Доклад "Семинар"
учебно-методический материал на тему

Карасёва Наталья Борисовна

«Рост профессионального мастерства учителя, использующего ИКТ в учебно-воспитательном процессе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

Доклад

«Рост профессионального мастерства учителя, использующего ИКТ в учебно-воспитательном процессе»

                                                               Докладчик: Карасёва Наталья Борисовна

                                   учитель начальных классов МБОУ « СОШ с УИОП №7»

Кашира 2013

 

Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А. С. Макаренко

Модернизация образования требует от современного педагога постоянного совершенствования педагогического мастерства в большей степени, чем ранее. Педагогическая биография каждого преподавателя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь». Одним из показателей профессионального мастерства преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

В толковом словаре С. И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

1) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);

2) руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером);

3) человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать);

4) специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер — золотые руки).

Ближе всего к учителю и воспитателю подходят третье и четвертое определение.

Русские пословицы: «Мастер на все руки» (так говорят о том, кто все умеет делать), «Дело мастера боится» (т. е. ладится в умелых руках) могут быть смело отнесены и к деятельности учителя.

Учитель — мастер, он занимает промежуточное место между героем сказов П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» — Данилой-мастером, творящим чудеса из камня, и Булгаковским Мастером («Мастер и Маргарита»), постигшим тайну мира и человечества. Он может и должен разглядеть в ребенке заложенные в нем изначально прекрасные черты, помочь раскрыться истинной красоте, взрастить душу ребенка, подарить ей жизнь. Это очень сложный и долгий труд, но итог его для учителя дорог, и результат дает желание жить и работать снова и снова.

На разных этапах становления и совершенствования профессионального педагогического мастерства учитель постепенно обогащается и выходит на более высокий творческий уровень.

В толковом словаре читаем: Мастерство — высокое искусство в какой-нибудь области (педагогическое мастерство); умение, владение профессией, трудовыми навыками (обучаться мастерству).

Но если у столяра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия учителя и учащихся.

Следовательно, сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления деятельности педагога, приводящей к высокому результату.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение профессиональному педагогическому мастерству. Так, например:

А. Дистервег считал, что педагог — мастер, и только он имеет «развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания.

А. С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.

Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно-методическая деятельность, которая предполагает:

постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценки;

умение дать самоанализ собственной педагогической деятельности и многое другое.

Одним из показателей профессионального мастерства преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Современный преподаватель — это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к профессиональному, общекультурному совершенству; личность, умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения для реализации поставленных задач; личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности.

Преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Профессиональный рост преподавателя возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Для этого необходимо каждому преподавателю в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете.

Основными критериями самообразования преподавателя являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), его творческий рост, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс. Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.

Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т. к. уровень профессионализма не только личное дело преподавателя. Профессиональное саморазвитие — это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования. А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А. С. Макаренко).

На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств информационно-коммуникативных технологий. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний. При этом преподаватель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, преподаватель специальных дисциплин повышает качество образования, уровень подготовки учеников, умножая при этом и свое профессиональное мастерство. Безусловно, для педагога, профессиональное мастерство — это и есть мастерство педагогическое. ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения профессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностью студентов в области использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного преподавателя.

«ИКТ-компетентность учителя», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» . Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель специальных дисциплин должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.

Для учителей необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. Для того чтобы преподаватели специальных дисциплин имели волю и желание к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру возникает необходимость создания образовательной среды, насыщенной аппаратными и программными средствами информационно-коммуникационных технологий.

Возможности этой среды должны использоваться учителями для развития у учеников информационной компетентности и информационной культуры, для собственного профессионального развития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых является одной из ключевых компетентностей, которые призвано формировать образовательное учреждение. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ — компетентности. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателем того факта, что эти технологии являются средством развития учащихся и его собственного профессионального развития.

При этом важно, что развитие информационной культуры преподавателей может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного образования. Использование данных технологий позволяет преподавателям, как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру. Эффективное использование компьютерных технологий ведёт к изменению в преподавании, к улучшению результатов образовательного процесса. Ученик не обращается больше только к единственному источнику знаний — преподавателю, который передаёт их ему, он сам предпринимает действия и прилагает усилия, чтобы получить знания из разных источников.

Современный преподаватель должен использовать всё лучшее из традиционных технологий, находить инновационный подход к учебному процессу, всегда быть ориентированным на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей и прежде всего на повышение качества образования. Творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей — подготовки высококвалифицированного специалиста.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф. Н. Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

умственные;

дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);

перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

организаторские качества;

волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

коммуникативные;

тактичность;

педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

оптимистическое прогнозирование;

креативность.

Качества урока зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя, его образованности, методического искусства и гражданственности, понимания необходимости усвоения новых знаний на уроке. Учитель в ответе за каждого ученика. Я глубоко убеждена: надо уметь находить хорошее в любом из них, даже самом «безнадежном», и опираясь на это в наших воспитательных усилиях, чутко и мудро поддерживать детей в поиске самих себя, знаний, помогая определит верные жизненные ориентиры. Помочь детям в нелегкой работе самопознания и самообразования, открыть перспективу их человеческого и профессионального роста, научить трудиться умом и душой — долг и первое дело педагога, а также первоочередным критерием оценки деятельности учителя.