Охрана жизни и укрепление здоровья детей путем комплексного использования всех форм работы по физическому воспитанию.

Концептуальные идеи развития.  Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентностной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – создание условий для становления творческой, свободной, активной  личности, востребованной и  успешной в социуме, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей  свою Родину, способной достойно наследовать и приумножать её традиции, реализуя миссии: «Личность», «Гражданин», «Созидатель».

Общей задачей деятельности модели современной школы нового поколения  мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.

2.3.Сведения о реализуемой программе.

Я работаю по учебно – методическому комплексу   «Школа России»

 Учебно – методический комплекс «Школа России» реализует

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

 В УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской  школы,  доказавшие свою эффективность в образовании  учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.

Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников УМК «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:   

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

     2.4.Результаты освоения обучающимися образовательной   программы.

Эффективная учебно-познавательная деятельность предполагает обязательное владение учениками общеучебными умениями (познавательно-информационной, коммуникативной компетенциями) как универсальными для многих школьных предметов способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. У учащихся в процессе решения познавательных проблем возникает потребность в знаниях законов, теорий, способов и приемов познания, в овладении различными диагностическими техниками и технологиями.

Система обучения в начальном звене (четырехлетняя начальная школа) имеет свои особенности. В первом классе четырехлетней начальной школы учащиеся обучаются по безотметочной системе оценивания учебных достижений младшего школьника. Это значит, что на протяжении первого года обучения действует принцип «словесного поощрения» и по итогам учебного года учитывается только уровень обученности учащихся: «усвоил» или «не усвоил» программу первого класса. Здесь я активно использую технологию «портфолио». Со второго класса наряду со словесной оценкой вводится балльная система отметок. И для того, чтобы переход на отметочную систему прошел как можно безболезненнее, второй класс в начальной школе принято считать «адаптационным периодом». Для того чтобы не снизить интерес учащихся к учебе, «не убить» желание ребенка учиться плохими отметками,  стремлюсь  в каждом ответе своих учеников находить рациональное зерно и оценивать их ответы положительно. Начиная с третьего класса, требования к оценке знаний учащегося возрастают.

 Таким образом, реально обусловлено, что в третьем классе происходит небольшое снижение показателей «качества знаний» учащихся по предметам, особенно таким, как русский язык и математика. Развивая у учащихся навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности, применяя индивидуально–дифференцированный и личностно- ориентированный подходы в обучении, используя технологии развивающего и разноуровневого обучения, добиваюсь того, что в четвертом классе «качество знаний» учащихся по всем предметам повышается.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Уровень обученности составляет 100% по всем предметам

 Результативность моей  профессиональной деятельности  характеризуется стабильно высоким уровнем качества знаний.   Качественный показатель  составил  в  2011 - 2012 гг. – 65 %.

В  2011-2012 учебном году на «отлично» окончили  во 2- 4 классах 16 человек, из них 4 обучающихся – из 2 б класса.

Класс

Ф.И. ученика

Учитель

2 Б

Фёдорова Алина

Назарова Т.В.

2 Б

Соколова Виктория

2 Б

Старицин Константин

2 Б

Суржик Дарья

       

Качество знаний по предметам (%).

       Класс

Русский яз

Литературное чтение

Математика

Окружающий

 мир

ИЗО

Технология

2 б

70

90

75

88

98

95

2 – 4 кл.

67

88

72

85

96

95

Главный показатель моей творческой работы - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний обучающихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) в 2011 – 2012 уч. году были проведены годовые административные контрольные работы. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах:

АНАЛИЗ

годовой контрольной работы по  математике во 2 - 4  классах

Класс

                 Учитель

  %  качества  обучения

     %        успеваемости

2 б Назарова Т.В.

90

95

2 – 4 кл.

81

96

АНАЛИЗ

годовой контрольной работы по русскому языку  во 2 - 4  классах

Класс

               Учитель

  %  качества  обучения

     %        успеваемости

2 б Назарова Т.В.

85

100

2 – 4 кл.

70

98

Анализ проверки темпа чтения

Класс

                 Учитель

  %  качества  обучения

     %        успеваемости

2 б Назарова Т.В.

95

100

2 – 4 кл.

91

99

Рейтинг классов по качеству обучения

Место

Класс

Классный руководитель

КЗ, %

1

3 А

77

1

3 Б

77

2

2 А

65

2

2 Б

Назарова Т.В.

65

3

4 А

55

4

2 В

48

5

4 Б

44

6

3 В

43

Качество обученности по 2-4 классам.

класс

Ф.И.О. учителя

Успевают на «5»

Успевают на «4» и «5»

Качество

обученности

Уровень

успеваемости

2 б Назарова Т.В.

