Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya-issledovatel_3.docx | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________/ Широких И. Г./ Протокол № ______ «__»__________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Асташкина С.Г./ «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова _____________/Сыромолотова Т.Я./ Приказ № ___________ «__»___________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны
высшей квалификационной категории
по курсу «Я - исследователь»
3 класс
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико- биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г., базой которой стали методические рекомендации А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление, сопровождаемое презентацией на конференциях разного уровня.
Цель программы:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.
Содержание программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Методические и учебные пособия для учителя:
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Оборудование и приборы –
- Персональный компьютер;
- Мультимедийная установка.
- Дидактический материал :
- Презентации;
- Карточки и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Литература, использованная при подготовке программы –
• А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
• А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
• А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Измерители,виды и формы контроля | Сроки проведения | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Результаты летних наблюдений учащихся за объектами природы. | 1 | Уметь вести наблюдение, фиксировать данные по наблюдению. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | |
2 | Какими могут быть темы исследования.
| 1 | Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия. Уметь наблюдать. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
3 | Цель и задачи исследования. | 1 | Знать понятия цель и задачи исследования. Уметь формулировать цель и задачи работы. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
4 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез. Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
5 | Классификация вопросов.
| 1 | Знать группы вопросов. Уметь строить и задавать вопросы. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | ||
6 | Выбор методов исследования. Учимся наблюдать за животными. | 1 | Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | ||
7 | Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами. | 1 | Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | октябрь | |||
8 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | октябрь | ||
9 | Знакомство с логикой. Суждения и умозаключения.
| 1 | Уметь выполнять классификации. | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь | ||
10-11 | Как работать с книгой.
| 2 | Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь ноябрь | ||
12 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Графические схемы «Паучок», «Дерево».
| 1 | Уметь выделять главное и второстепенное из материала, предложенного учителем. Уметь строить схемы «Дерево», « Паучок». | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь | ||
13 | Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. | 1 | Уметь писать и читать пиктограммы. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
14 | Как сделать сообщение о результатах исследования.
| 1 | Знать приемы исследовательской деятельности. Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
15 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь организовывать групповой исследовательский проект, познакомить с методикой группового исследования. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
16 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
17 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Текущий контроль (устный опрос) | январь | ||
18 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации. | Текущий контроль (устный опрос) | январь | ||
19 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | январь | ||
20 | Групповой исследовательский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | Уметь строить защиту исследовательского проекта. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль | ||
21 | Классная научно-практическая конференция. | 1 | Уметь строить защиту исследовательского проекта. | Выступление учащихся по своей теме исследования. | февраль | ||
22 | Анализ защиты исследовательских проектов. | 1 | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль | ||
23 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований». | 1 | Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль | ||
24-25 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 2 | Уметь применять методику исследовательской деятельности на практике. | Тренинг | март март | ||
26-27 | Экспресс-исследование
| 2 | Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности. | Практическая работа. | март апрель | ||
28 | Коллективная игра-исследование «Соседи по планете» | 1 | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. | Практическая работа. | апрель | ||
29-30 | Подготовка исследовательских работ к защите | 2 | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Текущий контроль (устный опрос) | апрель апрель | ||
31-32 |
Защита исследовательских работ и учащихся 3 класса. | 2 | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Выступление учащихся по своей теме исследования. | май май | ||
33 | Анализ защиты исследовательских работ. | 1 | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | Текущий контроль (устный опрос) | май | ||
34 | Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы. | 1 | Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования, вести дневник наблюдений. | Текущий контроль (устный опрос) | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)
Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...
Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
Рабочая программа за курс 2 класса
Рабочая программа для обучающихся по программе АООП для ЗПР Вариант 7.2....
Рабочая программа за курс 3 класса УМК Школа России
Рабочая программа для обучающихся по АООП для ЗПР Вариант 7.2...
Рабочая программа за курс 4 класса УМК Школа Росии
Рабочая программа для обучающихся 4 класса по АООП НОО для ЗПР Вариант 7.2....