Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya-issledovatel_3.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № ______

«__»__________2013 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Медико-биологический

 лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ № ___________

 «__»___________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Я - исследователь»

3 класс

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея.    Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

    Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся. 

     Рабочая программа составлена  на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико- биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г., базой которой стали методические рекомендации  А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление, сопровождаемое презентацией на конференциях разного уровня.

Цель программы:

 трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей младших    школьников;
  • развитие познавательных способностей младших    школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

 по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий

Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.

Содержание программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Методические и учебные пособия   для учителя:

  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

Оборудование и приборы –

  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийная установка.
  1. Дидактический материал :
  • Презентации;
  • Карточки и раздаточный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

•    А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

•   А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

•   А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Измерители,виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Результаты летних наблюдений учащихся за объектами природы. 

1

Уметь вести наблюдение, фиксировать данные по наблюдению.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании  и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений,

группы животных др.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

2

Какими могут быть темы исследования.

 

1

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.

Уметь наблюдать.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

3

Цель и задачи исследования.

1

Знать понятия цель и задачи исследования.

Уметь формулировать цель и задачи работы.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез.

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. 

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

5

Классификация вопросов.

 

1

Знать группы вопросов.

Уметь строить и задавать вопросы.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

6

Выбор методов исследования. Учимся наблюдать за животными.

1

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

7

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами. 

1

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

октябрь

8

Эксперименты с домашними животными.

1

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

октябрь

9

Знакомство с логикой. Суждения и умозаключения.

 

1

Уметь выполнять классификации.

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

10-11

Как работать с книгой.

 

2

 Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

ноябрь

12

Учимся выделять главное и второстепенное.

Как делать схемы. Графические схемы «Паучок», «Дерево».

 

1

Уметь выделять главное и второстепенное из материала, предложенного учителем.

Уметь строить схемы «Дерево»,     « Паучок».

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

13

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

1

 Уметь писать и читать пиктограммы.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

14

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

1

Знать приемы исследовательской деятельности.

 Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».  

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

15

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь организовывать групповой исследовательский проект,  познакомить с методикой группового исследования.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

16

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

17

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Текущий контроль (устный опрос)

январь

18

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации.

Текущий контроль (устный опрос)

январь

19

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

январь

20

Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Уметь строить защиту исследовательского проекта.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

21

Классная научно-практическая конференция.

1

Уметь строить защиту исследовательского  проекта.

Выступление учащихся по своей теме исследования.

февраль

22

Анализ защиты исследовательских проектов.

1

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».

1

Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2

Уметь применять методику исследовательской деятельности  на практике.

Тренинг

март

март

26-27

Экспресс-исследование

 

2

Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности.

Практическая работа.

март апрель

28

Коллективная игра-исследование  «Соседи по планете»

1

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Практическая работа.

апрель

29-30

Подготовка исследовательских работ к защите

2

Уметь строить защиту исследовательской работы.

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

апрель

31-32

 

Защита исследовательских работ и  учащихся 3 класса. 

2

Уметь строить защиту исследовательской работы.

Выступление учащихся по своей теме исследования.

май

май

33

Анализ защиты исследовательских работ.

1

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Текущий контроль (устный опрос)

май

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

1

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования, вести дневник наблюдений.

Текущий контроль (устный опрос)

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

Рабочая программа за курс 2 класса

Рабочая программа для обучающихся по программе АООП для ЗПР Вариант 7.2....

Рабочая программа за курс 3 класса УМК Школа России

Рабочая программа для обучающихся по АООП для ЗПР Вариант 7.2...

Рабочая программа за курс 4 класса УМК Школа Росии

Рабочая программа для обучающихся 4 класса по АООП НОО для ЗПР Вариант 7.2....