Игровые приемы обучения
материал по теме
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 11
Рудая Марина Петровна –
Учитель начальных классов,
высшей аттестационной категории
МОАУ СОШ №11
г. Белогорск
Тема: «Игра - средство обучения»
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное. Надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как это положено со всеми её особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них ещё нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. У 6-летних детей преобладает непроизвольное внимание и память. Но у них есть огромное желание учиться. Фантазия 6-летнего ребёнка развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает его игра. Он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
Игровые моменты, игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры- спектакли, урок-сказка, урок-КВН, урок-аукцион, ярмарка, телепередача - вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.
Игра может использоваться учителем как для ознакомления с новым материалом, так и для его закрепления. Важно с самого начала заинтересовать, поэтому можно начать урок с игрового момента. На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Они потом ещё часто появлялись на уроках грамоты, знакомя детей с новыми буквами, помогали в заучивании орфограмм. Новая буква - именинница. И, конечно, к ней в гости приходят игрушки, в словах, названиях которых есть новый звук. Например, к букве «К» пришли не только кот, собака, но и медведь, слон; дети сразу же реагируют на это. Одни говорят: «Слон и медведь - лишние, здесь нет этого звука» Другие же говорят: «Жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: слоник, мишка».
В гости приходят игрушки - сказочные герои: Буратино с письмом от папы Карло, Весёлые человечки с разноцветными конвертами. Дети рады помочь любимцам.
Была у нас на уроке и Матрёшка, кукла с секретом. Дети открывали по одной матрёшке, а в ней задание. Так мы проводили устный счёт, а весь другой урок (спустя время) полностью работали с Матрёшкой. И считали, и решали задачи, и танцевали танец матрёшек.
Когда перешли к работе по письму в тетрадях, не у всех всё ладилось. Приходилось искать пути, чтобы прививать аккуратность в работе. У куклы Маши был день Рождения. Она обратилась с просьбой красиво подписать приглашения на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в тетрадях. А потом кукла угощала всех конфетами и тортом, а дети читали написанные слова и переводили на письменный текст.
Игра помогает оживить и сделать продуктивной традиционно скучную работу по выработке вычислительных навыков. Для этого неинтересные упражнения представлены в несколько необычной формулировке в сказочной форме.
Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, особого интереса не вызывают, но если сказать, что Хрюша и Степашка учились считать, им каждому дан листок с заданием и вот что получилось: 3+5=8, 6+4=2 и т.д. Что скажет учитель каждому? Почему похвалит Хрюшу и останется недоволен работой Степашки?
После проверки проверочных работ организую, как всегда, работу над ошибками. Но дети 1 класса не умеют акцентировать внимание на своих ошибках, поэтому использую игру «Уроки для Незнайки», где дети объясняют приёмы «+» или «-», решают примеры. Но, подводя итог игры не забываю сказать им о том, что надо быть внимательнее и не допускать ошибок как Незнайка. Для ознакомления с новым м усвоения темы использую игры, например, «Звёздное небо». На небе было 7 звёздочек, 2 закрыла туча. Сколько осталось? Так выводится состав числа 7.
Выработке умения сосредоточить своё внимание и проверить себя помогает пособие-игра «Лесная школа». Мы решаем примеры и ученики лесной школы. У зверят такие ответы. А у вас? Кто из зверят ошибся? А как получил такой ответ? (вместо «+» - «-»).
Помогают проверить знания по пройденному материалу и увидеть, как он усвоен, такие игры:
- «Кто у кого гость? Зверята приглашают гостей. Определите, кто к кому идёт в гости (плюс-минус в пределах 10);
- «Незадачливый математик». Необходимо выяснить, умеют ли осуществлять постановку знака путём рассуждения: было , стало меньше и т.д. Я говорю: Медвежонок решал примеры и записывал на кленовых листиках; подул ветер, листики разлетелись; очень расстроился: как быть? Надо помочь.
- Проверить порядковый счёт помогает игра «Удивительное дерево». Оно возникает на нашем пути, когда мы идём на прогулку в лес. На нём цифры, вырезанные из цветной бумаги: синие - счёт в прямом, красные - в обратном направлении.
- Побывав в сказке «Гуси-лебеди», встречаем «Две яблоньки». На них растут математические яблоки. Надо собрать отдельно по корзинам опавшие яблоки (Состав числа).
- Игра «Доставь игрушки в детский сад» (закрепляем и проверяем навыки «+» и «-» в пределах 10). Одна машина загружается для детского сада № 8, другая для детского сада № 6. есть два водителя и два контролёра. По примерам, прикреплённым к игрушкам, определи № детского сада. Но есть игрушки и с другим ответом.
- Часто использую «Ловушки учителя». Они заставляют детей действовать не шаблонно, а мыслить.
- Очень любят дети помочь бабочке сесть на цветок в игре «На лугу», из игры «Ну, погоди!» - убежать от волка, спасти от волка Красную
Шапочку. Деревья дополняют. «Чудесный мешочек» - выяснить знание букв - из наждачной бумаги определить на ощупь букву.
8. Есть игры, которые не требуют особого оформления, но помогают мне в работе: «Угадай», «Найди ответ», «Игры с мячом».