4

7

65

100%

2 – 4 кл.

20

92

63

100%

Для раскрытия творческих способностей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, турниры, собеседования, творческий труд, поисковые эксперименты, художественно-эстетическую деятельность. Работа над развитием творческих способностей позволяет формировать учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать УУД. Свою работу по данной теме я обобщала на школьном уровне (педсовет) выступление на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся начальной школы»  и муниципальном (городские педагогические чтения)

2.5.Результаты внеурочной деятельности по предметам

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение, т.к. её цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать ребят предметом, вовлечь их в серьёзную работу.

Внеурочную деятельность я направляю на развитие и удовлетворение потребностей обучающихся и родителей в получении качественного образования. Использую все возможности для обеспечения самореализации детей, мотивированных на достижение высоких учебных результатов.

Главное во внеурочной деятельности – осуществить взаимосвязь общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Поэтому внеурочную  деятельность я  провожу в системе.

Ученики моего класса с большим желанием  разрабатывали различные плакаты, листовки, рисовали рисунки к школьным и муниципальным конкурсам. Было положено начало работе по проектной деятельности.

 Обучающиеся принимают активное участие во всех мероприятиях  школьного, городского и муниципального уровней.

Мероприятие

Победители

Конкурс поделок ко дню матери

Собирова Сабрина 2 местоВолодченков Олег 3 место

Фестиваль детского творчества «Гагаринская весна»

2 место

Конкурс поделок из природного материала

Соколова Виктория 1 место

Кибирев Иван 2 место

Суржик Дарья 3 место

Конкурс поделок для птиц

Володченков Олег 1место

Федорова Алина 2 место

Конкурс стихотворений ко Дню победы

Суржик Дарья 2 место

Экологические проекты

Соколова Виктория 1 место

Володченков Олег 2 место

Шарганова Ирина 3 место

Результаты международной игры – конкурса

«Русский медвежонок – языкознание для всех» 2012

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Место в школе

Учитель

1

Соколова Виктория

2 Б

1

Назарова Т.В.

2

Кибирев Иван

2 Б

2

Назарова Т.В.

3

Ноздрина Елизавета

2 Б

3

Назарова Т.В.

4

Старицин Константин

2 Б

4

Назарова Т.В.

Результаты математического конкурса – игры «Кенгуру-2012»

класс

Ф.И.О.

место в школе

Учитель

2 Б

Кибирев Иван

1

Назарова Т.В.

2 Б

Соколова Виктория

2

Назарова Т.В.

2 Б

Суржик Дарья

2

Назарова Т.В.

2 Б

Федорова Алина

2

Назарова Т.В.

   

   

                         

Мы принимали активное участие в проведении  Дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников, где я  проводила открытые уроки.  Я разработала и провела  открытое мероприятие - презентацию на тему: «Здравствуй, Школа!»,  которое посетило 57 человек (см. Приложение 1).

Мы принимали активное участие в творческом проекте «Территория общественных дел» Мною разработано и проведено КТД «Вся семья вместе и душа на месте» (см. Приложение 2)

Мы принимали активное участие в Дне науки. Я разработала и провела мероприятие на тему: «Что изучает наука экология» (см. Приложение 3)

Каждый год мы отмечаем День космонавтики. Презентация на тему «Космос» (см. Приложение5)

2.6. Использование здоровьесберегающих технологий

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»

Цели - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

  • Стараюсь обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Формирую необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Учу использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой целей напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

рациональная организация двигательной активности учащихся;

система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Принципы  здоровьесбережения

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

1.Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.        
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

Мною разработаны и проведены мероприятия:

Классный час на тему: «Здоровье – наше богатство»

Проект на тему: «Мы за здоровый образ жизни»

Викторина на тему: «Здоровый образ жизни – это здорово»

Презентация на тему: «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

Разработана программа кружка «Азбука здоровья» (см. Приложение 4)

2.7. Использование современных педагогических информационно-  

       коммуникационных технологий

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии  даю возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Активно использую компьютерные технологии – это  позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.

Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей;

 увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;

 развитие коммуникативных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

 эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

 развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

 формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики

В своей работе я использую:

Личностно – ориентированные технологии

Cтавят в центр всей образовательной системы личность обучаемого.

Я стараюсь обеспечить комфортные, бесконфликтные условия для развития личности, реализации ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он  - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно – ориентированного урока.

  • Я конструирую дидактический материал разного типа, вида и формы, определяю  цель, место и время его использования на уроке.

