Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный LEGOWeDo» для 1 класса в рамках введения ФГОС
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Петрова Марианна Александровна

    Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnyy_legowedo.doc175.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    Согласовано

    Заместитель директора по УВР

    ГБОУ средней школы №229

    ___________ /_____________/

    Принято

    Протокол педагогического совета

    от________№__________

    Утверждено

    Директор ГБОУ средней                               школы №229                                                  

    ____________Петрова Н.А.

    Приказ от_________№______              

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «Занимательный LEGOWeDo»

    на 2014-2015 учебный год

                                                        Составила учитель высшей

                                                           квалификационной категории

                                                       Петрова Марианна Александровна

    Санкт-Петербург

    2014

    Содержание:

    1. Паспорт рабочей программы
    2. Пояснительная записка
    3. Содержание    курса внеурочной деятельности
    4. Календарно-тематическое  планирование
    5. Перечень   учебно-методических средств, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
    6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
    7. Список литературы

    1. Паспорт рабочей программы

    Тип программы

     Дополнительная общеразвивающая программа

    Статус программы

    Рабочая программа   внеурочной деятельности

    Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

    Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001.

    Категория обучающихся

    Группа 1а класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ

    Сроки освоения программы

    1 год

    Объём учебного времени

    33 часа в год

    Форма обучения

    очная

    Режим занятий

    1час в неделю

    2. Пояснительная записка.

            Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

    Работа с этим конструктором дарит возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и сенсорами. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором, создавать подвижные машины и механизмы, научиться работать с электродвигателями и пневматическими устройствами, изучая при этом основы физики.

            На занятиях по ЛЕГО – конструированию дети учатся быстро распределять роли между собой, появляются «генераторы» идей, конструкторы, определяющие,  как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Педагог дает возможность каждому ученику быть изобретателем и творцом. Играя с ЛЕГО – человечками, пытаясь представить себе, кто эти человечки и что они чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и собственную личность. Манипулируя с  яркими деталями ЛЕГО, дети ощущают себя в волшебном мире игры, овладевают умением работать самостоятельно и в группе, оказывать помощь товарищу.

            Каждое занятие по ЛЕГО – конструированию начинается с психологического настроя младших школьников на совместную работу.

    На этих занятиях дети учатся быстро распределять роли между собой: здесь появляются генераторы идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Все работы детей обязательно фотографируются – остаются на память.

        Конструктивно – игровая деятельность с ЛЕГО рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством, как социально – педагогическое явление, способствующее социализации и самоопределения младших школьников.

          Все мы знаем, что детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством?

          Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

       Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию различных наборов ЛЕГО.

            Программа направлена  на ребенка «в целом». Работа с наборами способствует всестороннему развитию ребенка – начиная с совершенствования его физических навыков, формирования индивидуального и социального осознания собственной личности и заканчивая развитием способностей к творческому самовыражению и логическому осмыслению окружающего мира. Работа с наборами превращает игру в творческую деятельность, развивающую воображение.

            Новизна программы в ее современности. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

            Актуальность. Слово «ЛЕГО» происходит от двух датских слов «Leg Godt» - «играй с удовольствием».

       ЛЕГО – конструирование – это вид моделирующей творческо – продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и учитель могут с ней справиться.

            Педагогическая целесообразность. Манипулируя с элементами  ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.  На занятиях по ЛЕГО – конструированию основу процесса обучения ЛЕГО - игре составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, учитываются особенности конструктивно – игровой деятельности детей.

            Отличительные особенности программы. В Комплекте заданий содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.

    Естественные науки

    Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
    Технология. Проектирование

    Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

    Технология. Реализация проекта

    Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

    Математика

    Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

    Развитие речи

    Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

    Программа  предусматривает  обучение  детей  школьного  возраста  (от  7  до  10 лет).

            Программа  I года  обучения  предусматривает     группы  до  15  человек и  рассчитана  на  33 часа  в  год (занятия один  раз  в  неделю)

    Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

    Задачи.

    Образовательные:

    • формирование творческой личности установкой на активное самообразование;
    • познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботах);
    • научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;
    • научить различным технологиям создания роботов, механизмов;
    • добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);
    • научить составлять программы для роботов различной сложности;
    • формирование творческой личности установкой на активное самообразование;

    Воспитательные:

    • воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
    • воспитать высокую культуру труда обучающихся;
    • сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
    • сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
    • формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию к современным рыночным отношениям;
    • ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

    Развивающие:

    • развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
    • развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
    • ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;
    • развить способности программировать;
    • приобретение навыков коллективного труда;
    • организация разработок технико-технологических проектов.

