Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Путешествие в мир знаков и символов"
рабочая программа (1 класс) по теме

Лебедева Галина Владимировна

Кружок "Путешествие в мир знаков и символов" проводится в рамках внеурочной деятельности в соотвтествии стребованиями ФГОС НОО.Рабочая программа по курсу  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования с учетом  авторской программы «Путешествие в мир знаков и символов»,  авторы Н.Г.Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_znakov_programma.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД АБИНСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                            решением педсовета    протокол №  1  

                                                                                            от   __________________ 2014 года                        

                                                                                            Председатель  педсовета

                                                                                             _________________ Осинцева С.В.

                                                                                                                                                    Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

____по конкретным видам внеурочной деятельности _______________

(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

                                         кружок ______________________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

__________________«Путешествие в мир знаков и символов »___________

(наименование)

________________________4 года         (1 – 4 классы)_________________                        

(срок реализации программы)

               

_________________________7 – 10 лет______________________________________

                                                     (возраст обучающихся)

                                                                         _Лебедева Галина Владимировна_

                                                                                                              (Ф.И.О. учителя, составителя)        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по курсу  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования с учетом  авторской программы «Путешествие в мир знаков и символов»,  авторы Н.Г.Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова.

          Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны, тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны,  во всех учебных предметах широко используются разного рода знаки, символы, схемы. Как показала практика, для многих детей представляет сложность различение предмета и знака, его обозначающего, часто бывает трудно понять изображение, смысл рисунков, установить последовательность сюжетных картинок, выделить контекст в драматических произведениях, декодировать схемы, сказки, карты и т.д. Однако, прежде  чем переходить к использованию научной символики, важно познакомить детей с символами, более понятными, теми, которые окружают их в реальной жизни (на улицах, в магазинах и т.д.) В ходе освоения программы дети переходят от обозначения простых объектов к более сложным: от кодирования целых предметов к обозначению их признаков, от кодирования единичных объектов к  обозначению их последовательности и систем. В процессе обучения должны использоваться разные знаки: графические, жестовые, мимические, пантомимические, звуковые и др.

          В основном в программе представлены знаковые средства. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально этому не учит. Данный курс  восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют знаково-символическими понятиями, грамотны, но затрудняются встретив их в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому факультатив как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.

Цель данной программы – не заучивание ребенком каких-то определенных обозначений, символов, а усвоение основных семиотических закономерностей. Лучшим результатом работы можно считать  такой, когда ребенок начинает сам придумывать знаки как иконические, так и произвольные (похожие на обозначаемый объект; не имеющие сходства с предметом), способен обосновать их использование.

Основные задачи курса.

1.Формирование умения анализировать замещаемое содержание, что предполагает:

– понимание того, что можно  обозначать (объект, процесс, свойство, отношение, признак, функцию, текст и др.)

- умение выделять признаки объекта обозначения.

2. Формирование умения анализировать  заместитель, что предполагает:

-понимание того, чем можно обозначать;

-анализ характера связи заместителя и объекта;

-умение выделять и    создавать единичные знаки и системы знаков с учетом требований к знакам и правил их создания.

3. Формирование умения соотносить планы (замещаемого и заместителя).

4. Овладение принципами и правилами перевода из одного плана в другой.

5. Знакомство с различными символами, используемыми в реальности, в творениях материальной и духовной культуры.

Особенности символов (многозначность, описание, раскрытие, обобщенность, индивидуальность). Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.

Многозначность символа, индивидуальность, обобщенность предполагают следующие аспекты изучения:

анализ предпосылок и исторической обусловленности появления символа  и места его применения;

 анализ смысла символа, бытующего в современной культуре.

Изучаемые в курсе знаки  рассматриваются как один из вариантов обозначения. Но, придавая большое значение самостоятельному созданию детьми символов, программа, тем не менее, подводит учащихся к использованию социально принятых обозначений.

При создании детьми собственных знаков обращается внимание на обязательность выполнения существующих правил их создания. Кроме того, специально требуется, чтобы ребенок, выполняющий задание, давал объяснение своего решения. Очень важным является осознание принципов, выделенных в программе, и организация постоянных переходов от предмета к знаку и от знака к предмету.

Работа по формированию знаково-символической деятельности не  ограничивается предложенными в программе заданиями. После того как они хорошо отработаны детьми, для более эффективного обучения  вводятся по каждой теме аналогичные задания, постепенно усложняющиеся, а так же широко используются в обучении сюжеты и символика, придуманные детьми.

