Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

    Рабочая программа курса

     «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»

          для учащихся 1-4 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitay_sebya_zdor.doc212 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Бунырёвская средняя общеобразовательная школа №14»

    301353 Россия, Тульская область, с.Бунырёво, ул.Приокская, д..51

    Тел.: 8(48753)77-123, 77-1-67

    Рассмотрено и рекомендовано            Рассмотрено и принято                            Утверждаю

    На заседании  ШМО                             на заседании педагогического                 Приказ от__________

    Начальных классов                                 совета                                                         Директор МБОУ

    Протокол от                                             Протокол от                                             «Бунырёвская СОШ №14»    

    «___»_____ 2013г. №                              «___»_____ 2013г. №                              _________Арсеньева Н.Г.

    Руководитель:_____

    «___»_____2013г

    Рабочая программа курса

     «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух».

                                                      для учащихся 1-4 классов

                                                      на 2013-2014 учебный год.

                                                                                                                                              Руководители кружков:

                                                                                                                                               Голикова Ирина Васильевна

                                                                                             Дайбова Валентина Петровна

                                                                                               Матускова Ольга Александровна    

                                                                                                                                               

                                                                                                                                             Согласовано

                                                                                                                                         Зам. директора по ВР

                                                                                                                                             _______Бережкова С.В.

    с.Бунырево

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            План внеурочной деятельности для обучающихся первого, второго, третьего, четвёртого классов МБОУ «Бунырёвская СОШ №14» разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

    Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

    Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

             Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

              Целью курсов «В здоровом теле – здоровый дух» - «Воспитай себя здоровым» является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.

               Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

                Организация внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения.

                 Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.

                Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.

           

    Направление

    Названия кружков, форм деятельности

                        Класс/количество часов в год

        Итого

               1

            2

         3

          4

    Спортивно-оздоровительное

    Кружок «Воспитай себя здоровым»

             33

               33

    Кружок «В здоровом теле- здоровый дух»

               34

               34

          34

              102

            Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

           В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

           Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок.  Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

             Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.           Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

    Задача  кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

    Работа  курса начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

                                                          Цели программы:

    1. Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности

    2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

    Задачи:

    1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

    2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

    3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

    4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

    5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

    Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

           Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

    Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

    • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
    • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
    • Повышение приоритета здорового образа жизни.
    • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
    • Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
    • Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

                                     Ожидаемые результаты.

    Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

    Обучающиеся должны уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать  экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

    Тематическое планирование 1 класс

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Коли-чество

    часов

    Дата

    Проведения

    33

    Народные игры

    1

    Русская народная игра «У медведя во бору»

    Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

    1

    2

    Русская народная игра «Филин и

    Игровые правила. Выбор и ограничение игрового

    1

    пташка».

    пространства. Проведение игры.

    3

    Русская народная игра «Горелки».

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    4

    Русская народная игра «Кот и мышь».

    Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

    1

    5

    Русская народная игра «Блуждающий мяч».

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    6

    Русская народная игра «Зарница»

    Правила игры. Проведение игры. Эстафета.

    1

    Игры на развитие психических процессов.

    1

    7

    Игры на развитие восприятия.

    Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

    1

    8

    Упражнения и игры на внимание

    Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

    1

    9

    Игры на развитие памяти.

    Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

    1

    10

    Игры на развитие воображения.

    Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

    1

    11

    Игры на развитие мышления и речи.

    Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».

    1

    12

    Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

    Игры «Баба Яга», «Три характера».

    1

    Подвижные игры

    1

    13

    Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

    Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.

    1

    14

    Игра с элементами ОРУ «Море Зрлнуется - раз»

    Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

    1

    15

    Игра с мячом

    Комплекс ОРУ с мячом.

    2

    «Охотники и утки».

    строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

    16

    Весёлые старты с мячом.

    Гимнастические упражнения. Эстафеты.

    1

    17

    Игра «Волк во рву»

    Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

    1

    18

    Весёлые старты со скакалкой

    Комплекс ОРУ со скакалкой.

    1

    19

    Игра с прыжками

    «Попрыгунчики-

    воробушки»

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    20

    Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

    Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.

    Метание снежков в цель.

    1

    21

    Игра «Белки, волки, лисы».

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    22

    Игра «Совушка».

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    23

    Игра «Удочка»

    Игры со скакалкой, мячом.

    1

    24

    Игра «Перемена мест»

    Построение. Строевые упражненияб перемещение.

    25

    Игра «Салки с мячом».

    Правила игры. Проведение игры.

    1

    26

    Игра «Прыгай через ров»

    Совершенствование координации движений.

    1

    Спортивные игры

    1

    27

    Лапта

    Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

    1

    28

    Баскетбол.

    Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

    1

    29

    Лапта

    Проведение игры.

    1

    30

    Спортивный праздник.

    Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

    1

    31- 33

    Резерв

    Подвижные игры

    3

    Тематическое планирование

    2 класс  (34 часа).

    Страна Здоровячков

                                           

    № п/п

    Тема занятия

    Кол –во

    часов

    Требования к уровню подготовки

    1-2

    Правила здорового образа жизни (проектная работа).