    3. Содержание курса внеурочной деятельности

    Первый год обучения.

    1. Введение. Техника безопасности.(1 ч.)

    Знакомство  с  группой.  Знакомство  с программой и планом  работы  на  год.  Показ  моделей.  Правила  безопасности  труда.  

    1. Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей.Изучение типовых соединений деталей. (2ч).        

    Знакомство с Лего конструктором. Название и назначение деталей. Знакомство с разными видами соединений.

    1. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов. (2 ч.)

    Основные свойства конструкции при построении, работа с технологическими картами.

    1. Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Основные определения. Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага. (2ч)

    Простые механизмы, разновидности, определения.

    1. Изучение механизмов. (7 ч)

    Изучение механизмов, правила сборки, конструирования, моделирования.

    1. Конструирование и программирование заданных моделей (15 ч.)

    Сборка моделей по алгоритму программы LEGOWeDo, программирование моделей.

    1. Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей (4ч.)

    Разработка, сборка и программирование своих моделей.


    4. Календарный учебно-тематический план.

    п/п

    Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

    Фактическая дата проведения

     Тема занятия

    Ожидаемые результаты

    Корректировка  

    1 неделя

    Введение

    Техника безопасности.

    2 неделя

    Ознакомление с Лего конструктором.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами  программирования, конструирования

    3неделя

    Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами  программирования, конструирования

    4 неделя

    Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми  приемами программирования, конструирования

    5 неделя

    Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми  приемами программирования, конструирования

    6 неделя

    Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

    Овладевают понятием простые

    7 неделя

    Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага.

    механизмы, рычаг, равновесие

    8-9 неделя

    Изучение механизмов

    Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

    Изучают зубчатые колеса, их разновидности

    10 неделя

    Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

    Учатся выставлять передачи

    11 неделя

    Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования,

    снижения и увеличения передачи

    12неделя

    Червячная зубчатая передача, кулачёк, рычаг

    Изучают датчики моторов, наклона, расстояния

    13 неделя

    Изучение датчиков и моторов

    Мотор и оси

    14 неделя

    Датчик наклона, расстояния

    15 неделя

    Программирование WeDo

    Блок «Цикл»

    Учащиеся

    знают:

    -технику программирования, конструирования LEGOWeDo;

    умеют:

    -моделировать и конструировать схемы и модели;

    16 неделя

    Блок «Вычесть из экрана»

    17 неделя

    Конструирование и программирование заданных моделей

    Забавные механизмы

    18 неделя

    Танцующие птицы

    умеют собирать и запускать программу

    19 неделя

    Умная вертушка

    умеют собирать и запускать программу

    20 неделя

    Обезьянка-барабанщик

    умеют собирать и запускать программу

    21 неделя

    Голодный аллигатор

    умеют собирать и запускать программу

    22 неделя

    Рычащий лев

    умеют собирать и запускать программу

    23 неделя

    Порхающая птица

    умеют собирать и запускать программу

    24 неделя

    Нападающий

    умеют собирать и запускать программу

    25 неделя

    Вратарь

    умеют собирать и запускать программу

    26 неделя

    Ликующие  болельщики

    умеют собирать и запускать программу

    27 неделя

    Спасение самолета

    умеют собирать и запускать программу

    28 неделя

    Спасение от великана

    умеют собирать и запускать программу

    29 неделя

    Непотопляемый парусник

    умеют собирать и запускать программу

    30-33 неделя

    Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей

    учатся самостоятельно собирать свои модели и программировать движение и звук

    5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

    Формы проведения занятий

                    На  занятиях  применяются  разные  формы  работы:

    • фронтальная  форма (при  изложении  теоретического  материала);
    • групповая  форма;
    • индивидуальная  форма (самая  предпочтительная  по  причине  учета  возможностей  каждого  воспитанника);
    • коллективная  форма (при  изготовлении  коллективной  ),  дающая возможность  наиболее  полно   раскрыть,  проявить,  выразить  себя  каждому  воспитаннику,  и  самая  благоприятная  для  воспитания  культуры  личности  ребенка;
    • игровая  форма,  особенно  незаменимая  на  первом  году  обучения.

