"Недостающее звено в обучении"
статья (2 класс) на тему

Глоба Светлана Николаевна

Мое мнение и оценка курсу "Мир деятельности" Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostayushchee_zveno.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

"Недостающее звено в обучении".

"Цель  образования не в обучении, а в способности и желании обучения;

не знание, а вдохновение". 

Чарльз В. Элиот

Сегодня учителям приходится  ставить перед собой вопросы:"Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?".

Современное, информационное общество запрашивает у школы человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: "научить жить", "научить учиться", "научить работать","научить жить вместе".

С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика составляет цель и основной результат образования на основе усвоения универсальных учебных действий (далее – УУД).

Что ученик должен знать? Современное начальное образование дает ответ не только на этот вопрос, но и формирует УУД (личностные, коммуникативные, познавательные) в регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности у школьников. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Так как происходит диссонанс между требованиями к учащимся и их возможностями реализовывать полученные знания. Необходим инструмент, который обеспечит успешность каждого учащегося, создаст оптимальную базу УУД для дальнейшего обучения. Я думаю, что таким инструментом, недостающим звеном в обучение, который развивает УУД, может стать курс  "Мир деятельности" под редакцией Л.Г. Петерсон.

Курс «Учись  учиться»   является  весьма  актуальным  по нескольким причинам.

Во-первых,  при  переходе  из  дошкольного  возраста  в  школьный   в  жизнь  первокласс--ника  входит   учение как  ведущая  и  обязательная  деятельность,  требующая  от 

него  систематического организованного  труда  и  новых   УУД.

Во-вторых,  при  переходе  из  детского  сада  в  школу  первоклассники    осваивают  не 

только  новый  вид  деятельности (учебную  деятельность),  но и постигают  новую  социальную  роль,  роль  ученика, значительным  образом  изменяется его  социальное  окружение,  появляются  не  только  одноклассники,  но  учителя,  учащиеся  других  классов, т.е.  школа  как  большая  социальная  группа, в  которую  включается ребенок.

В-третьих,  изменяется  коренным  образом  весь  его  уклад   и  образ  его    жизни. Став  первоклассником,  ребенок   приобретает  не  только  новые  права, но  и  обязанности,  которые  он  обязан  выполнять,,  он  вынужден   подчиняться  новым  для  него  правилам  школьной  жизни,  что  в  таком  возрасте  сопровождается    тревожностью  и  страхом,  он  сталкивается  с  определенными  трудностями,  а  опыта  их  преодоления  практически  не  имеет.  Всё  это,  несомненно, требует  особой  педагогической  заботы  и  психологического  сопровождения  с  первых дней пребывания первоклассника в школе.

В- четвертых,  с  первых  дней  обучения  в  школе к ребенку  предъявляются  требования,  познавательных  процессов (памяти,  внимания,  мышления,  воображения), учебной мотивации, черт  характера,  помогающих или мешающих успешно учиться.

Курс "Мир деятельности" -  инструмент для грамотного, последовательного и продуктивного  формирования УУД. Практическая значимость и необходимость такого надпредметного курса становится очевидна каждому, кто ознакомится с программой. Содержательно-методические  линии, из которых состоит "Мир деятельности", включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС.

Основные виды УУД в ФГОС:

Основные линии курса «Мир деятельности»

1. Регулятивные

1. Организационно-рефлексивная

2. Коммуникативные

2. Коммуникативная

3. Познавательные

3. Познавательная

4. Личностные

4. Ценностная

С первых же дней школьной жизни первоклассники пытаются «ответить на вопрос:" Что значит уметь учиться?",организовывать и управлять своей учебной деятельности ,получают опыт организации и управления своей учебной деятельностью.  Этот курс помогает ребенку создать содержательный образ современного ученика, умеющего и желающего учиться.

