Программа "Танец"
рабочая программа (1 класс) на тему

Ненашева Алла Викторовна

Адаптированный курс по хореографии для 1-4 классов для детей с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nenashevoy_a.v.docx64.15 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2

                                                           

Программа

 «Танец»

дополнительного образования

«Специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы - интернат № 2»

                                                          Составитель программы

                                                                  педагог дополнительного

                                           образования

                                                  Ненашева А. В.

Тамбов 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание и приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях. Танец  воспитывает  выразительность движений, формирует осанку, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Одной из главных задач воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности ребенка. Оно строится на потребности ребенка в творчестве, умении творить по законам красоты, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием его нравственных норм. Хореографическое искусство способно выполнить эти функции, благодаря которым дети приобретают  эстетическую и танцевальную культуру.  

Спектр задач при освоении данной программы:

1.Образовательные задачи:

-овладение детьми основами хореографического искусства;

-организация постановочной и концертной деятельности;

2.Развивающие задачи:

-развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;

-развитие мотивации на творческую деятельность.

3.Воспитательные задачи:

-эстетическое воспитание средствами музыки и танца;

-создание художественной среды вокруг самоопределяющейся личности, создание условий для общения;

-адаптация к современным условиям жизни на основе общей культуры., знаний, умений и навыков;

4.Коррекционные задачи:

-развитие слухового и тактильно-вибрационного восприятия;

-выработка внутреннего ритма танцевальных движений;

-развитие восприятия различной акустической информации, речевых, неречевых звуков , музыки;

-развитие мышления, памяти, воображения.

Целью данной программы является духовное и физическое развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальных способностей в области хореографии, формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Занятия хореографией  совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, дают возможность овладеть многообразием стилей  танцевального искусства, постичь сложность темпов и ритмов, что колоссально обогащает мир звуков детей с нарушением слуха, но и представляет сложность в обучении танцу. На начальном этапе постижения искусства хореографии, программа предусматривает  коррекционные задачи: развитие слухового и тактильно-вибрационного восприятия; выработка внутреннего ритма танцевальных движений; развитие восприятия различной акустической информации, речевых, неречевых звуков, музыки; развитие мышления, памяти, воображения. Искусство танца позволяет этим детям не только понять ритмический рисунок музыкального произведения, но различать характер мелодии, что способствует достижению высокого художественного уровня в исполнении танца, развивает тактильно – вибрационное восприятие музыки.

 Программа включает ознакомление детей с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.

Программа состоит из трех разделов, темы которых отображают творческий процесс в хореографическом коллективе. Методические рекомендации позволяют ориентироваться в педагогическом процессе хореографического класса, совершенствовать методы и формы в изучении хореографического материала. Требования к знаниям детей отображают дидактический принцип – от простого к сложному.

Программа  «Танец» для хореографического коллектива «Созвездие» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки типовой программы, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия группы проходят три раза в неделю по 30минут, а в старшей группе - 45 минут.

 Программа разработана на основании  документов: Закон РФ « Об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно- нравственного воспитания».

Тематический план программы

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

2

3

Раздел      1

 Учебно-тренировочная работа

Тема 1. Азбука музыкального движения.

Тема 2. Изучение элементов классического танца.

Тема 3. Изучение элементов народного танца.

Тема  4. Изучение элементов современного танца. 

174

Раздел 2

Учебно-воспитательная работа

Тема 1. Музыкальное воспитание.

Тема 2. Танцевальная импровизация.

Тема 3. Танцевальный репертуар.

174

Раздел 3

Аспекты творческого процесса

Тема 1. Постановочная работа.

Тема 2.Концертная деятельность.

Тема 3. Ознакомительно-познавательные          мероприятия.

174

                Итого:

522

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1  УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

ТЕМА 1. АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ    

 Формирование правильной осанки, красивой походки. Развитие гибкости и пластичности. Воспитание силы и выносливости. Развитие ловкости,  координации. Обогащение двигательного опыта многообразными видами движений.  Построение танцевальных комбинаций на шаге и беге в различных рисунках. Ориентация  детей в пространстве и времени, развитие музыкальности. Дальнейшее ритмическое воспитание на усложнении элементов танцевальных движений.

