Викторина "Зимушка-Зима"
методическая разработка (3 класс) на тему

Лушникова Алёна Игоревна

Викторина "Зимушка-Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина "Зимушка-Зима"24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина:  "Зимушка-зима"

Предварительное задание:

 Я предлагаю вам участвовать в викторине на тему «Зимушка-зима».

        Эта викторина – командная игра. Вам нужно разделиться на команды и  выбрать капитанов. Каждая команда должна придумать название и девиз и нарисовать эмблему. В начале игры команды представятся и получат за это баллы. Победители будут награждены.  Желаем успеха!

Цель: - организовать досуг детей.

Задачи:

- развивать умение работать в командах;

- развивать познавательный интерес и творческие способности;

- обобщать и закреплять знания о зиме и её приметах;

- развивать память, мышление, воображение.

Конкурсы для команд:

 1. Команды представляются.

 Оценки: за эмблему: лучшая эмблема -2 балла, остальные-1 балл

 Девиз (оценивается дружность произнесения и соответствие зимней теме) лучший – 2 балла, остальные –1

 2. Написать за 1 минуту на выданном листочке как можно больше слов, отражающих зимние явления природы (снег, мороз, сосулька и т.п.; санки – не подходит). Листочек начинает свой путь с первой парты (написал слово – передай следующему). Как будет оцениваться этот конкурс:

 Баллы: 1 балл команде, первой сдавшей листочек

 По 1 баллу за каждое зимнее природное слово

 Дополнительно 3 балла за грамотность (ни одной ошибки в словах)

 3. Вопросы викторины.

1. Чему равна «сумма» декабря, января и февраля? (Зиме.)

2. За чем зима наступает? (За осенью.)

3. Какой месяц, согласно народной мудрости, «год кончает, а зиму начинает»? (Декабрь.)

4. Какой месяц, согласно русской пословице, «году начало, а зиме середина»?

(Январь.)

5.Какой христианский праздник дал второе название зимним каникулам?

(Рождество – рождественские каникулы.)

6. В какое время года традиционно поют колядки? (Зимой.)

7. Как звучит радостное приветствие при встрече с тем, кого давно не видел?

(Сколько лет, сколько зим.)

8. Назовите «зимний» синоним глагола «поколотить»? (Отметелить.)

4. Конкурс «Весёлый шар».

Дети стоят в кругу. Говоря стихи, передают друг другу шар. На ком текст заканчивается, тот исполняет задание.

Ты катись, весёлый шар,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый шар,

Тот исполнит песню (стихи, танец, загадку…) нам.

5. Вопросы викторины.

1.Какая небольшая длинноклювая птица получила своё имя за свою любовь купаться зимой в снегу и незамерзающих водоёмах?  (Зимородок.)

2. Какая птица отряда воробьиных может бегать по дну реки и любит зимой нырять в прорубь? (Оляпка.)

3. У каких птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы? (У клестов.)

4. Какие птицы заготавливают корм на зиму?  (Сойка, кедровка, поползень, синичка - московка.)

5. Как называют птиц, которые НЕ остаются у нас на зиму? (Перелётные.)

6. Его хвостик летом серый, а зимой белый. Кто это? (Заяц.)

7. В какой части тела бобр накапливает жир на зиму? (В хвосте.)

8.Как готовятся к зиме муравьи?  (Закрывают входы и выходы муравейника.)

9. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая?

(В осиновой коре содержится 10% жира. А от жирной еды теплее.)

10.Где зимой живёт водяная крыса: в воде или в земле? (В земле.)

11.Сколько зерен хлебных злаков запасает на зиму хомяк? (От 4-х до 6-ти килограммов.)

12.Как называется самый холодный отсек холодильника? (Морозилка – морозильная камера.)

6. Мини-палочки.

Для этого конкурса заранее приготовьте какое-нибудь нежное однородное блюдо – например, пудинг или желе. Задача конкурсантов – съесть свою порцию при помощи зубочисток или шпажек как можно быстрее.

7. Вопросы викторины.

1. Чем ёж на медведя похож? (Тоже спит зимой.)

2. Удивительно, но бурые медведицы обычно делают это очень важное и ответственное дело во время зимней спячки. Что же именно?(Рожают детёнышей.)

3.Кто зимой в футболках и платьях, а летом – в шубах? (Моль. Самая тяжёлая жизнь – у моли!)

4.Шубная моль хозяйничает в шкафах с мая по сентябрь. А зимою поступает именно так. Как?(Спит.)

5. Растёт ли дерево зимой? (Нет, замирает.)

6. Верно ли, что дрова, заготовленные зимой, ценятся больше, чем заготовленные летом? (Да. Зимой сокодвижение прекращается, поэтому дрова суше.)

7. Как называют растения, которые «зимой и летом одним цветом»? (Вечнозелёные.)

8. Тёплую или холодную зиму сулит большой урожай рябины?(Холодную.)

9.Как называют однолетние растения, засеваемые осенью и зимующие под снегом? (Озимые.)

10. Озимая пшеница способна переносить низкие температуры. А какие именно?(До минус 22 градусов по Цельсию.)

11. Яблок каких сортов не бывает: весенних или зимних? (Весенних. Зимние сорта яблок – это поздние сорта, закладывающиеся на зимнее хранение.)

12.Как называют любителей зимнего плавания?  (Моржи.)

13.Как называют дорогу, проложенную прямо по снегу для езды зимой? (Зимник.)

14.Что, согласно русской пословице, нужно готовить зимой: сани или телегу?

(Телегу. «Готовь летом сани, а телегу зимой».)

