Главные вкладки

    «Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»
    статья на тему

    Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение «Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»

    Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.

    Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.

    В свете вышеизложенного изменяются и требования к современному уроку в начальной школе.  Учителю необходимо осознать, что урок,  оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Современный урок - это урок,  возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью.

    Таким образом, ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

    Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

    • «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
    • Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
    • «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

    Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

    «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

    Каким  в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....

    Какими  же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?

    Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

    • когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
    • деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
    •  ценностно - смысловой  - оценивание, отношение, эмоции, воля

    Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время этот вопрос находится в стадии разработки. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.

    А.в. Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетентностей:

    1. ценностно-смысловые
    2. учебно-познавательные
    3. информационные
    4. коммуникативные
    5. социально-трудовые
    6. компетенции личностного самосовершенствования

    Авторы Образовательной системы  «Школа 2100» выделяют такие ключевые компетенции:

    1. организационные
    2. интеллектуальные
    3. коммуникативные
    4. оценочные

    Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

    Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио).  Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

            В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.

    С первого класса учителя   включают в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

    Рассмотрим это на примере математики.

    Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

    1. Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                       

                                         дм                                 дм

                                                            дм

     

    1. Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

    Анализ задания:

    1. задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность
    2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся
    3. Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
    4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
    5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

    Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

    Продуктивные задания.

    1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

               1* <  *6                  14 > *                     1* < *

              12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

    2.   Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

    3.   Попытайся решить уравнение. 

                                                37 - х = 50

    Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

    Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но  представлена в учебниках  всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

    - Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

          Начиная с первого класса у младших школьников также  формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

    - Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

    Задание на развитие оценочных умений.

           Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у мл. шк. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

    1 лист:

    -Найди и исправь ошибки.

    2 лист:

    -В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

    3 лист:

    -В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

             В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

             В современных учебных программах  отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:

    Задание. Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это центнеров?

     Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.

               Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

               В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

    И закончить свое выступление я хотела бы стихотворением:

    Учить детей сегодня трудно

    И раньше было нелегко.

    Читать, считать, писать учили:

    «Даёт корова молоко».

    Век XXI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но  от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.

    Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

    Светились от улыбок и любви,

    Здоровья вам и творческих успехов

    В век инноваций, новизны!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компетентностный подход в обучении младших школьников

    Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

    Компетентностный подход в обучении младших школьников

    В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    Компетентностный подход в обучении младших школьников

    Использование компетентностной модели в образовании...

    Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников

    Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...