            Игры  помогают  созданию  психологически  комфортных  условий  работы,  несут  познавательную  нагрузку,  развивают  память,  внимание,  групповую  активность,  взаимопонимание.   Пальчиковые  игры  снимают  напряжение  с  кистей  и  пальцев  рук.

    Методы проведения занятий

                    Для  облегчения  процесса  усвоения нового  материала  используется  словесно-иллюстративный  метод  обучения –  на  занятиях  применяются  наглядные  пособия,  инструкционные  и  технологические  карты, схемы к ним,  используются  журналы  и  книги  по  конструированию.

                            

    Для обеспечения правильного  и  нормального  процесса обучения          кабинет, в котором проводятся занятия LEGOWeDo, должен быть хорошо проветренным и достаточно освещенным, во избежание дополнительного утомления глаз.

            Столы и стулья должны соответствовать  росту детей.  

            В кабинете должен находится шкаф, в котором могут быть расположены конструктор, дидактический материал, методическая литература.

    Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:

    ноутбук, конструктор.

    Оборудование  и  учебные  пособия,  необходимые  педагогу  для  работы:

    • ноутбук с программой LEGOWeDo;
    • конструктор LEGOWeDo;

    Методическое обеспечение программы:

    1.        http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

    2.        http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

    3.        http://www.lego.com/education/

    4.        http://www.wroboto.org/

    5.        http://www.roboclub.ru/

    6.        http://robosport.ru/

    7.        http://lego.rkc-74.ru/

    8.        http://legoclab.pbwiki.com/

    9.        http://www.int-edu.ru/

    Информационное обеспечение:

    1.        http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

    2.        http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

    3.        http://robotclubchel.blogspot.com/

    4.        http://legomet.blogspot.com/

    5.        http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

    Пособия и материалы, которые необходимо иметь учащимся

    Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:

    • ноутбук с программой LEGOWeDo;
    • конструктор LEGOWeDo;

    6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения,)

    К концу 1 года обучения воспитанники умеют работать в коллективе и могут правильно организовать свое рабочее место.

    Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования, моделирования.

    знают:

    -        технику программирования, конструирования LEGOWeDo;
    умеют:

    -        моделировать и конструировать схемы и модели

    7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

    Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    • оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
    • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
    • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

    Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    Познавательные УУД:

    • определять,  различать и называть детали конструктора,
    • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

    Регулятивные УУД:

    • уметь работать по предложенным инструкциям.
    • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
    • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

    Коммуникативные УУД:

    • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
    •  уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

    Педагогическая диагностика носит комплексный и непрерывный характер, направлена на индивидуальное, развитие личности.

    Диагностика направлена на выявление  затруднений  у воспитанников с целью оказания помощи в их преодолении.

    Показателями диагностики могут служить:

    • мотивы прихода ребенка в творческое объединение;
    • уровень развития возможностей ребенка;
    • скорость продвижения в овладении делом;
    • соотношение успехов и затраченных усилий;
    • интересы ребенка в свободное время и т. д.  

    Методы отслеживания успешности овладения  учащимися содержанием программы (формы оценки знаний):

    • педагогическое наблюдение (на протяжении всего курса обучения);
    • практические задания;
    • самостоятельные творческие задания (по каждой теме занятий);
    • контрольные занятия (три раза в году);
    • просмотр детских работ и их обсуждение (после каждой пройденной темы);
    • отчетная выставка с обязательным предварительным коллективным обсуждением всех представленных на выставку детских работ и отбором лучших изделий.

    8. Список  литературы

    1. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001.
    2. Конструируем: играем и учимся – ЛЕГО ДАКТА/ материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО – педагогики, ИНТ. М., 1997.
    3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности  у детей с помощью ЛЕГО. – М., 2003.
    4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Раздаточный материал. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
    5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
    6. Тихомирова Л.Ф., Базов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1995.
    7. Тихонова Л.И., Селиванова Л.А. Математика в играх с ЛЕГО – конструктором: методическое пособие. – СПб., 2003.
    8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

    Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

    Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

    Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 3 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная грамматика" 3 класс и календарно - тематическое планирование к ней....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс

    Рабочая программа   "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в год...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...