Во 2-х классах использую подобные игры, изменив задание. В 3-4 классах игры присутствуют на уроке, но, конечно, отличаются от этих («Конструктор»). Например, чтобы лучше усвоить терминологию, то есть название компонентов и результатов, можно провести «Ролевую игру».
«Угадай пример». На доске 2 столбика примеров на знание таблицы:
45 : 9 56:7
5*7 0*8
42 : 6 6 *0
Ученик становится лицом к классу. Учитель показывает пример, класс хором говорит ответ. Ученик поворачивается и находит такой пример.
«Поле чудес». Примеры. Дан код для расшифровки, какому числу какая буква соответствует.
«В мире интересного». Дана цепочка примеров. Список деревьев или озёр и т.д. и №. Если решил, то узнаем, какое дерево самое высокое, озеро - глубокое.
«Лотерея игрушек». (Не всегда дифференцированный подход). Выставка игрушек. Пример: лотерейные билеты; кто какую игрушку выиграл? Это укажет номер билета или, наоборот. Более усложненная форма этой игры - это когда и под игрушками и на билетах записаны примеры. Надо найти совпадение ответов. Иногда это происходит не у всех. Тогда выигрывают не все билеты.
В 4-х классах вместо игрушек - ребусы, кроссворды, головоломки, которые они потом разгадывают.
«Лучший лодочник»:
1 вариант: сам проверяет выбор лодки пассажирами по билетам.
2 вариант: лодочник сам отбирает пассажиров.
Кто раньше найдёт пассажиров? Сигналы: фишки.
Дети любят путешествовать. Поэтому на уроках провожу игры- путешествия. Пример такой игры вы видели сегодня.
В один из дней отправляемся на паруснике в путешествие открывать новые острова - острова цифр, заданные, жители которых только и делают, что решают задачи. Пробуем и мы решить их.
В страну Математики отправляемся на паровозике. Сначала формируем состав, затем выбираем вагон (для этого придумываем пример с ответом - № вагона).
В солнечный день отправляемся на прогулку в лес. Находим в лесу грибную поляну, но грибы можно сорвать, если решить пример. Ягодку тоже. Так же собираем шишки. Однажды в одном из путешествий я предложила двум мальчишкам «сорвать» цветы, кто сколько хочет и т.д. мальчикам стало неловко и я предложила самим найти выход. Они вышли и часть цветов вернули на поляну. Мне не пришлось читать лекцию о бережном отношении к природе. Мне помогла игра.
Путешествие в сказку «Теремок», «Колобок», «Цветик-семицветик», «Путешествие в зимний лес» на уроке математики. Дети кормят птиц заработанными призами.
Путешествие по городу с экскурсией в зоопарк и другие.
Очень любят дети уроки, когда главным героем сюжета являются куклы. Особенно часто на уроках чтения и письма. Кукла гладит их по голове, заглядывает в тетрадь, садится рядом.
В 3, 4 классах - это телеуроки, которые начинаются с программы «Новости и закрепления пройденного», которое проводят подготовленные ребята. Рубрики этих передач: «Счастливый случай», «Культура общения», «Это интересно знать». Во время телеуроков часто звучит похвала диктора: «Спасибо за труд», «Желаю удачи», «Ты молодец» и т.д. Часто провожу интегрированные уроки с использованием единого сюжета.
При проведении любой игры я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Если в 3-4 классах это отметки и словесные формы одобрения, то в 1-2 классах это словесные формы и игровые приёмы:
- «Кому споёт песенку колобок» (ученику правильно отвечавшему выдаётся изображение колобка).
- «Чьё желание исполнит золотая рыбка?»
- Награждение самого активного «Совушкой - большой головушкой».
- «Кому улыбается Солнышко?»
- «Кому вручит Золотой ключик лягушка?»
- Открытки с ребусом.
Но последнее время чаще использую формы коллективной оценки. Сегодня на уроке вы видели игру-поощрение. При этом я исходила из того, что оценка не должна будить чувство соперничества и зависти у учеников, а должна побуждать их работать дружно. Назову некоторые из них:
- Кто подарит этот букет (ваза, цветы)?
- Кто соберёт картинку?
- Кто построит дом?
- Соберём корзину яблок.
- Узнайте название сказки.
- Кого ждём в гости? (На перемене собирают и узнают, кто придет на следующий урок).
- Яблоки и яблони (вырастишь богатый урожай).
Всё сказанное позволяет сделать работу интересной, а знания прочными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства.
Это материал-классификация о различных игровых методах и приемах для уроков ИЗО с практической частью....
Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и ...
Игровые приемы обучения грамоте
Данный материал можно использовать при планировании уроков обучения грамоте в 1 классе...
Игровые приемы обучения чтению.
Многие лингвисты считают, что лишь научив бегло раскодировать графические символы родного языка, можно через сравнивание буквенной и звуковой системы английского языка обучать детей читать на ан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-670495-1444581780.jpg)
«Узоры на крыльях» Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-670495-1444581780.jpg)
«Узоры на крыльях» Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-266917-1371372588.jpg)
Игровые приемы обучения детей с ЗПР в начальной школе
Презентация предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...