Важно, что бы знания, полученные детьми в процессе их деятельности, нашли применение в учебных занятиях. Работа по введению символики продолжается при изучении математики,  окружающего мира, чтения, языка и др.

Срок реализации программы – 4 года. Всего 135 часов. Занятия проводятся 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 -  по 34 часа в год.

Программа рассчитана на детей 7 – 10-летнего возраста.

Формы организации детского коллектива

Форма организации работы: коллективная,  групповая и индивидуальная. Теоретические занятия: беседы, сообщения,  импровизированные задачи, экскурсии.

Практические занятия: занятия исследования, экскурсии, устные журналы, ролевые занятия, занятия-путешествия.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудит

Внеау

дит

I  год обучения

1

Знаки вокруг нас.

7

3

4

Производить знаково-символические действия: кодирование, декодирование.

Определять знаки объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года, действий, знаки-пиктограммы, принятые в спорте, пространственных отношений, времени, настроения, состояния. Выполнять знаковые действия, жесты, поза, походка, мимика. Обозначать знаками последовательность действий, событий. Выполнять действия, заданные последовательностью знаков.

2

Чем можно обозначать.

7

3

4

Различать функции знаков, виды знаково-символических средств. Анализировать планы, схемы. Переводить вербальный текст на язык жестов.

3

Как возникают знаки.

Можно ли самим создавать знаки.

7

4

3

Создавать знаки, используя

правила создания знаков (сходство-условность, обобщенность–конкретность, лаконичность-развернутость и др.) Различать виды знаков. Определять знаки, возникающие без участия человека, пиктограмму, знаковые системы. Декодировать знаки в различных системах.

Кодировать объекты, признаки и др. с использованием различных средств

4

Символы в реальности и сказке.

7

4

3

Знакомиться с различными символами, используемыми в реальности и сказке, с их особенностями. Создавать символы для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.

Использовать графические символы для описания сказки ( создание «мультиков» из заданных картинок, самостоятельное придумывание символов).

Анализировать сказки на основе структуры волшебной сказки, разработанной В.Я. Проппом. Знакомиться с функциями (устойчивыми элементами) сказки.

Анализировать русские народные сказки, авторские сказки. Создавать собственные сказки.

5

Сказка в символах.

5

2

3

Самостоятельно создавать символы, анализировать и выбирать предложенные обозначения героев, событий, средств, последовательности событий.

Итого:

33

16

17

II год обучения

1

Объекты как символы.

8

4

4

Анализировать объекты и системы объектов: сооружения, дома, средства передвижения, книги, оружие, игрушки -  как символы эпохи, страны, части света, сословия, функционального назначения.

2

Сказка и миф.

9

4

5

Определять символический смысл сказки. Сравнивать народные и авторские сказки. Изучать  мифы, их происхождение, сопоставлять миф и сказку, миф и легенду. Сравнивать мифы разных народов м их  героев.

3

Символика в искусстве.

9

4

5

Рассматривать художественное произведение (литература, живопись, поэзия и др.)  не только как изображение мира, но и как выражение отношения к нему. Определять  средства выразительности, используемые в разных видах искусства, - символические языки. Анализировать  использование выразительных средств в театре при исполнении роли.

4

Ритуал, этикет как символы эпохи, страны.

8

4

4

Рассматривать ритуал как выработанный обычаем порядок выполнения какой-либо церемонии (празднование Нового года, церемония смены караула и т. д.)

Изучать этикет как установленный порядок поведения. Изучать одежду форму обращения к другому человеку, стиль письма как показатели эпохи, страны.

Итого:

34

16

18

III год обучения

1

Объекты как символы времени, их развитие.

5

3

2

Изучать объекты архитектурных стилей, дизайн предметов обихода, моду, стиль одежды, прически, средства транспорта как символы времени. Анализировать их развитие. Сопоставлять объекты разных эпох, стран.

2

Мифы.

5

3

2

Изучать и анализировать славянскую мифологию и мифы Древней Греции. Рассматривать в них символы как магические средства в мифологических описаниях.

3

Символика в искусстве.

5

3

2

Определять многозначность символа. Сопоставлять разные направления в использовании средств передачи настроения, отношения к явлениям в изобразительной деятельности (направления и стили живописи, скульптуре). Анализировать  использование разных языков, стилей для передачи одного и того же содержания (живопись, поэзия, скульптура, танец, драматическое искусство, пение).

4

Игры разных народов.

5

0

5

Изучать обряды, игрушки, современные игры. Определять национальные особенности игры как отражение развития культуры, символ времени.