Практические занятия:

1.Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. Повороты головы направо и налево.

2.Разогрев мышц предплечья и лопаток: поднятие плеч вверх, опускание вниз, поочередное поднятие и опускание плеч.

3.Игра «Паровозик». Круговые движения плеч вперед и назад.

4.Работа кистей и пальцев рук (разбрызгиваем капельки воды, кошечка выпускает коготки, кошечка умывается и т.д.)

5.Махи руками в стороны, вперед. Круговые акцентированные движения рук вперед и назад (через паузу и подряд).

6.Наклоны корпуса вперед (с раскрыванием рук в стороны) и в сторону (рука поднята над головой в III позицию).

7.Упражнение «Дровосек». Акцентированные наклоны корпуса вперед-вниз с руками, поднятыми над головой в «замке».

8.Приседания по I позиции с поворотом корпуса вправо-влево, чередующиеся с подъемом на полупальцы.

9.Игра «Семечко растет». Семечко весной пробивается из-под земли, вырастает и распускается колосок. Его обдувает легкий летний ветерок. С приходом осени ветер усиливается, колосок ломается. На зиму семечко вновь уходит в землю.

10.Наклоны корпуса вперед (с раскрыванием рук в стороны) и в сторону (руки за юбочку).

11.Упражнение на развитие подвижности тазобедренного и коленного суставов. «Петушок расплясался»: поочередное поднятие ног вперед (вытянутый носок работающей ноги прижать к колену опорной ноги).

12.Понятие о plie и releve. «Едем» на лошадке (руки держат поводья) и осматриваем дорогу. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы.

13.Прыжки с хлопками в повороте (на 1/4 поворота) вправо и влево.

14.Прыжки с хлопками и с продвижением вперед и назад по определенному ритмическому рисунку. Например: 2 медленных хлопка + 3 быстрых хлопка и 2 прыжка через паузу + 3 прыжка подряд («Летка-Енка»).

15.Прыжки по линиям и по столбикам.

16.Удары стопой по VI позиции в характере русского танца (одинарные, тройные).

17.Понятие  о вытянутой и сокращенной стопе. Поочередное открывание ног на носок вперед и в сторону. Упражнение «носок-каблук» в характере русского танца.

18.Понятие о прыжке. Прыжки по VI позиции. Сочетание прыжков с хлопками (4 хлопка + 4 прыжка).

19.Одинарные удары стопой по III позиции (на вытянутой ноге, с приседанием, с подскоком на опорной ноге).

20.«Гармошка» с продвижением вправо и влево и выносом ноги на каблук.

21.«Елочка» с продвижением вправо и влево.

22.«Ковырялочка» с тройным притопом.

23.Приставные шаги вперед, назад, вправо и влево (простые, с приседанием).

34.Работа рук с платочком (у девочек).

25.Игра на развитие внимания «Мячик».

ТЕМА 2.   ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Классический танец как активное средство в создании правильной, балетной осанки. Исправление физических недостатков. Классический танец - основной пластический фундамент, способствующий развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности.

Практические занятия:

элементы изучения и исполнения движений

классического танца у станка:

1. Позиции ног - I,II,III,IV (IV - как наиболее трудная, изучается последней).

2. Позиции рук: подготовительное положение I,II,III (изучаются на середине зала).

3. Demi-plies в I,II,III,V,и IV позициях (в IV исполняется).

4. Battements tendus:

        а) с I позиции во всех направлениях;

        б) с demi-plies в I позиции во всех направлениях;

        в) с V позиции во всех направлениях;

        г) с опусканием пятки во II позицию с I и V позиции (double battements tendus или с "нажимом");

        д) с demi-plie по II и IV позициям без перехода с опорной ноги с I и V позиций;

        е) passe par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию);

5. Понятие направлений en dehors et en dedans.

6. Demi-rond de jembe par terre en dehors et en dedans.

7 Battements tendus jete:

        а) с I и V позиций во всех направлениях;

        б) с demi-plies в I и V позициях во всех направлениях

        в) piques во всех направлениях;

        г) balancoir.

8. Положение ноги sur le cou-de-pied (обхватное, для исполнения batte        ments frappes).

