Развитие критического мышления младших школьников
статья на тему

 Материал содержит краткое описание из опыта работы по применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чубук Наталья Ивановна

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №4, г. Пыть-Яха

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

(из опыта работы)

Мышление развивается в проблемной ситуации,

 Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

 В настоящее время ученые отмечают, увеличение высокими темпами объёма знаний человека в структуре мышления, которое связано со стремительным ростом информации.
    Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Что такое критическое мышление? Мне кажется, это умение человека реально проанализировать, оценить происходящие вокруг него события, высказать своё личное мнение по поводу происходящего, определить своё «я» в нём. Ведь даже среди взрослых людей не каждый может это делать. Поэтому необходимо с детства развивать самостоятельное мышление каждого ребенка, которое носит индивидуальный характер.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает ситуация или задача, с которой ребёнок сталкивается впервые и  у него нет готового ответа, ему недостаточно знаний, то есть нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
     Как заинтересовать современных школьников, как повысить учебную мотивацию? Другими словами, научить учиться?

На эти вопросы каждый учитель отвечает по-своему. Но, по-моему, всем педагогам  давно стало понятным, что структура современного урока, подход к обучению должны быть совершенно иными, должны соответствовать современным требованиям образования. Когда учитель лишь направляет, а ученик сам добывает знания, в тесном  сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в постоянном поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Одной из технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. С данной технологией я познакомилась сравнительно недавно. Меня заинтересовали приёмы  технологии критического мышления, и я решила её изучить основательно.

Вот уже два года я использую данную технологию в учебном процессе.  Получаю  удовлетворение, глядя, как горят глаза детей, как раскрывается их творческий потенциал.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадия осмысления  и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
        2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
        3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу несколько примеров из практики.

Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы.  Их значимость в обобщении и запоминании материала трудно переоценить

Пример: русский язык 3 класс. Составление кластера при изучении частей речи.

При изучении темы «Имя существительное», «Имя прилагательное» в центре листа дети записывают изучаемую часть речи, у каждой группы свой лист. Затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о существительном

Рассмотрим тему «Разнообразие животного мира» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается всё, что им известно о животном мире, после чего создаётся кластер. Выслушивая каждую группу, обобщаем и систематизируем знания, задаем вопросы, на которые хотели бы найти ответ.  

Прием «Корзина идей»

Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

1.Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 2-3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся  к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

 5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока)

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

    Для того чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо  самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру» Являются ли однокоренными слова: Родина, род, родители, однокоренными? Дети, которые первыми нашли ответ получают отметку «5». Обязательное условие:  указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, почерпнутая из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Прием «Письмо другу».

Дети могут написать письмо  любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме,  и т.д. Перед этим раздаю памятки:

  1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)
  2. Больше всего запомнилось
  3. Понравилось
  4. Не понравилось
  5. Мое эмоциональное состояние
  6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, таким образом я могу проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

Примеры:

Ахунов Даниил, 3б класс.

«Письмо другу от Даниила.

Дорогой Mr Ldotowka, то есть Рома! Я прочитал рассказ Виталия Бианки «По  следам». Больше всего мне запомнилось, как отец персонажа Егорки искал его по лесу. Мне понравилось, как Егорка рассказывал папе о своём спасении от волков.

Я волновался за мальчика. Я переживал за героя в начале, но дочитав рассказ до конца, успокоился.

Этот рассказ учит меня слушаться лучше родителей и сдерживать себя с эмоциями. Я думаю, что эта история, достойна,  быть прочитанной.

Твой друг Даниил.»

Чулакова Екатерина, 3б класс.

«Здравствуй мама! Вчера я прочитала отрывок из сказочной повести «Волшебник Изумрудного города». Больше всего мне запомнилось как Дровосек и Страшила спасали Элли. Понравилось, что все помогали друг другу. Не понравилось, что Страшила с Дровосеком отпустили Элли одну. Мое эмоциональное состояние - волнующее. Этот рассказ учит меня дружбе.

Молоков Андрей, 3 б класс

«Письмо Джиму Хокинсу.

Здравствуй, уважаемый Джим! Я мальчик из России. Я прочитал два стихотворения: Константина Бальмонта «Снежинка» и Иосифа Бродского «Вечером».

Автор стихотворения «Снежинка» сравнивает её со звездочкой, упавшей  с неба. Он восхищается её чистотой и смелостью. Настроение этого стихотворения восхищенное.

В стихотворении «Вечером» настроение грустное, но в нем есть кусочек радости. Грустное, потому что лето кончилось, и наступила зима. Радость от того, что даже в морозный день дома тепло и уютно. Мотылёк сохранил в себе маленькую частичку лета».

***

«Письмо Мурзилке.

Дорогой Мурзилка, я  мальчик из России. Меня зовут Андрей.

Я прочитал рассказ Юрия Коринец, из книги «Там вдали за рекой», «Подарки под подушкой».

Мне нравится, что на детство приходится больше подарков, потому что они приносят много счастья и радости.

