Причины и характер проявления неуспеваемости Материал из книги Л.И. Славиной «Трудные дети Причины неуспеваемости | Характер проявления | 1. Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться) — влияют обстоятельства жизни ребенка в семье; — взаимоотношения с окружающими взрослыми; — положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками | — неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости; — нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных) | 2. Интеллектуальная пассивность — является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети — это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности. У них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение | — при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить; — вместо активного размышления использование различных обходных путей: основной прием при выполнении различных устных заданий — зазубривание (дословное, без выделения логических частей), при выполнении письменных— списывание, при устных ответах — подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п. — интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении | 3. Неправильные навыки и способы учебной работы — со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | — ученики не умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Наиболее распространенные из них: а) способы заучивания материала — заучивают текст, не выделяя логических частей; б) способы выполнения различных упражнений — начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание; в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. Например, в математике эти ошибки, хотя и не являясь результатом незнания, часто препятствуют школьнику довести решение до конца; г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности | 4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду — пробелы в воспитании (нет постоянных учебных обязанностей, не приучены; выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе | — нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много времени задание; — небрежность и недобросовестность в выполнении своих трудовых обязанностей; — невыполненные или частично выполненные домашние задания; — неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома | 5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов | — знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, ненужными школьнику, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
|
|
Материал из книги Л.И. Славиной «Трудные дети»
|
Причины и характер проявления неуспеваемости Причины неуспеваемости | Характер проявления | Комментарии психолога (за рекомендациями обращаться к Савельевой Е.Н.) | 1. Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться) -влияют обстоятельства жизни ребенка в семье; -взаимоотношения с окружающими взрослыми; -положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками | - неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости; -нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных) | -развитие учебных интересов -формирование устойчивой мотивации достижения успеха -закрепление осознания школьником своих достижений и успехов, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности -порицание должно быть предельно конкретным и касаться ясно осознаваемых учеником недостатков | 2. Интеллектуальная пассивность — является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети — это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности. У них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение | -при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить; -вместо активного размышления использование различных обходных путей: основной прием при выполнении различных устных заданий — зазубривание (дословное, без выделения логических частей), при выполнении письменных— списывание, при устных ответах — подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п. -интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении | -развитие учебных интересов -формирование интеллектуальных умений – выделение умственных операций, доведения их до уровня осознания и специальное обучение | 3. Неправильные навыки и способы учебной работы — со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | -ученики не умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Наиболее распространенные из них: а) способы заучивания материала — заучивают текст, не выделяя логических частей; б) способы выполнения различных упражнений — начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание; в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. Например, в математике эти ошибки, хотя и не являясь результатом незнания, часто препятствуют школьнику довести решение до конца; г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности | -замена неправильных способов и приемов правильными -обучение логическим приемам запоминания, смысловой обработки материала (группировка материала, выделение опорных пунктов, составление планов, тезисов и т.д.) -дать возможность ученику проследить в течение 2-3 недель (хотя бы по отметкам) результаты своего учебного труда по старой системе и по новой -давать ученику индивидуальные задания, которые неизбежно требуют новых способов работы | 4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду — пробелы в воспитании (нет постоянных учебных обязанностей, не приучены; выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе | - нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много времени задание; - небрежность и недобросовестность в выполнении своих трудовых обязанностей; - невыполненные или частично выполненные домашние задания; - неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома | | 5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов | -знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, ненужными школьнику, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности | -развитие учебных интересов через простейшие «побочные» интересы (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному опыту детей, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий). -использование на уроках наглядных пособий, элементов игры и т.п. формирует начальный интерес к предмету |
|
|
|
|
|