9. Battements frappes:

        а) носком в пол во всех направлениях;

        б) назад на 30 градусов во всех направлениях

10. Releves на полупальцы в I,II и V позициях с вытянутых ног и с demi-plies.

11. Вattements tendus plie-soutenus I и V позиции во всех направлениях.

12. Preparation для rond de jembe par terre en dehors et en dedans.

13. Положение  ноги  для sur le cou-de-pied ("условное" для исполнения battements fondus).

14. Battements fondus:

        а) носком в пол, во всех направлениях;

        б) на 45 градусов во всех направлениях.

15. Battements soutenus:

        а) носком в пол, во всех направлениях;

        б) во всех направлениях на 45 градусов.

16. Petit battements sur le cou-de-pied (равномерной переноси ноги с акцентом вперед и назад).

17. Battements double frappes:

        а) носком в пол, во всех направлениях;

        б) на 30 градусов во всех направлениях.

18. Battements releve lents:

        а) на 45 градусов с I и V позиций во всех направлениях;

        б) на 90 градусов с I и V позиций во всех направлениях.

19. Grand plies в I,II и V позициях.

20. Grand battements jetes:

        а) с I и V позиций во всех направлениях;

        б) pointes, во всех направлениях.

21. Petit battements retires.

22. Flic со стороны II позиции вперед и назад на всей стопе.

23. Battements developpes во всех направлениях.

24. Подготовка к rond de jembe en lair.

25. Rond de jembe en lair на 45 градусов.

26. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.

27. Pas coupe на всю стопу и с подъемом на полупальцы.

28. Pas de bourre simple (стоя лицом к станку).

  1. Перегибание корпуса назад и в сторону (стоя лицом к станку).
  2. Releve на полупальцы в позициях с demi-plie и вытянутых ног.
  3. Полуповороты в V позиции на двух ногах с переменой ног на полупальцы, начиная с вытянутых ног и с demi-plie.

Элементы изучения и исполнения  движений классического танца

на середине зала:

1. Позиции рук, подготовительные положение I,II,III.

2. Поклон.

3. Положение epolement croise et efface.

4. Упражнения исполняются en fase и epaulement.

5. Demi-plie по I,II позициям,en fase по V,IV позициям en fase.

6. Battements tendus:

        а) с I и V позиций во всех направлениях;

        б) с demi-plies в I и V позиции во всех направлениях;

        в) с опусканием пятки во II позицию;

        г) doubles с двойным опусканием пятки во II позицию.

  д) passe par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию);

  е) с demi-plies во II и IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом;

7. Battements tendus jetes:

        а) с I и V позиции во всех направлениях;

        б) с demi-plies в I и V позиции во всех направлениях;

        в) baloncoir.

8. Demi rond et rond de jembe par terre dehors et en dedans.

9. Preparations для rond de jembe en dehors et en dedans.

10. Grand plie в I и II позиции en face, в V позиции en fase et epaulement.

11. Battements frappes:

          а) носком в пол во всех направлениях;

          б) на 30 градусов во всех направлениях.

12. Battements double frappes:

          а) носком в пол во всех направлениях;

          б) на 30 градусов во всех напрвлениях.

13. Подготовка к rond de jembe en l air.

14. Battements tendus plie soutenus во всех направлениях en fase

15. Battements fondus:

          а) носком в пол во всех направлениях en fase;

          б) на 45 градусов во всех направлениях en fase.

16. Battements soutenus носком в пол, во всех направлениях en fase.

17. Battements releve lent всех направлениях en fase.

18. Battements developpes во всех направлениях en fase.

19. Grand battements jetes с I и V позиции во всех направлениях en fase.

20. Ports des bras работают только руки без наклона корпуса.

21. 1-е, 2-е ports de bras.

22. Releve на полупальцы в I,II,V позициях с demi-plie и с вытянутых ног

23. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plie.

24. Pas de bourre simple en fase.

Элементы изучения и исполнения аllegro:

1.Temps sautes по I,II,V позициям.

2.Chengement de pied.

3.Pas echappe по II позиции.

ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОГО ТАНЦА

Характеристика народного танца. Развитие танцевальности, выразительности исполнения. Принцип контрастности в народном танце. Грамотное распределение физической нагрузки. Характеристика манеры исполнения            

национального танца. Постановка корпуса в народном танце. Положения рук, корпуса головы и ног в народном танце.