Продумываю  возможности  для самостоятельного проявления учеников. Предоставляю им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Организую обмен мыслями, мнениями, оценками. Стимулирую учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Стремлюсь к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Разноуровневое обучение

Изучаю способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается, и  выделяю 3 группы учеников:

-малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

-талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

-около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого дифференцирую задания по уровню сложности. Обучающиеся овладевают программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Технология коллективного взаимообученя

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии использую три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбираю четверых учащихся и предлагаю им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

 каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Технология сотрудничества

 Обучение происходит  в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

 Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых группах – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

В своей работе использую элементы  перспективно - опережающего обучения.

  • Применяю личностный подход;
  • Нацеливаю на успех как главное условие развития детей в обучении;  
  • Работаю над предупреждением ошибок;
  • Использую  дифференцированные, т.е. доступные для каждого задания;  
  • Использую опосредованное обучение (Знаешь - научи другого).

 По методу С. Н. Лысенковой трудную тему  затрагиваю заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

На каждом уроке  использую комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Активно применяю опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-во внеклассной работе.

Я использую игры  для решения комплексных задач усвоения нового,

развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

  • Продумываю место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе.
  • Систематически  использую игры в образовательном процессе.
  • Сочетаю игры с обычными дидактическими упражнениями.

Технологии проблемного обучения


«Единицей» учебного процесса является проблема - скрытое или явное противоречие. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их;)
  • проверку правильности решения.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Использую четыре уровня проблемности в обучении.

1. Сама ставлю проблему (задачу) и сама ее решаю  при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Я сама ставлю проблему, ученики самостоятельно или под моим руководством находят решение. Я  же направляю самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему,  я  помогаю ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

В своей педагогической деятельности я использую Интернет ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность.  Постоянно занимаясь самообразованием, я изучила пакет программ MicrosoftOffice. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности.

Мои разработки находятся на сайте школы и на сайте комитета образования города Гагарина.

Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.

Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.

                                       Стимулирует

                          волю           внимание            память

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога

Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Содержательный компонент системы

определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний обучающихся.

Я  постоянно и систематически повышаю педагогическое мастерство, веду работу по самообразованию и самосовершенствованию. Глубоко убеждена, что человек должен учиться на протяжении всей своей жизни, готовить себя  к  каждому из ее этапов. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем.

В своей педагогической деятельности я планирую и дальше творчески реализовывать инновационные направления в совершенствовании учебно–воспитательного процесса в целях формирования   всесторонне  развитой, социально адаптированной личности школьника.

Свой педагогический опыт я обобщаю

  • на заседаниях школьного МО. 23 марта 2012года - Круглый стол по обмену опытом работы учителей школы по теме «Современный урок сегодня» (личностно-ориентированный подход в обучении учащихся);
  •  на методических объединениях учителей начальных классов. Выступаю с докладами по теоретическому материалу, «Развитие творческого потенциала обучающихся начальной школы», «Делимся опытом»: Внеурочная деятельность учащихся 2-ых классов.
  • на педсоветах: отчет о коллективно- творческом деле «Я и моя семья»
  •   провожу открытые уроки: урок русского языка на тему: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы», урок окружающего мира на тему: «Путешествие по Москве».
  • руковожу исследовательскими работами учащихся.
  • участвую в городских семинарах  апрель 2012 « Актуальные проблемы и перспективы развития начального образования на этапе внедрения ФГОС».
  • мною была разработана программа летней оздоровительной площадки, которая успешно была реализована в летний период на детской площадке.
  • при наборе учащихся в 1-ые классы я веду занятия для детей и родителей по специально разработанной программе.

        Изучая опыт учителей школы, города имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью и своими наработками поделиться со своими коллегами.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио

Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...

Методические материалы для учителя по программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры" 1-4 класс Авторы: Назарова С.Л., Перминова Г.Н.

Уважаемые коллеги!Данное пособие предназначено для учителей рисования, воспитателей детских садов,руководителей изостудий, учителей начальных классов и родителей. Даётся пошаговый алгоритм работы...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерациипо педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов ...

Рабочая программа Назаровой Т.И. на 2015-2016 учебный год

Титульный лист, пояснительная записка, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование по всем предметам на 2015-2016 (2 класс)...

Система работы по патриотическому воспитанию Т.В.Назаровой

Содержание презентацииСлайд №3 - эпиграф к работе.Слайд№4 – идея, цель, задачи.Слайд №5 – определение патриотизма.Слайд №6-7 -70 лет Победе.Слайд №8 –9 о Е.В.Камышеве.Слайд №10-11 ...

Конспект занятия «Подготовка к празднованию дня рождения подросткового клуба им. И.С. Назарова»

Подростковый клуб имени И.С. Назарова был открыт в 1969 году. Благодаря поисковой группе ребят из этого клуба нашедших информацию о герое и обратившиеся к администрации города с просьбой присвоить клу...