Статья "Формирование толерантности в классном коллективе"
статья на тему

Ханукович Светлана Владимировна

 1. Значение толерантности в современном обществе.

2. Понятие толерантности. Место в системе воспитания.

3.Воспитание нравственных свойств младших школьников в условиях педагогического воздействия.

4.Роль семьи в формировании толерантного отношения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханукович С.В.  ГБОУ  СОШ № 346  Невского района, Санкт-Петербурга

Статья на тему:  «Формирование толерантности в классном коллективе»

ПЛАН:

  1. Значение толерантности в современном обществе.
  2. Понятие толерантности. Место в системе воспитания.
  3. Воспитание нравственных свойств младших школьников в условиях педагогического воздействия.
  4. Роль семьи в формировании толерантного отношения.

 

  1. Значение толерантности в современном обществе.

        По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Международным годом толерантности. 16 ноября того же года в Париже была принята Декларация принципов толерантности.

        В условиях обострения национальных отношений тема толерантности остаётся актуальной до сих пор. Более того, нетерпимость к чужой культуре превращается в одну из глобальных проблем современного мира. Её суть выражается в отрицании и неприятии различий между отдельными людьми и культурами. По этой причине мировое сообщество ведёт активную работу по формированию установок толерантного поведения на уровне законодательства. В нашей стране министерство образования и науки РФ при поддержке ЮНЕСЕФ осуществляет государственную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».  Часто причинами интолерантности являются невежество, высокомерие, страх перед неизвестными культурами.

        Современная российская школа, где обучаются дети разных национальностей, вероисповеданий, призвана воспитывать детей в духе терпимости, уважения друг к другу, способствовать взаимопониманию культур.

  1.  Понятие толерантности в педагогике. Место в системе воспитания.

Само понятие толерантности употребляется в двух значениях.

        В узком смысле оно используется в медицине как способность организма переносить негативное влияние внешней среды, совместимость с другими органами и тканями.

        В своём широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia- терпение) обозначает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

        В педагогическом словаре даётся определение, близкое к медицинскому «отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации». Отмечается, что это одно из важнейших качеств учителя и формирование его у себя – профессиональная задача педагога.

        Таким образом, слово «терпимость» не определяет в полном объёме понятия толерантности, но указывает на него как на черту характера. В школе формирование толерантности является одним из компонентов воспитания гуманной личности, совместно с добротой, милосердием и другими качествами.

        Исследования  Ж. Пиаже позволили определить благоприятный возраст для начала этого процесса. Психолог выделяет три этапа в формировании этнической идентичности.

        В  6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные и несистематические знания.

        В  8-9 лет ребёнок идентифицирует  себя  со своей этнической группой, в нём просыпаются национальные чувства.

        В  10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает специфику традиционной бытовой культуры.

        Данный подход даёт основание считать младший школьный возраст наиболее оптимальным для формирования толерантных взаимоотношений.

  1. Воспитание нравственных свойств младших школьников в условиях педагогического воздействия.

Толерантность, как и любое свойство личности, представляет собой сложную структуру, состоящую из трёх взаимосвязанных компонентов: знание о свойстве, отношение личности к этому свойству и способы реализации данного свойства.

Значение первого компонента очевидно. Действительно, для того, чтобы быть честным, трудолюбивым, нужно знать, что такое честность, трудолюбие. А как быть с толерантностью? Это  слово редко употребляется в семье, а может и вообще иметь негативную оценку со стороны родителей. В начальной школе можно употреблять слово «терпимость». В классе можно использовать общеизвестное правило поведения «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Оно является главным критерием оценивания поступков учащихся.

Второй компонент предполагает формирование положительного отношения учащегося к толерантности. Трудности заключаются в том, что сложно добиться устойчивого эмоционального отношения к определённому объекту. Эмоции непосредственно не поддаются прямой волевой регуляции. Также истинное отношение может маскироваться соответствующим свойству поведением, хотя при этом ученик не будет положительно относиться к терпимости, осознавать её значение. Например, дети при учителе не оскорбляют ребят других национальностей, но вне школы делают это постоянно. Поэтому каждый раз, анализируя поведение, нужно сосредотачивать внимание на значении самого свойства, важно подчёркивать общее в серии поступков. На практике это не всегда удаётся, чаще оценивается поведение конкретного учащегося, но не подчёркивается значение терпимости.

Третий компонент – способы его реализации. Важно не только дать понятие терпимости, сформировать положительное отношение к этому свойству, но и дать возможность проявлять толерантное отношение.

Любое действие, способ поведения  требует упражнений. Одна из трудностей, стоящих перед педагогом состоит в определении меры подобных упражнений. Редко – не выработается устойчивое отношение, часто – притупляются чувства. Также следует помнить, что далеко не всегда оправданно создание экспериментальных ситуаций для проявления того или иного свойства.

В воспитании толерантного отношения огромны возможности искусства. Можно предложить следующие виды работ:

  • чтение сказок разных народов мира;
  • прослушивание записей зарубежных музыкальных произведений;
  • изучение культуры, истории разных стран;
  • посещение музеев;
  • проведение классных часов, где учащиеся должны рассказать о своей родине.

Очень важно формировать толерантность совместно с патриотическими чувствами, т.к. нельзя научить уважать чужую страну, не зная истории родной, не испытывая гордости за своих  соотечественников.

  1. Роль семьи в формировании толерантного отношения.  

Отношение семьи нельзя недооценивать, т.к. все усилия педагога могут быть напрасными, если родители отрицательно относятся к толерантности. Ребёнок, которому в школе рассказывают о значении терпимости, учат доброжелательному отношению ко всем людям, приходит домой и слышит, как родители нелестно отзываются о соседях, грубо комментируют последние новости из других стран. Следует констатировать и тот факт, что у нас неуважительно относятся и к педагогам других национальностей. Именно родители виноваты в интолерантном отношении детей, поэтому одним из направлений в работе учителя должны стать беседы о понятии толерантности с родителями. Конечно, переубедить родителей, заставить их положительно относиться к некоторым национальностям, невозможно; но просить их не проявлять агрессивное поведение, не употреблять оскорбляющие выражения в присутствии детей, необходимо.

Итак, можно сделать вывод: у детей с самых малых лет следует развивать нормальную этническую идентичность, предполагающую благоприятное отношение к образу своего народа, его культуре, истории, положительные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в мировую историю. Российская культура при нормальной этнической идентичности должна восприниматься как «букет» из национальных культур, как единство в многообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Выступление на МО учителей начальных классов "Воспитание толерантности в классном коллективе"

Выступление  по теме "Воспитание толерантности в классном коллективе" предполагает возможность ознакомления коллег  с результатами опыта работы по данной проблеме....

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений

Методический семинар по теме "Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений" был проведен в рамках XXVI регионального конкурса "Учитель года - 2016" и был...

Доклад на тему :Создание дружного классного коллектива, атмосферы сотрудничества толерантности и поддержки.

Создание дружного классного коллектива, атмосферы сотрудничества толерантности и поддержки....

" Формирование толерантных отношений в классном коллективе" ( из опыта работы)

Представление педагогического опыта по теме " Формирование толерантных отношений в классном коллективе"...