Практические занятия:

 ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Позиции рук:

Исходная позиция – руки опущены вдоль корпуса.

  1. 1-я позиция – обе руки подняты вперед, локти свободны, кисти направлены вверх ладонями.
  2. 2-я позиция – обе руки широко раскрыты в стороны, локти не напряжены, кисти направлены ладонями вверх.
  3. 3-я позиция – в чистом виде 3-я позиция не характерна для русских танцев. В женском танце иногда обе руки поднимаются вверх, когда обыгрывается наверху платочек или через 3-ю позицию руки могут открываться во 2-ю позицию.

Положения рук:

  1. Руки на поясе кулачками лежат на талии или всей ладонью.
  2. Руки скрещены на груди, приближены к корпусу (у девушек) или отведены от корпуса.
  3. Одна рука на талии, другая или открыта в сторону или поднята наверх.
  4. Руки раскрыты в стороны от корпуса, но не до 2-й позиции.

 

Положение головы:

  1. Прямо перед собой.
  2. Повернута вправо или влево.
  3. Наклон головы к правому или левому плечу.
  4. В парах – голова повернута на партнера.

Позиции ног:

  1. 1-я свободная позиция, выворотная.
  2. 2-я свободная позиция, выворотная, параллельная.
  3. 3-я свободная позиция, выворотная.
  4. 4-я позиция, выворотная, параллельная.
  5. 5-я позиция.
  6. 6-я позиция прямая.

Положение стопы и подъема:

  1. Подъем вытянут.
  2. Подъем свободен.
  3. Стопа сокращена, носок поднят вверх, нога на каблуке.

Положения в паре:

      1. Девушка находится с правой стороны от партнера.

      2. Руки «под крендель».

      3. Двумя руками держатся друг за друга (лицом друг к другу), руки опущены или подняты.

      4. Правая рука юноши лежит на талии у девушки сзади, в левой руке – левая рука девушки; у девушки правая рука свободно опущена вниз.

      5. Лицом друг к другу: у юноши правая рука на талии у девушки, ее левая рука лежит на правом плече юноши, левой рукой юноша держит правую руку девушки (чуть вытянуты в сторону).

      6. Положение рук «воротца».

      7. Положение рук в «корзиночке».

      8. Положение рук в «звездочках».

      9.Простой шаг: шаг с каблука, шаркающий ход.

     10. Переменный шаг – основной вид, с полуприседанием, с ударом ребром каблука, с  ударом всей ступней, с подъемом на полупальцы, с каблука, с приставкой ноги.

     11. Бег: основной вид, с подъемом коленей, с броском прямых ног.

     12. Боковые ходы: «припадание», «переборы», «гармошка», «елочка».

     13.Основные элементы дробей в русском народном танце: удары всей ступней, одинарные, с подскоками, двойные удары, удары ребром каблука, поочередные удары, с перескоками.

     14. Сочетание ударов каблуками и полупальцами: дробная дорожка, дробь «в три ножки», ключи «простой», двойной.

     15.Движения группы «веревочка»: простая (одинарная), с двойными ударами (двойная), с переступаниями вперед на всю стопу или ребро каблука.

    16.Притопы, «маятник», «моталочки», «молоточки», «ковырялочки».

    17.Вращение в русском танце: на месте и на полупальцах, на припадании, с  подъемом на полупальцы обеих ног и на одной ноге, на подскоках, в беге, с дробями, в прыжке и т.д.

ТЕМА 4.   ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕТОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА  

Элементы  современных стилей танца: фанк, хип –хоп, модерн, джаз, бальные танцы, их характеристика. Демонстрация   мастерства на сцене,  выработка  чувства ритма и коллективного танца.

Практические занятия:

Хип-хоп – базовые элементы:

1.Движения ног и корпуса – полуприсед с легким наклоном  корпуса вперед.

2.bounce – покачивания вперед и назад, из стороны в сторону с легким приседанием ног;

3. ball change – шаги вперед и назад (одна стопа приземляется на пол, на другую делается небольшой прыжок);

4.sham rock – движение корпусом с разворотом стоп в противоположную сторону;

5. criss cross – на широко расставленных ногах исполняется прыжок, с приземлением на скрещенные ноги;

6. running man – бегущий человек.

