Доклад "Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в 3 классе"
статья (1 класс) на тему

Копылкова Светлана Николаевна

В докладе указаны цели и задачи экологического воспитания, раскрыты условия успешного экологического образования младших школьников, представлены фрагменты уроков окружающего мира в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №8

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Экологическое воспитание

 на уроках окружающего мира

в 3 классе.

Учитель Копылкова Светлана Николаевна

29ноября 2014

г. Выборг

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

II.Условия успешного экологического образования младших школьников.

III.Функции экологического воспитания.

IV.Виды деятельности

  • Цели экологического воспитания.

  • Задачи экологического воспитания.

V.Уроки окружающего мира в 3 классе.

VI.Заключение.

«Человек овладевает природой,

ещё не научившись владеть собой»

А. Швейцер

I

Дети способны замечать всё. Их внимание привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир, стараются всё запомнить, потрогать, понюхать. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании самого себя, своего отношения к нему. Очень важно, чтобы взрослые люди сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Особенно это касается педагогов естественно-научного цикла предметов и, конечно, биологов, экологов и учителей начальных классов. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. А для того, чтобы научить этому детей, необходимо самому любить и ценить природу, владеть приёмами общения и донесения информации.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает всё больше и больше пробелов в экологических знаниях. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.  Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Учёные – экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.

II

Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия:

  1. Общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания;
  2. Необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию;
  3. Необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребёнка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребёнок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребёнок учится учиться, и в этот период, стоит ещё раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь её. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках ФГОС НОО.

III

Функции экологического воспитания младших школьников:

1.Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая – социализация ребёнка, понятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребёнка, его культурного фонда.

IV

     Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде включает в себя              следующие виды деятельности с обучающимися на ступени начального общего образования:

- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

- получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

- посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, заботы о животных и растениях.

Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны:

1.экологическое сознание

2.экологическое поведение

На уроках окружающего мира мы в большей степени формируем экологическое сознание. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание имеет ступенчатый характер, т. е. сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе, и в заключении формируется преодоление в характере у учащихся потребительского отношения к природе.

Кроме того, существуют другие особенности экологического воспитания, как процесса:

1) длительность; 
2) сложность; 
3) скачкообразность; 
4) активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания; 
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 
4) воспитание устойчивой воли; 
5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Изучение экологии ведётся на уроках окружающего мира. Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

V

В программе по окружающему миру в 3 классе 6 разделов:

  1. Как устроен мир.
  2. Эта удивительная природа.
  3. Мы и наше здоровье.
  4. Наша безопасность.
  5. Чему учит экономика.
  6. Путешествие по городам и странам.

В каждом разделе есть уроки, посвящённые экологии. Так в первом разделе есть уроки по темам: «Природа. Значение природы для людей», « Мир глазами эколога», «Природа в опасности», «Охрана природы». В разделе «Эта удивительная природа» проводятся уроки по темам: «Воздух и его охрана», «Берегите воду», «Охрана растений», «Охрана животных».

Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности на уроке.

Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени. В проектной деятельности выделяется несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе учитель заявляет о цели проекта и создаёт положительный мотивационный настрой. Второй этап – подготовительный: определяются задачи проекта, составляется план действий, устанавливаются критерии оценки результатов, согласовываются способы совместной деятельности. Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирают материал, работают с литературой, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сообщает необходимую информацию. Четвёртый, заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную и фиксированную самооценку;

В 3 классе метод проектов мы предлагаем реализовать на уроке по теме «Вода». Предлагаемые темы проектов: «Влияние состава воды на здоровье человека», «Способы очистки воды», «Варианты отдыха на воде». Проекты исследовательские, выполняются малыми группами, краткосрочные. На уроке подробно разбираются цели, задачи и этапы выполнения проекта. Реализация проекта осуществляется под постоянным контролем учителя. Результатом проекта является доклад или сообщение.

На уроке по теме: «Это зависит от тебя» предлагается выполнить проект по теме: «Куда поехать отдыхать летом в Ленинградской области?» Проект выполняется по выбору, учитывая индивидуальную заинтересованность учащихся. Проект выполняется индивидуально, результат работы ребята представляют на уроке по указанной выше теме, в форме выбранной самостоятельно (сочинение, книжка-малышка, туристическая карта и т. д.)

Класс

Дидактическая единица

Темы проектов (их варианты).

Варианты реализации Виды проектов.

Примечание.

3 класс

Особенности состава воды в Ленинградской области.

Финский залив и его охрана.

Влияние состава воды на здоровье человека.
1. Способы очистки воды.
2. Варианты отдыха на воде.

групповой, исследовательский краткосрочный проект.

Выполняют все уч-ся.

3 класс

  Заповедники.

Заповедные места Ленинградской

области

Индивидуальный среднесрочный исследовательский проект

Выполняется по выбору

На уроке по теме «Природа в опасности» можно использовать работу с тестом:

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

  • Из-за пожаров и стихийных бедствий;
  • Из-за изменения климата на Земле;
  • Из-за строительства городов, дорог, возделывания полей;

2. Какой воздух и  какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  • Прозрачные;
  • Бесцветные;
  • Чистые;
  1. От чего загрязняется вода в озёрах и реках?
  • От использования воды в быту;
  • От использования воды в производстве;
  • От слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
  1. Что люди делают для спасения живой природы?
  • Создают заповедники, ботанические сады;
  • Создают бульвары и скверы;
  • Создают фермы, пасеки и птицефабрики;

VI

Таким образом, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучение, воспитание, развитие. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы обучения и воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Список литературы: 

1.Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

2.Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.

 3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.

4. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, N5, С. 25-27.
5. 
Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, N8, C. 40-46.
6. 
Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.–1989, N3, C. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроке окружающего мира. Нестандартный урок "Сохраним мир цветным"

Открытый урок по экологии в начальной школе. Предусматривает использование медиа презентации. На уроке отслеживаются основные навыки работы в группе, используются фоновые знания по литературному чтени...

Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира

О патриотическом воспитании детей в начальной школе, урок окружающего мира с презентацией к разделу "Человек - защитник Отечества"....

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в 1 классе.

В статье прокомментировано несколько направлений в работе по экологическому воспитанию на уроках по окружающему миру в первом классе. ...

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе.

Работа по экологическому воспитанию учащихся и её педагогическая результативность...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...