Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)
статья по теме

Бигдай Елена Алексеевна
                                           ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-
                                                           Это ощущение тайны. Она источник всякого                        
                                                           Искусства, науки, открытия…’’
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.17 КБ
Файл foto.docx988.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 101

г. Самара

                                                       Бигдай  Елена Алексеевна

           

Применение технологии проектного обучения

                                в    начальной школе.

                                           ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-

                                                           Это ощущение тайны. Она источник всякого                        

                                                           Искусства, науки, открытия…’’

     Сколько загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире! Мире ярком, многогранном и многоцветном. Сложно ли ребёнку найти ответы на все интересующие его вопросы? Сложно, но очень интересно! И ребёнок с радостью стремиться найти ответы на все как, отчего и почему?

       Мои ученики с удовольствием принимают участие в  различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

       Метод проектов даёт ученикам возможность  учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука.

        Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более  разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

         Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, … .                        

Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела опрос среди своих родных и оформила его результаты в виде презентации, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!’’.

        Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

        Очень эффективно проводить конкурсы проектов, выполненных самими учащимися, а также детьми с участием членов семьи. Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта.

         Итогом исследовательской работы может быть выступление на школьной конференции, где ребята представляют свои лучшие проекты. Но очень важно положительно отметить  каждую работу созданную детьми, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.

          Мои ребята работали над такими творческими проектами: ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’, ‘’Мы заняты разным делом’’, ‘’ Братья меньшие’’, ‘’ Творчество А. С. Пушкина’’, ‘’Где границы Вселенной?’’, ‘’ Влияние человеческого общества на жизнь собаки, её поведение и здоровье’’ и другие. Работая над проектом ‘’Наша жизнь’’ мы представляли проекты, связанные с исследованием истории, родословной и традиций семей учащихся, интересах одноклассников, знакомились с культурными традициями родного города, его достопримечательностями, жителями.

Лучшие работы вошли в состав классного сборника ‘’Наша жизнь’’.

        Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

             Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.   

     В ходе работы я убедилась, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается именно в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

      Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

                                                                             



Предварительный просмотр:

C:\Users\25\Desktop\наше фото\Уроки\DSC00202.JPGC:\Users\25\Desktop\наше фото\коллаж\DSC00018.JPGC:\Users\25\Desktop\наше фото\нов год\DSC00003.JPGC:\Users\25\Desktop\наше фото\новый год\DSC00084.JPGC:\Users\25\Desktop\наше фото\Уроки\DSC00132.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Применение метода проектного обучения в начальной школе.

Выступление на МУМО. Из опыта работы....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...