Статья "Самоподготовка"
статья на тему

Саукова Лариса Константиновна

Одним из важнейших моментов в группе продленного дня является самоподготовка. Как помочь детям в выполнении домашних заданий и научить их самостоятельно работать говорится в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka_lk.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

САМОПОДГОТОВКА

Из своего многолетнего опыта работы и учителя начальных классов, и воспитателя ГПД, хочу отметить важность самоподготовки, то есть выполнения домашнего задания в группе продленного дня. Сейчас большинство родителей оставляют своих детей на «продленку» только ради выполнения домашних заданий. По данным анкетирования 87% современных родителей именно ради выполнения домашнего задания. Поэтому, я считаю, это одним из важных аспектов моей работы.

Самоподготовка – это одна из форм организации внеурочной учебной деятельности младшего школьника  в  группе продленного дня. Это обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования и самовоспитания. Самоподготовка должна способствовать разностороннему развитию личности ребенка.

Во время самоподготовки воспитатель должен поддерживать необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивать успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Иногда, если материал сложный, воспитателю приходиться дублировать объяснение учителя, повторить фронтальное объяснение, несколько раз объяснить индивидуально. Но в большинстве случаев воспитатель должен побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые  усилия, развивать мыслительные, логические и творческие способности.

Перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности, воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия. Такие занятия, их можно назвать умственной гимнастикой, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Продолжительность таких  занятий – 10–15 минут. В ходе таких занятий воспитатель акцентирует внимание на самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, полноценного отдыха и положительного эмоционального настроя на выполнение домашнего задания.

У воспитателей нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Поэтому возникает проблема, чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали?  Я в таком случае провожу развивающие занимательные игры и упражнения, которые способствуют осознанному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. Мои воспитанники очень любят ребусы, головоломки, кроссворды.

При правильной организации подготовки домашних заданий знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование при выполнении домашнего задания..

          При подготовке домашних заданий самостоятельная работа — это главный вид деятельности. Ее необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе.

Ученик самостоятельно продолжает то, что делал в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Поэтому домашняя работа — не только важная форма организации обучения, но и представляет собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Ценность самоподготовки (выполнения домашних заданий) состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом.

Готовя учащихся к выполнению домашних заданий, учитель объясняет, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. А в функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:

•     формирование познавательной учебной  деятельности детей;

•     обучение навыкам самостоятельной работы;

•     привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;

•     обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.

Для успешного осуществления этих задач, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.

 Постоянный контакт между учителем и воспитателем предполагает единство требований, с которыми они подходят к учащимся. Основной формой связи в их работе является взаимопосещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного  материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.

«…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Вот главный принцип работы учителя и воспитателя.