 Модерн-джаз танец – базовые элементы:

1.Движения и упражнения, заимствованные из классического танца;

2.Упражнения для развития подвижности позвоночника;

3.Упражнения свингового характера и упражнения для расслабления;

4.Понятие изоляции и координации ;

5.Упражнения на смену уровней;

6.Виды движений, которые могут использованы в адажио.

Бальные танцы:

1.Медленный вальс;

        а) положение партнеров в паре в европейской программе;

        б) закрытая перемена с правой и левой ноги;  

        в) правый и левый повороты;

        г) натуральный спин поворот;

        д) виск;

        е)поступательное (синкопированное) шассе.

2.Веский вальс:

         а) ритм венского вальса;

         б)правый и левый повороты;

         в) наклон корпуса.

РАЗДЕЛ 2   УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА 1.  МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Обучение детей восприятию музыки через акустически - вибрационную аппаратуру, понимать ритм, мелодию. Характеристика построения  музыкального произведения (вступление, музыкальная фраза, заключение). Определение темпа, динамических оттенков музыки.

Практические занятия:

1.Понятие о музыкальном вступлении и заключении.

2.Определение и передача в движении характера музыки (веселая, грустная), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (громко, тихо).

3.Определение музыкального размера (2/4 и 4/4). Выделение сильной доли каждого такта хлопком или ударом стопы по VI позиции. Исполнение хлопками, притопами, шагами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений.

4.Определение жанра музыки (2/4 – полька, 4/4 – марш). Умение менять движения в зависимости от жанра музыкального произведения.

5.Игра «Музыкальный портрет». Развитие ассоциативного мышления. Какое животное может двигаться в характере музыкального произведения? (Зайчики, птички, лисички, медведь, мышки и т.д.) Показ услышанного в движении.

6.Игра «Сколько долей в такте?» Выделение сильной доли сильным хлопком (притопом), слабых долей – тихим хлопком. Определение количества сильных и слабых долей в такте (2/4 – 1 сильная доля и 1 слабая доля; 4/4 – 1 сильная доля и 3 слабых доли).

ТЕМА 2. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Изучение танцевальных элементов с продвижением по диагонали, по кругу, в повороте. Музыкальные игры, ставящие перед детьми задачи размещения на  танцевальной площадке. Развитие навыка отображать характер музыкального произведения в движении. Воспитание творческой активности, ассоциативного мышления, пластической выразительности, выявление артистических способностей детей.

Практические занятия:

1.Шаг с носка  с продвижением по диагонали (руки на поясе), по кругу (взявшись за руки).

2.Бег от колена назад в продвижении по диагонали.

3.Понятие о поворотах вправо и влево (на притопах).

4.Умение встать в круг и двигаться по линии танца, двигаться «змейкой».

5.Игра «Кружочки и круг». Группа делится на 4 команды, которые строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде педагога или музыкальному сигналу все дети выстраиваются в середине зала в общий круг.

6.Игра «Иголка, нитка, узелок». Дети выстраиваются в линию, взявшись за руки. «Иголка» (педагог, а позже – один из детей) движется «змейкой» по залу. «Нитка» (остальные участники) повторяют движения «иголки». В конце игры все исполняют рисунок «улитка», тем самым как бы «завязывая узелок».

7.Движение под музыку, передавая в движениях ее характер. Дети вначале прослушивают музыкальное произведение, а затем по заданию педагога показывают родившийся образ в движениях.

8.Игра «Кот и мыши». Один из детей – кошка («спит»). Остальные – мыши. Мыши собирают за щечки семечки и несут их в норку. По музыкальному сигналу кошка просыпается и ловит мышей.

9.Игра «Птицы и клетка». Дети делятся на 2 группы. 1 группа – клетка (дети становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх), 2 группа – птицы (дети размещаются по залу за пределами клетки). Птицы под музыку летают через клетку. По музыкальному сигналу клетка закрывается (дети опускают руки вниз и приседают).

10.Мелкий шаг на полупальцах с продвижением по диагонали (руки на поясе), по кругу (взявшись за руки).