    2

    Понятие об образе жизни, его составляющие.  Необходимость владения навыками здорового образа жизни.  Влияние образа жизни на здоровье.

         Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье.

    3

    Как сохранить своё здоровье до самой старости.

    1

    Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.

    4

    Нужно ли заниматься физкультурой?

    1

    Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. Стремление быть ловким и сильным

    5

    Утренняя оздоровительная гимнастика.

    1

    Приобщение  к регулярным занятиям физическими упражнениями.

    6

    Физкультминутки на уроке.

    1

    Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности.

    7

      Упражнения для глаз.

    1

    Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения.

    8

       Вы больны.

    1

    Формирование  представлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.

    9-10

    Если хочешь быть здоров – закаляйся

    2

    Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий

    11-12

    Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП.

    .

    2

    Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом,  пути передачи вируса, признаки заболевания, меры  предосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни.

    13

     Твой друг заболел, чем ты можешь помочь?

    1

    Знание   причин заболевания ОРВИ и гриппом,  путей  передачи вируса, признаков  заболевания, меры  предосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни.

    14

    Домашняя аптечка, термометр.

    1

    Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.);

    • Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки;

    15

    Надо знать, как помощь оказать.

    Ножки погреем – и хворь одолеем!

    1

    Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можно  делать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений.

    16

     Лекарства. Отравления лекарствами

    1

    Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание  оказания первой помощи при отравлении

    17-18

    Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах)

    2

    Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.

    19

    Что вокруг нас может быть опасным?.

    1

    Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами.

    20

    Отравления ядовитыми веществами и угарным газом

    1

    Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом

    21-22

    Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.

    «Опасные растения и грибы»

    2

    Умение  распознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.

    23

    Викторина «Кто меня защитит?»

    1

    Определить уровень усвоения материала.

    24

    Умеешь ли ты плавать?

    1

    Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду.

    25

    «Отдыхаем без опасности»

    1

    Знание правил  поведения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже.

    26

    «Переход и светофор» и «Переходим улицу»

    1

    Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

    27

    «Виды транспорта» и «Правила для пассажиров»

    1

    Знание  различных  видов транспорта и правил поведения в общественном транспорте.

    28

    Внимание! Авария!» и

     «Как защитить себя во время аварии»

    1

    Знание возможных аварийных ситуаций  и других  опасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге.

    29

    «Один дома»

    1

    Умение  предвидеть опасность в

    повседневной жизни, в быту, особенно когда  дома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знание  правил безопасного обращения с бытовыми предметами.

    30

    «Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногие     друзья бывают опасны»

    1

    Знание правил безопасного поведения с

    домашними и бродячими животными. Знание  учащимся, как животные

    обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.

    31

    Огонь»

    1

    Умение  детей правильно вести себя при

    возгорании, задымлении, возникновении пожара.  Навыки безопасного поведения при пожаре.

    32

    «Элек тричество»

    1

    Умение детей правильно  пользоваться

    электроприборами. Знание  учащимися  правил оказания первой помощи при ударе током.

    33

    «Ожог

    1

    Знание учащимися  понятия «ожог»,

    «первая помощь при ожоге», «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи»

    34

    Праздник «Путешествие в страну Здоровье»

    1

    Повторение пройденного материала.

                                                             Содержание программы

          Владение навыками здорового образа жизни. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Физкультура и спорт способствуют здоровому образу жизни. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Один не ходи купаться на водоём.  Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Опасность от домашних или брошенных домашних животных. Животные как переносчики инфекций.  Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах.  

    Тематическое планирование

    3 класс (34часа)

    Правильное питание – основа здоровья

    № п/п

    Тема занятия

    Кол –во

    часов

    Требования к уровню подготовки

    1

    Если хочешь быть здоров.

    1

    Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

    2

    Самые полезные продукты.

    1

    Умение детей выбирать самые полезные продукты.

    3-4

    Всякому овощу – своё время.

    2

    Представление детей о  разнообразии  овощей

    5

    Как правильно есть.

    1

    Представление об основных принципах гигиены питания.

    6

    Удивительные превращения пирожка

    1

    Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

    7

    Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

    1

    Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

    8

    Плох обед, если хлеба нет.

    1

    Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

    9

    Время есть булочки.

    1

    Знание  вариантов  полдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.

    10

    Пора ужинать.

    1

    Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

    11 -12

    На вкус и цвет товарищей нет.

    2

    Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

    13

    Как утолить жажду.

    1

    Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

    14

    Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

    1

    Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

    15-16

    Где найти витамины весной?

    2

    Знание значения   витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

    17

    Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

    2

    Знание разнообразия  фруктов, ягод, овощей, их значения  для организма.

    18

    День рождения    Зелибобы. Проверь себя.

    1

    Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимися  полезных блюд для праздничного стола.

    19

    Давайте познакомимся!

    1

    Обобщение  уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.

    20

    Из чего состоит наша пища.

    1

    Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

    представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

    представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

    21

    Что нужно есть в разное время года.

    1

    Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знание  блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых  традиций  питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувства  уважения к культуре своего народа.

    22

    Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

    1

    Представление о зависимости рациона питания от физической активности;  умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.

