Рабочая программа по курсу « Логика» - 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа по курсу « Логика» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования, программы развивающего курса Н.Д. Рындиной « Мир логики». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_-logika.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « Логика» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования программы развивающего курса Н.Д. Рындиной « Мир логики»; « Положения о рабочей программе  МБОУ- СОШ №1 сл. Большая Мартыновка».

Цель: научить детей сознательно использовать основные  мыслительные операции ( сравнение, анализ, классификацию, синтез, обобщение); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, использовать алгоритмы, находить закономерности, делать выводы.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приёмам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие « творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

II.Место  учебного курса в учебном плане.

  В соответствии  с календарным учебным графиком  МБОУ-СОШ №1 сл.Большая Мартыновка на  2014-2015 уч. г.на курс  « Логика» отводится   в неделю –1  час, в году 32 часа.

III.Общая характеристика учебного предмета.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей гимназии, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

 Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся в нашей гимназии предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Ценностные ориентиры содержания курса « Логика»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

IV. Содержание учебного курса « Логика».

  1. Повторяем то, что знаем.( 8 ч.) Основные мыслительные операции ( обобщение, сравнение, классификация, аналогия). Мыслительные операции: выделение существенного, умозаключение, составление определения. Определение типа отношений между понятиями,  логическая операция «аналогия». Построение определения через отношения между понятиями «род — вид».
  2. Язык и логика (10 ч). Механизм операции классификация. Фразеологический  оборот речи. Пословица как наиболее компактное  выражение мудрой мысли.

             

      III.  Ситуативная связь между понятиями.( 7 ч.) Ситуативные связи между понятиями. Оценивание  события с разных сторон. Образные   сравнения. Синонимы, многозначные слова. Противоположные по значению понятия. Прием контраста как один из приемов выразительности речи.

       VI. Рассуждения.( 7 ч.) Логические задачи на основе рассуждений. Юмор как средство развития логики мышления, а также способа поднятия настроения. Мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выделения существенного, аналогии . Закономерности числового ряда и ряда понятий.

V.Результаты освоения курса « Логика».

Программа формирования универсальных учебных действий.

В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

 VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва. Просвещение.2011.

-Н.Д.Рындина. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Издательство « Феникс», Ростов – на Дону, 2008 год

Для учащихся

  • Индивидуальные листы на каждый урок;
  • Итоговые тесты для каждой темы.

Технические средства обучения (ТСО)

  • Экспозиционный экран;
  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийный проектор.

VII.Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

по

плану

Дата по

факту

Тема

Содержание

Деятельность учащихся

Методы оценки достижений

Повторяем то, что знаем.(8)

1

1.09

Повторение пройденного в 3 классе

Основные мыслительные операции ( обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

Играют в игру « Вопрос- ответ».Выполняют задания разного характера. Повторяют изученные логические операции. Принимают участие в беседе. Работают в индивидуальных листах.

Беседа по вопросам

2

8.09

Повторение.

Проверить знания по темам: «Причина — следствие», «Умозаключение»; научить составлять причинно-следственные цепочки, делать выводы на основе суждений.

Выполняют гимнастику. Играют в игру « Вопрос- ответ».Выполняют практическую работу по использованию изученных логических операций.

Работа в группе

3

15.09

Закрепление знаний изученных логических операций на материале темы «Система органов человека».

Совершенствовать технику владения мыслительными операциями через закрепление знаний по окружающему миру по теме «Системы органов человека».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выделяют существенное, сравнивают, классифицируют

4

22.09

Закрепление знаний логических операций на материале предмета «Русский язык».

Совершенствовать технику владения следующими мыслительными операциями: выделение существенного, сравнение, классификация, умозаключение, составление определения.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Сравнивают, классифицируют, дают определения, делают умозаключения.

Ответы на вопросы

5

29.09

Виды отношений между понятиями.

Повторить изученные виды отношений между понятиями; на основе умения определять тип отношений между понятиями развивать логическую операцию «аналогия».

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют операцию «аналогия» на основе установления отношений между понятиями.

Индивидуальная работа

6

6.10

Определение.

Повторить знания по теме «Определение».Закрепить умение строить определения через отношения между понятиями «род — вид».

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ».

Выполняют задания на развитие  внимания, скорости мыслительных процессов.

Ответы на вопросы

7

13.10

Тест 1.

Проверить усвоение знаний по темам уроков 1-6.

Выполняют задания теста.

Тестовая работа

8

20.10

Работа над ошибками.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ».

Фронтальный опрос

Язык и логика( 10 ч.)

1-2  (9-10)

27.10

10.11

Классификация.

Отрабатывать механизм операции классификация на изученном материале.

Выполняют комплекс упражнений для развития визуальной и слуховой памяти.  Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют работу  над формированием операции «классификация». Находят ошибки в классификации.

Индивидуальная работа

3(11)

17.11

Язык и логика. Фразеологизмы.

Познакомить с фразеологическими оборотами, речи. Научить использовать их в речи с целью ее обогащения.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие  памяти, логического мышления. Знакомятся с понятием фразеологизм.

Работа в паре

4(12)

24.11

Язык и логика. Фразеологизмы.

Развивать логическое мышление через языковую логику. Учить образности и меткости речи.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания, памяти,  логического мышления. Выбирают  правильное прилагательное к существительному. Заканчивают  фразеологизмы.

Заменяют  фразеологизмами слова в следующих предложениях.

Фронтальная работа

5-6 (13-14)

1.12

8.12

Язык и логика. Речевые ошибки.

Научить четко, логично, ясно выражать свои мысли.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие памяти. Дополняют фразеологизмы. Меняют  местами слова в предложении. Находят и исправляют  речевые ошибки. Находят  закономерность и вписывают  недостающее слово, получив его из двух соседних.