11.Галоп в продвижении вправо, влево и по диагонали с окончанием движения в demi plie (приседание).

12.Шаг с подскоком на опорной ноге (подготовка к подскокам) в продвижении по диагонали.

13.Подскоки на месте и с продвижением по диагонали.

14.Вальсовый шаг с полуповоротом вправо и влево (вправо и влево, по диагонали, по кругу).

15.Умение по музыкальному сигналу встать в круг, колонну, линию по окончании танцевальной импровизации на заданную тему..

16.Положения рук в парах («корзиночка», «лодочка», под руку и т.д.).

17.«Лошадки» (перескоки с ноги на ногу) с продвижением по диагонали в тройках.

18.Игра «Море волнуется». Дети распределяются по залу и под музыку имитируют движения волн. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура, например, балерины на месте замри!» - произносит преподаватель. Дети принимают позу и после музыкального вступления передают движениями заданный образ. Преподаватель выбирает лучшую фигуру, и этот ребенок становится ведущим.

ТЕМА 3.  ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР  

Построение танцевального репертуара в соответствии с физическими возможностями детей. Массовые танцы – как средство воспитания эмоциональности и выразительности ребенка, чувства коллективизма и культуры общения. Формирование умения и навыков ритмично двигаться под музыку, передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Инсценировка детских песен по их содержанию. Разучивание танцевальных элементов на середине зала, в продвижении по кругу, диагонали, по линии вправо-влево, в повороте и т.д. Сочетание танцевальных элементов между собой. Составление и разучивание танцевальных комбинаций. Разучивание танцевальных номеров в соответствии с тематикой предстоящего утренника.

Практические занятия:

1.«Полька-хлопушка»

2. «Русский народный хороводный танец «Березка»

3.«Танец маленьких утят»

4.«Танец дружбы»

5.«Танец снежинок» и т.п.

6.«Полька»

7.Русский народный  танец «Барыня»

8.«Пингвины»

9.Матросский танец «Яблочко»

10.«Вальс цветов»

11.«Ожившие куклы»

12.«Прощальный вальс» (к выпускному балу).

РАЗДЕЛ 3 АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ТЕМА 1.  ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА

Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа.  Задача  педагога в процессе постановочной работы - воспитание детей в атмосфере  творческой дисциплины, развитие активности  и сознательности,  ассоциативного мышления, пластической выразительности, выявление их артистических способностей. Значение возрастных, индивидуальных психофизических возможностей исполнителей хореографической постановки. Выбор танцевального репертуара коллектива строится с учетом  воспитывающего и обучающего воздействия на личность  ребенка.

Практические занятия:

1.Выбрать музыкальное произведение для постановочной работы  с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников в коллективе. 2.Составить план и программу хореографической постановки.

3.Охарактеризовать будущую постановку исполнителям (рассказать о жанре, структуре музыки, сюжете танца и т.д.).

4.Выбрать исполнителей, определить цели и задачи в постановочной работе.

5.Прослушать музыкальное произведение, проанализировать характер, темп, ритм, построение музыкальных фраз.

6.Выявить актерское мастерство исполнителей в работе над образом в танце.

7.Изучить лексический хореографический  материал, соблюдая специфику практического показа.

8.Выучить композицию постановки, используя предварительную этюдную работу.

9.Провести репетиционную работу над хореографическим номером, используя методы и формы педагогической работы в хореографическом коллективе.

ТЕМА 2.  КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главный критерий оценки танцевального мастерства - концертные выступления воспитанников.  Характеристика поведения, эмоционального состояние ребенка во время концертного выступления. Творческий анализ  ошибок в синхронности исполнения. Значение для детей реакции зрителей на выступление. Цели и задачи: конкурсов, смотров, фестивалей, концертов, отчетных выступлений. Содержание и направленность, условия (положение), организационное руководство. Организация выступлений. Составление и создание программы концерта. Информация о работе коллектива, популяризация его творческих достижений. Обмен опытом между коллективами. Связь с родителями, общественностью. Проведение открытых уроков, творческих отчетов. Построение конкурса, концерта, фестиваля (открытие, основная часть, закрытие – награждения, гало-выступления). Конкурсные требования к музыкальному оформлению, сценографии хореографического номера. Состав участников, их возраст. Составление сметы материальных затрат на участие (проведение) ответственных мероприятий.

