Урок письма и развития речи в 5-ом классе Тема: «Сочинение на тему «Осень».
план-конспект урока (4 класс) на тему

Прозументова Наталья Анатольевна

Урок развивает устную речь, умение записывать связанные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_osen.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида  2 г. Владимира»

Урок  письма и развития речи в  5-ом  классе 

Тема: «Сочинение на тему «Осень».

Учитель- дефектолог: Н. А. Прозументова

   

                                          

Владимир 2014 г.

Тема: « Сочинение на тему «Осень».

Цель: развивать умение записывать связные предложения на заданную тему, используя слова с безударной гласной.

Задачи: коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие слов с безударной гласной;          

- развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

- развивать долговременную память через повторение словарных слов;

- развивать умение применять на практике алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне слова;

- развивать эмоционально – волевую сферу через осмысление поставленных задач и выставлении оценки своей работе;

обучающие:

- закрепить умение находить слова с безударной гласной;

- расширить кругозор и активный словарный запас ребёнка через знакомство с новыми словами;

- закрепить навык правильной записи предложения;

- развивать устную опосредованную речь через умение давать правильный полный ответ;

воспитывающие:

- воспитывать интерес к уроку письма;

- учить работать дружно, уважительно относиться к товарищам, быть терпеливым при выслушивании их ответов;

- следить за порядком на рабочем месте.

Оборудование: иллюстрации, магнитные буквы, карточки с ребусами, загадки.

Ход урока:

Организация начала урока: сдача рапорта, эмоциональный настрой

- Каким вы хотите видеть наш урок?

 Объявление темы урока, постановка цели, знакомство с планом урока.

- Ребята! Сегодня у нас очень интересный, творческий урок. Мы с вами проведём минутку чистописания, будем отгадывать загадки и ребусы, составим много красивых и правильных предложений. А в конце урока попробуем написать небольшое сочинение.

- На нашем уроке мы будем много говорить. Нам надо подготовить наш артикуляционный аппарат к работе.

 Проведём артикуляционную гимнастику. На уроке будем говорить правильно, чётко, красиво.

Приготовьте, пожалуйста, листы, запишите число.

- Чистописание. Сегодня мы карандашом нарисуем небольшой орнамент: листочек (в виде сердечка), круглая ягодка.

Пришло время загадок и ребусов. Записываем отгадки.

(Дети загадывают друг другу загадки, самостоятельно пишут отгадки.)

   1)Правильно расставь буквы:

2 5 4 1 3

с ь н о е                    (Осень)

2) Золотое яблочко 

     По небу катается

     С утра улыбается.

          А улыбки – лучи 

          Очень горячи.       (Солнце)

3)Уж не солнце ль виновато,

Что висит на солнце вата?   (Облака)

4) Он длиннющий, он большущий

    Он от тучи до земли

    Пусть идёт он пуще, пуще,

    Чтоб грибы скорей пошли.    (Дожди)

5) Летом в шубах, а зимой голые.    (Деревья)

6)  Ребус :   тра в А                    (Трава)

7)Как одним словом назвать? Роза, ромашка, ландыш,…?   (Цветы)

8)Роет землю старый крот

   Разоряет …           (Огород)

9)Лежало одеяло мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло утекло.       (Снежок)

Мы писали, мы писали,  наши пальчики устали. Проведём пальчиковую гимнастику «Пианист»

- А теперь нужно проверить, правильно ли вы написали эти слова? На какие две группы можно разделить эти слова? (На словарные и слова с проверяемой гласной).

-Как мы проверяем словарные слова? (Мы их запоминаем.)

- А как проверить остальные слова? (Слова с безударной гласной проверяются ударением).

Давайте вспомним наше весёлое правило:

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

 Ставь под ударение!

-Какое слово не подходит к этому правилу? (Солнце.)

(На доске открываются слова с пропущенными буквами. Дети вставляют буквы и объясняют свой выбор. Если слово можно проверить подбирают проверочные слова.

На доске слова:      

ОСЕНЬ
СОЛНЦЕ
ОБЛАКА
ДОЖДИ
ДЕРЕВЬЯ
ТРАВА, ЦВЕТЫ
ОГОРОД

СНЕЖОК

-Какой темой можно объединить все эти слова?  (Осень)

- Не будет ли лишним слово СНЕЖОК? Почему?

- Какая бывает осень? (Ранняя или золотая и поздняя)

Вывешиваются две иллюстрации. Дети соотносят  к ним подписи.

Вспомните стихи об осени, которые мы учили на уроках чтения.

(Дети читают стихи.)

- А какая осень больше нравится вам? Выбирайте.

Пришло время составить красивые предложения об осени.  

Дети составляют предложения устно.

- Прежде чем писать сочинение, нам необходимо отдохнуть.

(Проводится музыкальная физминутка.)

А теперь грамотно запишите свои предложения, не забывайте проверять слова с безударно гласной, пользуясь нашим правилом.

(Дети самостоятельно записывают предложения об осени.)

Учащиеся, которые не могут самостоятельно записать предложения работают с карточками разного уровня сложности.

1 – ый уровень сложности.

Спиши предложения.

                                   Осень.

  Наступила осень. Солнце светит реже.

По небу бегут тёмные облака. Идёт дождь.

Дует сильный ветер. Деревья стоят голые.

Травы и цветы завяли. На огородах убрали картофель, капусту, морковь, свёклу. Весна красна цветами, а осень плодами.

2 – ой уровень сложности.

Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

                                    Ос*нь.

  Наступила ос*нь. Солнце светит реже.

По небу б*гут тёмные *бл*ка. Идёт дождь.

Дует сильный веет*р. Д*ревья ст*ят голые.

Тр*ва и цв*ты завяли. На *гор*дах убрали к*ртофель, к*пусту, м*рковь, свёклу. В*сна кр*сна цв*тами, а ос*нь пл*дами.

По окончании работы дети делают небольшие рисунки к своим сочинениям.

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Осень».

Зачитываются некоторые сочинения.

- Наш урок закончен. Прошу оценить свою работу на уроке. Кому понравился урок, сегодня он доволен своей работой, нарисуйте на полях красный листочек. У кого не всё получилось, но он тоже старался - зелёный. Кто не доволен своей работой - синий.

Учитель подводит итоги, отмечает активных ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек...

Урок развития речи в 3 классе по теме:"Сочинение от лица героя"

Конспект урока по развитию речи в 3 классе. Тема : Сочинение от лица героя по серии сюжетных картинок художника Н.Радлова"Странная история"...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: Написание сочинения в форме эссе.

ТЕМА   УРОКА     Развитие  речи. Написание  сочинения  в  форме  эссе (по реальным  событиям).  Продолжительность...

Методическая разработка урока развития речи в 1 классе по теме: "Осень в парке"

Конспект урока развития речи предназначен для  более полного раскрытия методики работы над содержанием картины в первом классе слабослышащих и позднооглохших детей....

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект поможет провести или спланировать урок русского языка или литературного чтения....

Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Разработка урока развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"...