15. На берегу какой реки был построен памятник русской архитектуры Зимний дворец?(Нева.)

16.Назовите второе, «цветное», название Зимних олимпийских игр.(Белая Олимпиада.)

17. Кто в русской народной сказке «Зимовье зверей» построил избу?(Бык.)

18. Какое время года Тютчев в своих стихах называл «ведьмой злой»?(Зиму.)

19.Какое животное «в студёную зимнюю пору» вёл под уздцы герой поэмы Некрасова?(Лошадь.)

20. Кто из героев мультфильма «Зима в Простоквашино» пел на новогоднем концерте?(Мама.)

21. Как у древних славян назывался языческий праздник проводов зимы?

(Масленица.)

22. След от морозца на щеках – это… Что?(Румянец.)

8. Телеграмма Деду Морозу

 Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый",

 "грязный"...

 Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.

 Текст телеграммы:

 "... Дедушка Мороз!

 Все ... дети с нетерпением ожидают твоего ... прихода.

 Новый год это самый ... праздник в году.

 Мы будем петь для тебя ... песни, танцевать ... танцы!

 Наконец-то наступит ... Новый Год!

 Как не хочется говорить о ... учебе.

 Мы обещаем, что будем получать только ... оценки.

 Так что, открывай поскорее свой ... мешок и вручай нам ... подарки.

 С уважением к тебе ... мальчишки и ... девчонки!"

9.Вопросы викторины.

1. Что к зиме становится короче?

 А. Недели.                           В. Дни.

 Б. Часы.                                Г. Минуты.

2.Во что впадают зимой некоторые животные?

 А. В детство.                       В. В бешенство.

 Б. В спячку.                           Г. В беспамятство.

3. Когда лоси сбрасывают свой «головной убор» – рога?

А. Зимой.                             В. Весной.

 Б. Летом.                             Г. Осенью.

4. Какое из этих животных каждую зиму сбрасывает рога?

 А. Баран.                              В. Буйвол.

 Б. Лось.                                 Г. Рогач.

5. Какой из этих зверей зимой в спячку НЕ впадает?

 А. Бурый медведь.              В. Барсук.

 Б. Куница.                               Г. Сурок.

6. Чем запасается российский бурый медведь перед зимним сном?

А. Подкожным жиром.      В. Сушёной малиной.

 Б. Вяленой рыбой.             Г. Терпением.

7. Какая из перечисленных птиц средней полосы России НЕ улетает на зимовку?

А. Щегол.                               В. Скворец.

 Б. Соловей.                           Г. Ласточка.

8. . Какие часы на морозе начинают идти быстрее?

А. Песочные.                           В. Солнечные.

 Б. Электронные.                    Г. Механические.

(Ведь песчинки на морозе уменьшаются в объёме.)

9. Какой ягодный кустарник НЕ роняет на зиму листья?

 А. Малина.                         В. Смородина.

Б. Брусника.                        Г. Ежевика.

10. Какое название мороженого произошло от названия северного народа?

(Эскимо.)

10.  Елочки бывают

 Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.

 Вот если я скажу

"Высокие" - поднимайте руки вверх.

 "Низкие" - приседайте и руки опускайте.

 "Широкие" - делайте круг шире.

 "Тонкие" - делайте круг уже.

  А теперь поиграем!

 (Ведущий играет, стараясь запутать детей)

11. Итог занятия.

Розыгрыш  шуточной новогодней лотереи.

  1. Вам за ласковые глазки сувенир-раскраска. (Раскраска)
  2. Выигрыш вручаю смело, потребляйте его в дело. (Лист бумаги)
  3. Поскольку вам досталась конфетка,то вам не будет горько-будет сладко.(Конфетка)
  4. Товарищ верь, надейся и жди, выигрыш твой предстоит впереди.
  5. Землю каблучком ударь, нечего сердиться! Вместо пряника сухарь, в походе пригодится. (Сухарь)
  6.  Прямо из универмага туалетная бумага. (Туалетная бумага)
  7.  Думал ты, что счастья нет, ох, какой же ты чудак, вот купи себе конфет, на выигранный пятак. (Пятак)
  8. Этот предмет обязательно пригодится в рисовании. ( Карандаш)
  9. Вечерами не скучай  - ароматный пей ты чай. (Чай)
  10. Хочешь сильным быть, как джин, получай, ты - витамин. (Морковь).
  11. Ты не капай на соседку, и выигрывай салфетку. (Салфетка).
  12. Счастье в руки вам попалось, две картошки вам досталось. (Две картошки).
  13. Чтобы выглядеть крутым, мы Вам дарим лимузин. (Детская машинка).
  14. Да, билет счастливый ваш, так держите (Карандаш).
  15. Вам досталось это мыло, Чтобы руки чище мыли. (Мыло).

Награждение победителей. Поблагодарить за активное участие.


Самоанализ викторины «Зимушка-Зима»

 

Дата проведения: 17.12.2014г.

Контингент: 1 классы

Мероприятие проводилась с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся в рамках ФГОС. Для реализации поставленных задач была выбрана форма викторины. С использованием ИКТ. Всем известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, а другие на слух. Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка она предлагалась в форме слайдов, в форме стихов, пословиц, загадок.

Такое мероприятие возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытство и пытливость узнавать новое. Развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, развивает зрительную и слуховую память, способствует активизации и творческого самовыражения школьников.

Благодаря мероприятию на данную тему первоклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили проявить себя в умении строить предложения, вежливо общаться.

         Во время мероприятия  отмечена дружеская, теплая атмосфера.

         Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его.

         Считаю, что мероприятие соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям уч-ся.