Коррекционное образование в Белгородской области
материал (2 класс) на тему

Корекционное образование в Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnoe_obrazovanie_v_belgorodskoy_oblasti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                               КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками является актуальнейшим направлением модернизации общего и специального (коррекционного) образования.

На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал еще Лев Семенович Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми».

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.

Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества.

Я. Есенский, определяя интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, не различает при этом школьной, социальной и трудовой интеграции, а говорит об интеграции вообще, как состоянии совместного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых, таком состоянии, когда они живут друг для друга.

В современной специальной литературе также часто используется терминология «инклюзия», «инклюзивное образование», мейнстриминг, которые часто характеризуются как синонимические понятия интеграции.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. 

Нормативно-правовое обеспечение. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах. Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

На сегодняшний момент реализуются варианты интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (базовые модели интеграции), которые ориентированы на обеспечение возможности подобрать каждому ребенку ту форму интеграции, которая доступна и полезна для его психического развития, образования и формирования жизненной компетенции. Необходимо осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка и возможности выбора полезной и доступной для него модели интеграции:

  • постоянная частичная интеграция эффективна для тех детей, которые способны наравне с нормально развивающимися сверстниками овладевать небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени;
  • временная частичная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.
  • постоянная полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1–2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения);
  • постоянная неполная интеграция для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени;
  • эпизодическая интеграция – целенаправленная организация минимального социального взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками.

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

В Белгородской области на современном этапе развития системы специального (коррекционного) образования созданы вариативные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные недостатки в физическом и(или) психическом развитии.

Источники:

  1. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  2. http://www.ipkps.bsu.edu.ru.- официальный сайт БелРИПКППС
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. –181с. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы"

Стратегия развития дошкольного, общего  и дополнительного образования  Белгородской области на 2013-2020 годы....

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Партнерские связи Белгородской области и Украины в вопросах образования на рубеже исторических перемен

Важным этапом в укреплении партнерских связей Белгородской области и Украины в вопросах образования стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...