5

Символы и метафоры.

5

3

2

Изучать метафоры, пословицы, поговорки, загадки. Определять сходство образа, символа и метафоры, переносный смысл. Анализировать  происхождение и значение имени.

6

Символы как обобщения.

5

2

3

Изучать гербы, флаги, монеты как символы принадлежности к группе, нации, стране. Сравнивать символы древности и современные символы. Анализировать составляющие символа: цвет, рисунок, форму. Изучать историю символов и их расшифровку. Участвовать в создании гербов, флагов класса, школы и т.п.

7

Карты, схемы, планы.

4

2

2

Изучать и анализировать дорожные знаки, схемы дорог. Учиться читать карту школы, улицы, города, страны. Рассматривать  карту неба. Знакомиться с языком карт. Расшифровывать карты. Находить объекты на карте. Определять расстояния. Создавать схемы, планы, карты.

Итого:

34

16

18

VI год обучения

1

Объекты как символы.

7

3

4

Создавать эскизы костюма, здания, предмета обихода в соответствии с эпохой,  составлять визуальный ряд для кинофильма о какой-то эпохе.

2

Сказки и мифы.

7

4

3

Анализировать сказки и мифы с точки зрения символического смысла и используемых в них символов.

3

Символика в искусстве.

7

3

4

Изучать направления в театральном искусстве. Сравнивать классический и современный спектакль. Выступать в роли режиссера, художника и постановщика сказок. Создавать костюмы для героев спектакля. Изготавливать и обосновывать декорации. Выстраивать мизансцены. Создавать спектакль по сказке.

4

Символы как обобщения.

7

4

3

Анализировать значения метафор, загадок. Определять многозначность символов. Сравнивать символы в древности и современные символы. Изучать связь современного искусства и символов. Создавать свои символы.

5

Карты, схемы, планы.

6

3

3

Читать и создавать карты.

Читать и строить схемы, графики, диаграммы  на разном предметном содержании

Итого:

34

17

17

Итого за курс :

135

65

70


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

   1 класс.

      Раздел 1. Знаки вокруг нас.

Знаково-символические действия: кодирование, декодирование (чтение информации, представленной в знаках).

Знаки объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года. Обозначение действий, знаки-пиктограммы, принятые в спорте. Обозначение пространственных отношений (направление). Обозначение времени. Некоторые дорожные знаки. Обозначения настроения, состояния. Знаковые действия, жесты , поза, походка, мимика.

Обозначение последовательности действий, событий. Выполнение действий, заданных последовательностью знаков (схема, «дерево»).

Функции знаков (ориентировка в реальности, средство организации деятельности).

      Раздел 2. Чем можно обозначать.

Виды знаково-символических средств. Рисунки, цвет, геометрические фигуры, жесты, звуки, стрелки, цифры, буквы, планы, схемы.

Анализ планов, схем. Ориентировка в плане. Перевод вербального текста на язык жестов.

      Раздел 3. Как возникают знаки.

Можно ли самим создавать знаки.

Правила создания знаков (сходство-условность, обобщенность–конкретность, лаконичность-развернутость и др.)

Виды знаков: знаки –метки, иконические, условные, единичные знаки, системы знаков.

Знаки, возникающие без участия человека. Пиктограмма. Знаковые системы. Декодирование знаков в различных системах.

Кодирование объектов, признаков и др. с использованием различных средств (цвет, рисунки, условная символика, жесты и др.)

Кодирование множеств. Принципы кодирования-декодирования  множеств.

      Раздел 4. Символы в реальности и сказке.

Знакомство с различными символами, используемыми в реальности и сказке. Особенности символов (многозначность, описание , раскрытие)

Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.

Использование графических символов для описания сказки ( создание «мультиков» из заданных картинок, самостоятельное придумывание символов).

Анализ сказки на основе структуры волшебной сказки, разработанной В.Я. Проппом. Знакомство с функциями (устойчивыми элементами сказки).

Анализ русских народных сказок, авторских сказок. Создание собственных сказок.

Введение карты

      Раздел 5. Сказка в символах.

Самостоятельное создание символов, анализ и выбор предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий.

      2 класс.

      Программа со второго года обучения уделяет основное внимание знакомству с символическими средствами.

      Раздел 1. Объекты как символы.