Не нравится, автор повзрослел и получает не так уж много подарков, потому, что он сам дарил их немного.

Я ощутил удивление, что автор в детстве получал очень много подарков. Почему же он не научился сам их дарить?

Этот рассказ учит меня не только ждать подарков. Но и чаще дарить. Ведь дарить подарки так же приятно, как и получать».

***

«Письмо инопланетянину.

Дорогой инопланетянин! Я мальчик из России. Меня зовут Андрей. Я прочитал рассказ Виктора Драгунского «Независимый Горбушка».

Мне понравилось, что все дети были умытые, причёсанные. Ученики всего класса встречали писателя, готовились к его приходу. Встреча с автором любимых рассказов была для них настоящим праздником.

Не понравилось, что ученица посмеялась над заиканием писателя. Потому что смеяться над чужими недостатками это стыдно.

Я ощутил удивление, что писатель не стал обижаться, ругаться, а поступил мудро. Этот рассказ учит меня не смеяться над чужими недостатками, а попытаться избавиться от своих.

(Молоков Андрей)».

Аксёнова Алевтина, 3 б класс.

«Письмо бабушке.

Здравствуй дорогая Бабушка!

Недавно я прочитала рассказ «Независимый Горбушка». В рассказе мне запомнились два эпизода, в которых раскрывается характер главного героя Горбушки.

В первом эпизоде он настойчиво сообщил о своем желании взять автограф. Во втором эпизоде, Петя преодолевая волнение. Страх и неловкость, объяснил писателю своё желание получить автограф.

 Именно указанные эпизоды характеризуют Петю Горбушкина,  как независимого, смелого и настойчивого человека. Этот рассказ научил меня смелости и решительности главного героя.

Твоя внучка Аля.»

Приём «Дерево предсказаний».

Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

Пометки на полях (инсерт).

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Данный приём чаще всего использую  на уроках окружающего мира: тема «Реки и озера» 2 класс, «Моря и океаны», при изучение экосистем и другие.

Приём «Таблица ЗХУ».

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

Приём составления таблицы «Тонкие» и «толстые» вопросы.

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

На стадии вызова интересны приёмы «Ассоциация», «Верные,  неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки»

Игра «Да- Нет»

Если  высказывание правильное, можно сказать «да» - хлопаем в ладоши.

Если – неверное, то есть говорим «нет» - поднимаем руки вверх.

1. Имя существительное обозначает действие предмета. Нет

2. Имя существительное обозначает названия предметов. Да.

3. Отвечает на вопросы  кто? что? Да.

4. Слова бежать, читать – являются именами существительными. Нет.

5.Все имена существительные неодушевленные. Нет.

6.Имена существительные изменяются по родам. Да.

7. Существительное радость – ж.р. Да.

На одном из обобщающих уроков по литературному чтению предложила детям сочинить рассказ или сказку коллективно, работая в группе. Для данной работы применила приём «Письмо по кругу». Суть приема в том, что каждый ребенок пишет по предложению, чтобы получился связный рассказ необходимо прочитать то, что написал предыдущий, а затем написать свое предложение. Получились интересные мини- рассказы. Детям понравился данный вид работы.

Еще один приём, который нравится детям – синквейн. Данный приём использую как на уроках литературного чтения для составления характеристики герою, так и на уроках русского языка и окружающего мира.

Приведу несколько примеров синквейна, составленных детьми.

Синквейн к рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»

Тайна.

Необычная, страшная.

Пугает, сплачивает, устрашает.

Тайное  всегда становится явным.

Таинственность (Кузнецов Д.)

Тайна.

Таинственная, великая.

Становится, раскрывается, скрывается.

Тайна всегда может раскрыться.

Правда.  (Пономаренко Настя)

Ложь.

Ужасная, плохая.

Скрывает, стыдит, ухудшает.

Ложь это плохо.

Вранье. (Филиппова С.)

К стихотворению «Хороший день»

День.

Интересный, весёлый.

Покатались, веселились, устали.

Весёлые забавы с мамой и папой.

Веселье. (Ахунов Д.)

К рассказу «Певцы»

Пение.

Громкое, тихое.

Распространяется, уважается, слышится.

Пение соловья очень красивое.

Голос. (Карпенко К.)

Пение.

Красивое, весёлое.

Радует, бодрит, украшает.

Пение соловья очень красивое.

Искусство. (Кузнецов Д.)

Пение.

Прекрасное, сложное.

Поздравляет, очаровывает, украшает.

Пение очень нравится всем детям.

Голос. (Аксенова А.)

Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения. В течение урока всегда поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В конце еще раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных университетских лекций.

Список литературы:

  1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.
  3. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504 
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2010.
  5. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. «Русский язык». – М.: «Баласс», 2002.
  6. А.И. Павлова О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. – 2007. - № 8
  7. И.В. Жакулина Мастер – класс «Использование технологии РКМЧП в начальных классах». – 2009.  http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

Доклад по теме: «Развитие критического мышления младших школьников»

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....