Фронтальная работа

7-8 (15-16)

15.12

22.12

Язык и логика. Пословицы.

Развивать логическое мышление через использование пословиц как наиболее компактного выражения мудрой мысли.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Восстанавливают  пословицы по антонимам.

Подчеркивают  пословицы с одинаковым смыслом. Восстанавливают пословицы. Исправляют  ошибки в предложениях.

Учатся  разгадывать шарады.

Индивидуальная работа

9(17)

29.12

Тест  по теме «Язык и логика»

Исправляют  ошибки там, где они есть. Продолжают пословицы. Подчеркивают  фразы, наиболее близкие по смыслу. Отгадывают слова. Подбирают  антонимы к словам.

Тестовая работа

10(18)

12/12

Работа над ошибками.

Ошибки, допущенные в тесте.

Исправляют ошибки там, где они есть.

Объясняют  смысл фразеологизмов.

Дописывают  пословицы. Составляют предложение из предложенных слов.

Индивидуальная работа

Ситуативная связь между понятиями.( 7 ч.)

1(19)

19/01

Ситуативная связь между понятиями.

Научить устанавливать ситуативные связи между понятиями.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти. Устанавливают ситуативные причинные  связи между событиями.

Индивидуальная работа

2(20)

26/01

Оценка ситуации с разных сторон.

1.Научить на основе мыслительных операций синтеза и анализа оценивать событие с разных сторон. 2. Воспитывать оптимизм через формирование умения оценивать событие с позитивной стороны.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти. Выполняют задания  коллективно и самостоятельно, в парах с обсуждением результата в классе. Оценивают  событие с положительной и отрицательной сторон.

Работа в парах

3(21)

2/02

Образные сравнения.

Научить на основе операции сравнения подбирать и объяснять образное сравнение.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Записывают образные сравнения, связанные  с животными. Объясняют смысл данных сравнений. Вставляют образные сравнения  в предложения.

Фронтальная работа

4(22)

9/02

Синонимы, многозначность.

Развивать логическое мышление через подбор синонимов, через лексическую работу, связанную с многозначностью слов; развивать речь, обогащать словарный запас.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Расшифровывают  телеграммы, которые почта передала не совсем точно. Определяют, в каких отношениях находятся понятия, и продолжают  ряды слов. Подбирают  как можно больше синонимов к слову «хороший». Подбирают  синонимы к словосочетанию. Угадывают  многозначные слова. Отвечают  на вопросы, используя знания многозначных слов.

Работа в парах

5(23)

16/02

Противоположные по значению понятия (антонимы).

Научить на основе операции сравнения подбирать противоположные по значению понятия; обогащать речь; научить приему контраста как одному из приемов выразительности речи.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Выполняют логическо-поисковое задание.

Подбирают  пару по указанным отношениям к слову «радость». Находят  и подчеркивают  антонимы. Вставляют  пропущенные слова-антонимы. Записывают  словосочетания, заменив образное выражение противоположным по смыслу.

Работа в парах

6(24)

2/03

Тест 3 по темам уроков 16-20.

Проверка умения учащихся применять языковую логику.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ».

Выполняют задания теста.

Тестовая работа

7(25)

16/03

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок.

Под руководством учителя учащиеся анализируют допущенные ошибки.

Выполняют подобные задания (индивидуальные листы учащихся).

Ответы на вопросы

Рассуждения.( 7 ч.)

1(26)

30/03

Рассуждения.

Научить решать логические задачи на основе рассуждений.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Вставляют  подходящие по смыслу слова. Рассуждают, выполняя задания. Решают задачу.

Фронтальная работа

2(27)

6/04

Рассуждения.

Научить рассуждать на предметном материале и материале жизненных ситуаций.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Анализируют  ситуации. Рассуждают на фантастическую тему: «Если бы люди были трехметрового роста...», записывают ответы.

Ответы на вопросы

3(28)

13/04

Выводы в рассуждениях.

Научить делать правильные выводы на основе рассуждений, научить находить ошибки в рассуждениях.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Рассуждают на тему: «Могут ли подружиться белый и бурый медведи?» Используют операцию сравнение.

Работа в парах

4(29)

20/04

Юмор и логика.

Показать значение юмора как средства развития логики мышления, а также способа поднятия настроения.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Записывают  недостающие глаголы. Пишут несколько слов на тему «Юмор». Изменяют  положение слов в стихотворении, чтобы получилась смешная небывальщина, желательно в рифму. Проявляют  остроумие. Подбирают  сравнения с юмором. Придумывают  окончание анекдотов.

Фронтальная работа

5(30)

27/04

Поиск закономерностей.

На основе мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выделения существенного, аналогии научить находить закономерности числового ряда и ряда понятий.

Выполняют « Мозговую гимнастику».

Играют в игру « Вопрос- ответ». Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

Устанавливают  закономерности: продолжают ряды  чисел, букв. Находят  закономерности  построения слов и продолжи ряды. Определяют  последовательности.

Работа в парах

6-7

(31-32)

18/05

25/05

Конкурс эрудитов.

  1. Заканчивают  фразеологизмы. Вставляют в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Решают задачи. Вставляют  на своё место (изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий в отрывок текста. Исключают  лишние слова, предварительно решив анаграмму. Вставляют  пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

Рабочая программа по курсу "Логика" в 1 классе.

Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общег...

Рабочая программа по курсу "Логика" 1-4 класс

Программа  составлена для обучающихся 1 – 4 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

Рабочая программа за курс 2 класса

Рабочая программа для обучающихся по программе АООП для ЗПР Вариант 7.2....