«Город-раскрытая книга, страницы которой мы читаем, проходя по нему» (Д. Лихачев). Сооружения как символы городов (Эйфелева башня, Биг Бен, храм Василия Блаженного и др.) Дома, средства передвижения (карета, паланкин и т.д.) как символы эпохи, части света, функционального назначения. Дома, средства передвижения (мебель, посуда, бытовая техника и др.), вещи как символы эпохи страны. Оружие , книги как символы эпохи. Игрушки как символы эпохи, страны, сословия. Одежда, украшения, как развитие моды, стиля и др.

      Раздел 2 . Сказка и миф.

Сказочные царства («Тридесятое царство» русских народных сказок, «Средиземье» Толкиена и др.) Сказочные герои. Символы сказки-присказки («Далеко-далеко», за высоким и горами…»),

Троекратное повторение, средства магии, постоянные эпитеты, превращения. Символический смысл сказки Народные и авторские сказки. Мифы, их происхождение, сопоставление мифа и сказки. Миф и легенда. Мифы разных народов. Мифологические герои.

      Раздел 3. Символика в искусстве.

Художественное произведение (литература, живопись, поэзия и др.) – это не только изображение мира, но и выражение отношения к нему. Средства выразительности, используемые в разных видах искусства, - символические языки. Передача одного и того же содержания (сказки, настроения, отношения к чему-либо) с использованием разных языков – вербального (стихи, проза), изобразительного, музыкального и др.

Театр. Использование выразительных средств при исполнении роли (тембр голоса, темп, движения, мимика, одежда и др.)

       Раздел 4. Ритуал, этикет как символы эпохи, страны.

Ритуал-выработанный обычаем порядок выполнения какой-либо церемонии (празднование Нового года, церемония смены караула и т. д.)

Этикет-установленный порядок поведения. Одежда (для школы, для занятий спортом, для праздника, домашняя одежда), форма обращения к другому, стиль письма.

       3 класс.

      Раздел 1. Объекты как символы времени, их развитие.

Архитектурные стили. Дизайн предметов обихода. Мода, стиль одежды, прически. Средства транспорта.

      Раздел 2. Мифы.

Славянская мифология. Мифы Древней Греции. Символы как магические средства в мифологических описаниях.

      Раздел 3. Символика в искусстве.

Многозначность символа. Разные направления в использовании средств передачи настроения, отношения к явлениям в изобразительной деятельности (направления и стили живописи, скульптуре). Использование разных языков, стилей для передачи одного и того же содержания (живопись, поэзия, скульптура, танец, драматическое искусство, пение).

      Раздел 4. Игры разных народов.

Обряды, игрушки, современные игры. Национальные особенности игры как отражение развития культуры, символ времени.

      Раздел 5. Символы и метафоры.

Метафоры, пословицы, поговорки, загадки. Сходство образа, символа и метафоры. Переносный смысл, Имя. Происхождение и значение имени.

      Раздел 6. Символы как обобщения.

Гербы, флаги, монеты как символы принадлежности к группе, нации, стране. Символы древности и современные символы. Составляющие символа: Цвет, рисунок, форма. История символов. Расшифровка символов. Создание гербов, флагов.

      Раздел 7. Карты, схемы, планы.

Дорожные знаки, схемы дорог. Карта школы, улицы, города, страны. Карта неба. Знакомство с языком карт. Расшифровка карты. Нахождение объекта на карте. Определение расстояния. Создание схем, планов, карт.

      4 класс.

      Раздел 1. Объекты как символы.

      Создание эскизов костюма, здания, предмета обихода в соответствии с эпохой ( создание визуального ряда для кинофильма о какой-то эпохе).

       Раздел 2. Сказки и мифы. Анализ сказок и мифов с точки зрения символического смысла и используемых в них символов.

      Раздел 3. Символика в искусстве.

Театр. Направления в театральном искусстве. Классический и современный спектакль. Ребенок-режиссер, художник и постановщик сказок. Создание костюмов для героев спектакля. Изготовление и обоснование декораций. Построение мизансцен. Создание спектакля по сказке.

      Раздел 4. Символы как обобщения.

Метафоры. Анализ значения метафор, загадок.

Многозначность символов. Символы в древности и современные символы. Современное искусство и символы. Создание символов.

      Раздел 5. Карты, схемы, планы.

Чтение и создание карт.

Схемы, графики, диаграммы: чтение, построение на разном предметном содержании.

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

На уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

На уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  построения рассуждений»;  «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач».

