РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модульному курсу «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»
рабочая программа (1 класс) по теме

          Рабочая программа данного курса  разработана на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первой недели учебных занятий.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn._1_kl.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                          «Утверждаю»

                                                                Директор МБОУ гимназии  №12

                                                                        Приказ от__________ №_______

                                                                       Подпись руководителя_________

                     Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___модульному курсу   «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»

                                                        (указать учебный предмет, курс)

           

Уровень общего образования (класс) НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ, 1 КЛАСС_

 (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов   15    

Учитель Пасечник  Светлана  Викторовна

                                  (ФИО)

Программа разработана на основе авторской программы:

  1. Г.А.Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение  в школьную жизнь.  Программа адаптации детей к школьной жизни. - М.: Генезис, 2003
  2. (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты обучения

3. Содержание курса

4.Учебно-методическое обеспечение

5. Календарно-тематическое планирование

       

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа данного курса  разработана на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первой недели учебных занятий.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели и задачи курса

Программа обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

способствует психологической адаптации детей в школе;

знакомит с основными школьными правилами;

прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучает элементарным приемам обратной связи;

развивает внимание, память, мышление, воображение;

формирует классный коллектив.

Программа рассчитана на 15 часов.

В ходе программы осваиваются  нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании.

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса:

 «Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

2. Планируемые результаты обучения

  1. Учащиеся знакомятся с правилами школьной жизни, знаками, которые в дальнейшем будут использовать на уроках для эффективной работы.
  2. Учащиеся подготовлены к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения.
  3. Учащиеся учатся получать как индивидуальный «продукт» труда,  так и коллективный.
  4. Учащиеся знакомятся с системой оценивания.

3. Содержание курса

День первый

Урок 1-2. 1 сентября - День знаний. Торжественная линейка

Урок 3. Праздник «Первый раз - в первый класс»

День второй

Урок 1. Знакомство. Введение знака «Я».

Урок 2. Режим дня школьника.

Урок 3. Схема класса.

День третий

Урок 1. Введение знака «ХОР», противопоставление знаку «Я».

Урок 2. Введение знака «МЫ». Игра вдвоем.

Урок 3. Оценка. Введение способа оценки.

День четвертый

Урок 1. Реакция на реплику. Введение знаков «+», «–».

Урок 2. Самооценка, критерии, оценка.

Урок 3. Введение знака «ВОПРОС»

День пятый

Урок 1. Ситуация недоопределенного правила

Урок 2. Введение знака «ЛОВУШКА»

Урок 3. Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

4. Учебно-методическое обеспечение

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –   М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.

5. Материал для психолого-педагогической диагностики первоклассников в сентябре.  (Составитель Воронцов А.Б.)

6. Программа  адаптационного этапа в первом  классе (разработчик  Воронцов А.Б.)

Материалы сайта ОИРО МАРО.

7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. - М.: Вита-Пресс, 2008.

5. Календарно-тематическое планирование

15 ч


урока

Тема урока

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Результаты

курса занятий

УУД

Личностные результаты

День 1

1, 2

1. сентября - День знаний

Торжественная линейка

Получение впечатлений от первого праздника в школе

3

Праздник «Первый раз - в первый класс»

-открывает для себя партнеров-старшеклассников, учится взаимодействовать с ними

День 2

1

Знакомство. Введение знака «Я».

МП: с.31-35

Как  нужно знакомиться?

Знакомство  детей, введение знака «Я»,

образование групп

Знак «Я»

- открывает для себя  партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- сличать способ действия  и его результат;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

- учебно-познавательный интерес к новому;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

-уважительное отношение к иному мнению;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

2

Режим дня школьника.

МП: с.36-38

Что такое «режим дня» и почему его нужно выполнять?

Введение схемы времени и знака «Звонок»

Режим дня,

схема времени, знак «Звонок»

- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,

умеет анализировать происходящее в классе, группе;

3

Схема класса.

МП: с.38-42

Для чего люди придумали схемы?

Что можно увидеть на схеме?

Введение схемы класса

Схема класса

- понимает, что такое «схема»,

умеет читать схемы класса;

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);

- строить сообщения в устной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа,  правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;  

- рефлексия способов и условий действий;

- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.

День 3

1

Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».

МП: с.45-47

Почему нужно внимательно слушать?

Введение знака  

«Хор» и ордена «Внимание»

Внимание,

вниматель-

ность,

знак «Хор»

- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать

2

Введение знака «Мы, противопоставление его знаку «Я».

МП: с.52-55

Когда лучше работать одному, а когда – вместе?

Индивидуальные формы работы и работа парами; введение знака «Мы»

Один,

в паре,

в группе
с классом,

знак «Мы»

- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе

3

Оценка. Введение способа оценки.

МП: с.48-51

Как оценивать свою работу?

Введение способа оценки с помощью  «волшебных» линеечек

Критерии оценки

красиво-некрасиво, правильно-неправильно

- понимает и учится справедливо  оценивать свою работу

День 4

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

1

Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-».

МП: с.55-58

Как относиться к словам других?

Организация детского сотрудничества.

Введение знаков

«+» и «-»

Сотрудни-

чество,
знаки «+» и «-»

- понимает,  зачем нужно уметь  слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю;

2

Самооценка, критерии, оценка.

МП: с.58-61

Как можно оценивать свою работу?

Умение оценивать свою работу.

Соотнесение внешней оценки (оценка учителя, товарища) и самооценки

Критерий, оценка,

оценивание по критериям:

лёгко-трудно, интересно-неинтересно

и т.д. в зависимос-ти от предложе-ний детей

- знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей;

3

Введение знака «Вопрос».

МП: с.70-72

Как научиться задавать вопросы?

Введение знака «?»

Вопрос,

знак «?»

- знает, как и когда надо задавать вопросы

День 5

1

Ситуация недоопределён-

ного правила.

МП: с.73-75

Научить детей задавать вопросы с точным содержанием

Точное содержание вопроса

- понимает, что значит «точный вопрос»

2

Введение знака «Ловушка».

МП: с.88-91

Что такое «ловушка»?

Когда надо пользоваться знаком «Л»?

«Ловушка,

знак «Л»

- умеет определить задание с «ловушкой»

Правила оценочной безопасности

(по Г. А. Цукерман):

-не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и т.д.);

- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;

- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;

- ставить перед ребёнком только конкретные цели;

- не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;

- формулировка «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника»;

- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки…

3

Развитие линии оценки: противопостав-

ление правильности и оригинальности.

МП: с.91-93

Как можно по-разному оценивать

одинаковое задание?

Разнообразие критериев оценки: правильно, оригинально.

Критерии оценки: правильно, оригиналь-но

- знает, как по-разному оценивать одинаковое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу «Введение в школьную жизнь»

Конспект урока. Тема «Обратная связь на уроке»...

Модульный курс "Введение в школьную жизнь"

Игры  по адаптацииВведение свода законой школьной жизни...

Курс "Введение в школьную жизнь". Г.А. Цукерман

Пояснительная запискаЧтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека...

Модульный курс «Введение в школьную жизнь»

Второй год первоклассники нашего образовательного учреждения начинают свою школьную жизнь с курса "Введение в школьную жизнь" Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой. курс помогает познакомится учителю со сво...

Урок в первом классе. Курс "Введение в школьную жизнь". Тема:"Третий лишний"

Этот урок проводится в начале учебного года в адаптационный период. Урок содержит игры,  занимательные задания, графический диктант....

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Рабочая программа по курсу «Введение в школьную жизнь»

Курс  «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный  образ «...