Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах
статья по теме

иконникова светлана владимировна

Дети приходят в школу маленькими почемучками.  Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать.  Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день   он помогал им  совершать маленькие и большие открытия. 

 

-Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?

Каждому учителю приходилось слышать от детей подобные вопросы. И он может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Но лучше пойти  другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.

Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат  в основе учебных исследований.

Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе  учащихся.

Очень часто  в школе обучение строится преимущественно как процесс трансляции информации.

 Может ли образовательная деятельность быть другой?

Считаю,  что может.  Я согласна с мнением Александра  Ильича Савенкова, который  говорит, что «решение это выглядит удивительно  просто, обучение  должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».

Практику проведения учебных исследований с младшими школьниками   рассматриваю  как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей. Эта работа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах

(из опыта работы)

Автор Иконникова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 6

 г.Корсакова Сахалинской области

Почемучка


Почему звенит струна?
Почему у кошки глазки?
Почему висит луна?
Почему скользят салазки?

Солнце светит – почему?
Почему на небе тучка?
И еще я не пойму,
Почему я почемучка?

Дети приходят в школу маленькими почемучками.  Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать.  Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день   он помогал им  совершать маленькие и большие открытия.  

-Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?

Каждому учителю приходилось слышать от детей подобные вопросы. И он может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Но лучше пойти  другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.

Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат  в основе учебных исследований.

Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе  учащихся.

Очень часто  в школе обучение строится преимущественно как процесс трансляции информации.

 Может ли образовательная деятельность быть другой?

Считаю,  что может.  Я согласна с мнением Александра  Ильича Савенкова, который  говорит, что «решение это выглядит удивительно  просто, обучение  должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».

Практику проведения учебных исследований с младшими школьниками   рассматриваю  как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей. Эта работа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия (Слайд 2)

  1. Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.
  2. Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей,  как способ саморазвития.
  3. Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.
  4. Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Вопросами  организации учебно-исследовательской деятельности учащихся я интересуюсь четыре года. За это время  у меня сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

В первом классе, в своей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном  животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

На уроках окружающего мира  работаю с информационным листом. Определяется тема урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Каждый заполняет сам  информационный лист.  Вместе читаем текст, рассматриваем картинки, составляем рассказ при помощи  вопросов  информационного листа. (Приложение 1)

На уроках литературного чтения конструируем модели обложки произведения. А это тоже своеобразное исследование.

Во втором классе, продолжая начатое, формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ (Приложение 2);

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.) (Приложение 3).

- представь себя на месте того или иного литературного героя, как бы ты поступил на его месте

- составь модель обложки произведения

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

 На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили (Приложение4);

- вопросы домашних животных.

        Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок (Приложение 5). ( В этой книжечке найдут/Все, что на дом задают.И отметки, и задания, и конечно замечания.

        На уроках с детьми  учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

По мере того, как шёл процесс вовлечения детей в исследовательскую деятельность, выявлялись лидеры, которые хотели вести самостоятельное исследование. 

В третьем и четвертом классе продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Мной составлен план консультаций по подготовке к научно-практической конференции (Приложение 6). Начинаем готовить исследовательские работы на НПК. В нашей школе стала традиционной  научно-практическая конференция «Лаборатория 21 века!» для учащихся начальных классов Работа начинается с выбора темы, она должна быть интересна ребенку и познавательна. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.  Первое исследование провела со своей дочерью. Мы выращивали арбузы. Этим делом была увлечена вся семья. Ухаживала за арбузами дочка, а мы давали ей рекомендации. В процессе выращивания делали фотографии, записи. Потом свои наблюдения оформили в исследовательскую работу.

 Тема исследования  должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Уровень учебно-исследовательской работы должен соответствовать возрастным особенностям детей.

Сбор материала и обобщение полученных данных. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования информации? Собирается своеобразный «банк данных» по теме работы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в работе: интересные мысли, цифры, факты. Это можно делать в форме карточек, либо в отдельной тетради.

Выбирать тему и собирать материал весело и приятно. Гораздо сложнее решить, что делать с полученной информацией. Как выделить главное, исключить второстепенное и в каком виде представить.


Очень важным этапом учебно-исследовательской работы является этап представления результатов. Он  решает следующие  задачи:

-развитие научной речи;

-развитие умения работать с текстом;

-возможность продемонстрировать свои достижения;

-пополнение знаний других учащихся новыми сведениями.

Защита работы происходит публично. Мы проводим защиту в виде классной конференции, на которой учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы. Работу учащихся оценивает жюри по следующим критериям:

-актуальность;

-умение выделить проблему;

-четкость, краткость изложения;

-практическая значимость;

-оформление.

Лучшие работы рекомендуются на школьную НПК

По итогам конференции выбираются лучшие работы для участия в районной, а затем в республиканской конференции. Это является итогом их и моей   учебно-исследовательской деятельности.

 2012 год- Михайлова Ольга стала призёром  VIII районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

2012 год- Михайлова Ольга принимала участие в очном этапе конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан в номинации «Биология»

2014 год- Гареева Карина грамота «За высокие результаты, достигнутые в X районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

2014 год- Жендетова Милана грамота «За высокие результаты, достигнутые в X районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

2014 год – Набеева Имилия сертификат участника X районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

2014 год – Латыпова Елизавета сертификат  участника X районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

2014 год –Ямурзина Ксения сертификат  участника X районной научно – практической конференции «Лаборатория XXI века» в номинации «Биология»

Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты:

1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.

2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.

3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.

4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

        Кроме того  я являюсь руководителем  творческой группы «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе». На заседаниях группы  мы рассматриваем вопросы организации проектно - исследовательской деятельности,  развития творческих и исследовательских способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, даём рекомендации по оформлению творческих работ на НПК, проводим мастер – классы для студентов педагогического колледжа.

Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем.

И. В. Гете

Литература

  1. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное//Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005-202с.
  3. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности//Учебник-тетрадь для учащихся средней школы.- М.: Генезис, 2005-94с.
  4. Савенков А.И. Я –исследователь//Тетрадь для учеников начальной школы.
  5. Семенова Н. А.Исследовательская деятельности учащихся//Начальная школа.-2005г. №
  6. Материалы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Презентация для педсовета на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе".

Презентация о проектно-исследовательской деятельностии учащихся начальной школы...

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися....

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"В современной школе реализуются разные технологии обучения, это проблем...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...