На уровне результатов научно-познавательного направления – направлен на усвоение детьми основных семиотических закономерностей, умения различать, понимать разного рода знаки, символы, схемы, которые используются во всех учебных предметах, и самим придумывать знаки. С этой точки зрения курс имеет пропедевтический характер с одной стороны, и более глубокий уровень интеллектуального развития детей - с другой. В ходе освоения программы дети переходят от обозначения простых объектов к более сложным: от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательности и систем. Дети учатся понимать знаки и символы, существующие в окружающем мире, читать графики, схемы, диаграммы и т.п., проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры, самостоятельно создавать символы и знаки.

Являясь предметом научно-познавательного направления, предмет даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни и помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

1-й класс

        Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

       Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

осознавать роль речи в жизни людей;

- придумывать собственные сюжеты и символику;

- оценивать некоторые  высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- читать тексты вербальные и невербальные: графики, схемы, диаграммы и др.;

- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

- проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры, самостоятельно создавать символы и знаки.

- реализовывать простое высказывание на заданную тему;

- понимать знаки и символы, существующие в окружающем мире, читать графики, схемы, диаграммы и т.п.

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

-создавать символы для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков.

- различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2-й класс

        Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

- проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры, самостоятельно создавать символы и знаки.

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

      Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных действий:

- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

- отличать подробный пересказ от краткого;

- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- реализовывать устные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

      - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

- уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

- определять тему, основную мысль несложного текста;

- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

3-й класс

       Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

- знание истории появления, правил создания знаков и знаковых систем;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

     Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

- осознавать важность знаков и символов для успешного общения;

- знать особенности этикета;

- приводить примеры объектов как символов времени, их развитие.

- знать особенности диалога и монолога;

- анализировать знаки и символы (абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах);

- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

4-й класс

      Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

     Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

    Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- различать общение для контакта и для получения информации;

- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

-понимание знаков и символов, существующих в окружающем мире,

- умение читать тексты вербальные и невербальные (графики, схемы, диаграммы, карты и др.);

- знание истории появления, правил создания знаков и знаковых систем;

- умение проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры (сказки, мифы, мультфильмы, фильмы, архитектурные сооружения и т.д.);

- самостоятельное создание символов и знаков.

  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

         В качестве форм контроля усвоения материала служат выставки, конкурсы рисунков, выступления с рефератами, подготовка презентации проектов, конкурсы знатоков.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В процессе изучения курса  используются разнообразные формы работы. Определённая часть внеаудиторных занятий проводится на свежем воздухе, наблюдая за символами и знаками, окружающими нас в различных  жизненных ситуациях.

       Некоторые занятия, например, посвящённые народным играм необходимо проводить на улице, познавая правила различных игр на практике.

       На занятиях, проводимых в помещении  большая часть времени отводится самостоятельной работе детей: рассматриванию рисунков, схем, карт, фотографий, рисованию своих знаков  и символов, созданию моделей с использованием различных материалов. Изучаемые в курсе знаки  рассматриваются как один из вариантов обозначения. Но, придавая большое значение самостоятельному созданию детьми символов, необходимо подводить учащихся к использованию социально принятых обозначений. Кроме того, можно проводить исследования  или классификацию знаков определённого типа, заниматься проектной деятельностью.

 

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Салмина Н.Г. и др. Программа «Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы, М: Аркти, 2011

1

2

Салмина Н.Г. и др. «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 1 класс. М: Аркти, 2011

25

3

Салмина Н.Г. и др. «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 2 класс. М: Аркти, 2011

25

4

Салмина Н.Г. и др. «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 3 класс. М: Аркти, 2011

25

5

Салмина Н.Г. и др. «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 4 класс. М: Аркти, 2011

25

2. Печатные пособия

1

Салмина Н.Г. «Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 1-2 классы. М: Аркти, 2011

1

2

Салмина Н.Г. «Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 3-4 классы. М: Аркти, 2011

1

3. Технические средства обучения

1

Цифровой фотоаппарат

1

2

Компьютер

1

3

Принтер

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

5. Игры и игрушки

1

Настольные игры

2

6. Оборудование класса

1

Столы ученические

15

2

Стол учительский

1

3

Стол компьютерный

1

4

Стулья ученические

30

5

Стул учительский

1

6

Классная доска

1

7

Шкафы для хранения наглядно-методического материала

3

8.

Шкаф для одежды

1

СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания                                                Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей

начальных классов                                                          _____________        Хруслова И.В.

от _____________2014г.                                                 ________________ 2014г.

_____________    Саенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса

Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса

Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире цифр, знаков, линий"

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  "В мире цифр, знаков, линий" предназначена для второго года обучения....

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов»

      Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тематическое планирование состав...

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов».

Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны, тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны, стороны во всех учебных предмет...