    23

    Где и как готовят пищу.

    1

    Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство  с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомство  с основными признаками несвежего продукта.

    24

    Как правильно накрыть стол.

    1

    Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

    25

    Молоко и молочные продукты.

    1

    Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.

    26

    Блюда из зерна.

    1

    Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование  уважения к культуре собственного народа и других народов.

    27

    Какую пищу можно найти в лесу.

    1

    Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

    28

    Что и как приготовить из рыбы.

    1

    Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне.

    29

    Дары моря.

    1

    Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

    30-31

    Кулинарное путешествие по России

    2

    Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;  о кулинарных традициях  культуры своего народа.

    32 -33

    Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

    Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

    34

    Как правильно вести себя за столом.

    Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

                                                             Содержание программы

    Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше  молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна.  Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы  каждый день.

    Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление   о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;  о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы  сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.

    Тематическое планирование

    4 класс

    «Нет!» - вредным привычкам

    № п/п

    Тема занятия

    Кол –во

    часов

    Требования к уровню подготовки

    1

    Что  такое привычка?

    1

    Привычки и здоровье. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

    2

    Привычки вредные и полезные

    2

    Представление о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека

    3

    От здоровых привычек - к здоровой жизни

    1

    Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

    4

    Спешите делать добро

    1

    Потребность делать людям добро.

    5

    Мои эмоции. Как справиться с гневом.

    1

    Представление об отрицательной эмоции гнев. Возможные опасности гнева. эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражите

    6

    Зависть и жадность

    1

     Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.

    7

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    1

      В каких случаях и почему мы обманываем.  К чему может привести притворство и хвастовство. Как ложь становиться привычкой. « Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

    8-9

    Мы и наши близкие. Взаимодействие с другими взрослыми.

    2

    Чем озабочены и чего ждут от  детей  родители. Как доставить радость родителям.. Стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений. Умение оказывать и принимать поддержку окружающих.

    10 -11

    Капризы. Можно ли без них обойтись?

    1

    Воспитание в себе сдержанности.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.

    12

    Наказание

    1

    Можно  ли обойтись без наказания и  что для этого нужно

    13-14

    Вежливое общение.

    2

    Умение общаться - важный показатель воспитанности человека. Уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

    15-16

    Чувства и поступки.

    2

    Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различение хороших и плохих поступков;

    17

    Стресс

    1

     Понятие «стресс». Как избежать негативных  эмоций.

    18

    Сначала думать, потом  действовать

    1

    Умение избегать  опасных ситуаций, если сначала думать, потом действовать.

    19

    Умей выбирать Мое решение

    1

    Умение вырабатывать ответственность, отвечать за свои поступки.

    20-21

     Курение – это зло

    2

    Представление о немедленных и отдаленных последствиях курения. В чем непривлекательна внешность курильщика

    22- 23

    Зависимость

    2

    Опасность пассивного курения (вдыхание дыма окружающими). Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья

    24

    Как сказать нет

    1

    Формирование личной позиции по отношению к курению

    25

    Я выбираю

    1

    Тренинг

    26 -27

    Что такое алкоголь.

    2

    Представление о том, какие напитки и по какому признаку принято относить к алкогольным. Причины употребления алкоголя. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.

    28

    Алкоголю скажем нет

    1

    Представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Отрабатывается умение безопасного поведения при встрече с ним.

    29- 30

    Наркотик – путь в никуда

    2

    Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;

     Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно.

    31

    Наркотикам нет

    1

    Тренинг

    32

    Спорт против наркотиков

    Расширить спектр представлений о спорте и спортивных достижениях.  

    Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности,

    активности, солидарности.    

    33

    Я  здоровье берегу – сам себе я помогу

    1

    Праздник здоровья

    34

    Привычка сохранять здоровье

    Развитие потребности поддерживать своё здоровье.  

     

                                                             Содержание программы

    Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.  

                                   Изучив  программу, учащиеся будут знать:

    *   Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

    *  Способы сохранения и укрепления здоровья.

    *  Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

    *  Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

    * Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

    *  Основные приемы и методы психической релаксации.

                                 Изучив  программу, учащиеся будут уметь:

    * Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

    * Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

    * Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие  физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

    * Соблюдать правила личной гигиены.

    * Применять приемы и методы психической релаксации.

    * Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

                                                         Литература:

    1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
    2.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
    3.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
    4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
    5. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
    6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
    7. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
    8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
    9. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
    10. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
    11. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
    12. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
    13. Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
    14. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
    15. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
    16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2011.
    17. Короткое И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
    18. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С, 1975.
    19. Физическая культура / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.: «Фрахт», 1996
    20. Детские        народные подвижные игры - М.: Просвещение; Владос, 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 х КЛАССОВ

    Программа разработана в соответствии с требованиями новых ФГОС, для создания условий воспитания настоящего, духовно богатого, социально активного гражданина своей Родины.  Направлена на формирова...

    Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов

    Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...

    Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья

    Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийские кольца» (спортивно-оздоровительное направление) базовый уровень для учащихся 1-4 классов

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

    Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов

    Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...

    Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

    Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...

    Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

    Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...