  Сегодня у меня обучается 29 учащихся. В  1 классе это были довольно «разноплановые» дети, которые  не умели слушать и слышать не только учителя, но и самих себя. С  2012 года я начала работать над  апробацией надпредметного курса "Мир деятельности",основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Я заметила, что мои ученики стали осознанно относится к учебе, делать задания с желанием, понимая, что от этого зависит результат. Они стали  терпимее, доброжелательнее друг к другу.

 Как же происходит формирование УУД?

Первичный опыт УУД учащиеся получают на предметных уроках, на которых они включены в учебную деятельность.

В надпредметном курсе "Мир деятельности" развивается мотивация к обучению и учащиеся  получают знания УУД.

То есть:

- на предметных уроках - тренинг, самоконтроль, коррекция;

- в надпредметном курсе "Мир деятельности - контроль.

 Надпредметный кур "Мир деятельности"помогает формировать у учащихся надпредметные умения, и помогает  ответить на вопрос: "А зачем я каждый день хожу в школу?",  что это значит "Уметь учиться?". Ребята с удовольствием работают на этих занятиях, они знакомятся с  правилами поведения ученика в школе, ролью родителей и учителей  в учебной деятельности. В ходе изучения данного курса,  учащиеся сформулировали два основных шага успешной учебной деятельности современного ученика - первый шаг: "Что я не знаю?",  и второй шаг: "Сам нахожу способ, для достижения поставленной цели".

На уроках курса «Мир деятельности» дети приобретают первый опыт «исследования», учатся фиксировать свои затруднения и проектировать выход из создавшейся ситуации, учатся самоконтролю, чувствуют «вкус открытия». Я думаю, что эти занятия способствуют повышению мотивации школьников  к самостоятельному и осознанному учению, создают прекрасные условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы и помогают строить межличностные отношения.

Такие занятия как:

"Что такое диалог? Правило ведения диалога. Как быть понятым на уроке?"-  развивают умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (коммуникативные УУД)

"Затруднение - мой помощник в учении", "Как проверить свою работу?" "Ставлю цель", "Планирование учебной деятельности" - развивает волевую саморегуляцию, оценку, целепологание, планирование, прогнозирование. ( регулятивные УУД)

"Как выяснить, что я не знаю?", " Пробное учебное действие" - обучают в постановке и решении проблем. формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем."Учусь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать",  - помогают в установлении причинно- следственных связей, построение логической цепочки, рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование                              (познавательные УУД)

"Ценности нашей жизни.Знание.", "Что значит быть здоровым?", "Вера в себя" "Личные качества ученика", "Уважение и терпимость к другим" -  способствуют развитию самоопределению, самообразованию, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личных ценностей.( личностные УУД).

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Спасибо авторам за прекрасное методическое пособие с программой, тематическим планированием, сценариями каждого урока, а также за современные демонстрационные материалы, CD-диск с презентациями. В методическом пособии содержатся рекомендации по работе с демонстрационным и раздаточным материалом, раскрываются смысл и цели каждого занятия. Курс "Мир деятельности", безусловно,  заслуживает самых высоких оценок. Во всем прослеживается  логика, научность, целостность, творчество.Благодаря этому у меня не возникает серьёзных затруднений в работе. Рубрики "Мои заметки", "Заметки на полях", "После урока" - замечательная находка авторов. Это возможность для учителя проявить творчество, инициативу, способ незамедлительно внести необходимые коррективы и делать систематически.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Глоба Светлана Николаевна

Образование: Южно-Сахалинский государственный педагогический институт  1992г. выпуска, по специальности педагогика и методика начального обучения.

Место работы: г.Корсаков МБОУ "СОШ№6" педагог начальных классов.

Стаж работы в занимаемой должности - 27 лет.

Квалификация высшая

Награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации" -20.06.08г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

"Недостающее звено в обучении"

Мое мнение и оценка курсу "Мир деятельности" Петерсон...

Преемственность между начальным и средним звеном школьного обучения

В статье рассматривается процесс преемственности при переходе из начальной в среднюю школу....