практические занятия:

1.Проанализировать условия проведения конкурсов, фестивалей, отчетных выступлений;

2.Определить этапы подготовки ансамбля к творческому выступлению;

3.Определить значение популяризации творческого коллектива;

4.Ознакомиться с конкурсными требованиями музыкального оформления постановочных работ;

5.Подготовить примерную смету материальных затрат на проведение конкурса, фестиваля, смотра.

ТЕМА 3.  ОЗНАКОМИТЕЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитательная работа в хореографическом коллективе как сложный и многогранный процесс. Вовлечение ребенка в художественно-исполнительскую деятельность формирует его нравственно-эстетические качества. Индивидуальный и выборочный характер мероприятий. Характеристика организации и проведения внеклассных мероприятий, цели и задачи. Формирование у детей интерес к национальной культуре, народному творчеству, пониманию красоты окружающего мира.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеофильмов по хореографическому искусству: учебные уроки, семинары, конкурсные программы.
  2. Организация и посещение концертных программ любительских и профессиональных коллективов г.Тамбова.
  3. Введение традиций: посвящение в хореографы, переход из младшей группы в  старшую, преемственность в передаче хореографических номеров и т.д.
  4. Творческие встречи с интересными людьми, хореографическими коллективами.
  5. Подготовка и проведение совместных вечеров отдыха и праздников детей, родителей и руководителя коллектива.
  6. Посещение художественных выставок картинной галереи.
  7. Организация посещения краеведческого музея города Тамбова.
  8. Организация и проведение отчетных концертов, участие в конкурсах и фестивалях.
  9. Ознакомление с хореографическими произведениями, входящих в «Золотой фонд» танцевального искусства.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Задача педагога дополнительного образования состоит в создании  условий для  полного раскрытия и реализации способностей детей. Это возможно при воспитании осознанного отношения к обучению: выразительному исполнению хореографической лексики и пониманию её образного значения. Для этого на занятиях используются в воспитательной работе формы и методы: обучающие, тренировочные занятия,  постановочная работа,  индивидуальные занятия,  беседы по истории хореографического искусства,  музыкальные занятия (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры),  неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива), выступления на концертах и фестивалях. В хореографическом классе важными являются методы: словесный (объяснение, замечание);  наглядный (личный показ педагога); практический (выполнение движений).

   Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.

   В процессе освоения программы на занятиях основными принципами  являются: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори».

   Знакомство с хореографическим искусством рекомендуется  начинать с беседы об истории танца,  его происхождении и значении. Важным является   ознакомление с основами музыкальной грамоты (характеристика ритма, темпа, музыкального  размера), развитие образного мышления.  Освоение элементов  хореографической лексики должно происходить  постепенно. От профессиональных знаний и практического опыта педагога во многом зависит обучение и воспитание детей в хореографическом классе.  Педагог должен выбрать оптимальный режим работы в классе, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

   Необходимо выбирать хореографический лексический материал, который можно варьировать. Освоение танцев в быстром темпе, с достаточно сложной техникой исполнения, трудной координацией движений, происходит постепенно, по принципу «от простого к сложному». Увеличение  темпа усложняет исполнительскую технику движения, обостряет чувство ритма.

   Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию, свойственная в детском возрасте, позволяет учащемуся «считывать» движения. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять задания. Анализируя  ошибки детей, педагогу необходимо детально, конкретно и доступно  объяснить способы их искоренения. Это приучает детей с большей ответственностью относиться к заданиям и стремиться к творческому совершенствованию.

   Параллельное изучение  двух-трех танцев позволяет разнообразить занятие, переключает внимание и повышает интерес детей. Включение  элементов соревнований и конкурсов на занятиях позволяют активизировать исполнительские возможности ребенка. Важно найти нужные слова, образные примеры, чтобы дети смогли приблизиться к смысловому и образному восприятию танца. Каждый ребенок минимум 2 раза в год должен принимать участие в школьных праздниках. Все критерии оценок необходимо систематизировать в диагностику физического состояния (гибкость, координация, растяжка, пластичность, ритмичность) и диагностику эмоционального состояния (концентрация внимания, эмоциональный зажим, выразительность, художественный вкус, актерское мастерство).

   Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей старшего возраста, они с трудом понимают логику закона построения и исполнения движений. Поэтому необходимо сформировать навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.

   Дети среднего и старшего возраста способны осмыслить свои действия на занятиях. Их умение анализировать необходимо использовать и развивать. Объяснение педагога должно быть конкретным, что позволит сохранить темп урока. Необходимо обратить внимание на технику исполнения хореографической лексики, условий ее выполнения: какие мышцы и как надо правильно включить их в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу в движении и т.д. Когда усвоена техника, можно перейти и в область ощущений, ассоциаций.

   Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники  танца.

   Успешное выполнение всех рекомендаций для работы в хореографическом зале должно сочетаться с созданием  психологического микроклимата. Педагог, свободно общаясь с учащимися на принципах содружества, сотворчества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие детей и, поддерживая общую атмосферу радости, интереса  побуждает к творчеству.   Педагог, приобретая опыт в работе, вырабатывает свою, индивидуальную манеру общения, которая позволяет мобилизовать внимание детей на занятиях.                                                                        

   В целях создания на занятиях положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

        

 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ:

Воспитанники при переходе из младшей группы в среднюю группу должны знать и уметь:

1.Правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку;

2.Уметь тактировать руками размеры 2/4,4/4,3/4; чувствовать характер марша и передать его в шаге;

3.Знать движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, «ковырялочку», выполнять подскоки , фигуру танца «до- за – до», исполнить переменный шаг;

4.Знать позиции ног и рук классического танца;

5.Знать определенные жесты  соответствующие движениям;

6. Знать танцевальные фигуры: круг, линия, колонна, ручеек, змейка;

7. Уметь  изображать  животных:  волк, собака, корова, кошка, медведь, бабочки, птицы;

8.Уметь их воспроизвести один-два танца по памяти,  без помощи  педагога.

Воспитанники при переходе  из средней группы в старшую группу должны знать и уметь:

1.Знать понятие темпа «медленно – быстро»;

2.Различать народные танцы от направлений современных танцев;

3.Боковым зрением контролировать синхронное исполнение в хореографической композиции;

4.Осознано подходить к выступлениям и эмоционально передавать выразительность танца;

5.Уметь исполнить три-четыре танца разной стилистической направленности.

Воспитанники по завершению обучения должны знать и уметь:

1.Уметь применять музыкально-танцевальные знания и навыки;

2. Уметь трудиться в художественном коллективе;

3.Знать ценность нравственного поведения в коллективе;

4.Уметь подчинять свои личные интересы деятельности коллектива (не подводить товарищей, заменять заболевших на выступлениях и репетициях);

5.Владеть основными элементами азбуки классического танца. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку.

6.Уметь различать танцевальные жанры: классический танец, русский танец, современные направления;

7.Уметь пользоваться знаниями в самостоятельном сочинении  танцевальных миниатюр.

Форма итогового контроля: контрольные и открытые занятия, показ танцевальных номеров на детских праздниках, конкурсах, фестивалях.

Список литературы

  1. Антонюк С.  Профилактика и коррекция дефектов осанки средствами оздоровительной и лечебной физической культуры. М., 1994.

 2. Барышникова Т.   Азбука хореографии. М., 2001

 3. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия           холдинг, 2004.

 4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

5. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -   Просвещение, 1991.

  6.Гусев Г. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). М., 2003.

  7.Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель.

 

  8.  Ерохина О.В. Школа танцев для детей. М., 2003.

   9.  Иванова О. Занимайтесь ритмической гимнастикой. М., 1988.

  10. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 2000.

  11. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.

   12. КоролеваЛА. — Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.

   13. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

   14.Никитина Е.А. 23 февраля. Праздник доблести и отваги. Сценарии праздников для ДОУ. М., 2002.

     15. Никитина Е.А. Поздравляем с женским днем! Сценарии праздников для ДОУ. М.,

     16.Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

      17.Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина,

     18. «Мир танца» Программа дополнительного образования составленная Н. И. Седых, 2011 год.

       19. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Сборник. М., 1994.