Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный LEGOWeDo» для 1 класса в рамках введения ФГОС
методическая разработка (1 класс) на тему

Петрова Марианна Александровна

Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_legowedo.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано

Заместитель директора по УВР

ГБОУ средней школы №229

___________ /_____________/

Принято

Протокол педагогического совета

от________№__________

Утверждено

Директор ГБОУ средней                               школы №229                                                  

____________Петрова Н.А.

Приказ от_________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательный LEGOWeDo»

на 2014-2015 учебный год

                                                    Составила учитель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                   Петрова Марианна Александровна

Санкт-Петербург

2014

Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
  7. Список литературы

1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001.

Категория обучающихся

Группа 1а класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

33 часа в год

Форма обучения

очная

Режим занятий

1час в неделю

2. Пояснительная записка.

        Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

Работа с этим конструктором дарит возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и сенсорами. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором, создавать подвижные машины и механизмы, научиться работать с электродвигателями и пневматическими устройствами, изучая при этом основы физики.

        На занятиях по ЛЕГО – конструированию дети учатся быстро распределять роли между собой, появляются «генераторы» идей, конструкторы, определяющие,  как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Педагог дает возможность каждому ученику быть изобретателем и творцом. Играя с ЛЕГО – человечками, пытаясь представить себе, кто эти человечки и что они чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и собственную личность. Манипулируя с  яркими деталями ЛЕГО, дети ощущают себя в волшебном мире игры, овладевают умением работать самостоятельно и в группе, оказывать помощь товарищу.

        Каждое занятие по ЛЕГО – конструированию начинается с психологического настроя младших школьников на совместную работу.

На этих занятиях дети учатся быстро распределять роли между собой: здесь появляются генераторы идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Все работы детей обязательно фотографируются – остаются на память.

    Конструктивно – игровая деятельность с ЛЕГО рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством, как социально – педагогическое явление, способствующее социализации и самоопределения младших школьников.

      Все мы знаем, что детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством?

      Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

   Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию различных наборов ЛЕГО.

        Программа направлена  на ребенка «в целом». Работа с наборами способствует всестороннему развитию ребенка – начиная с совершенствования его физических навыков, формирования индивидуального и социального осознания собственной личности и заканчивая развитием способностей к творческому самовыражению и логическому осмыслению окружающего мира. Работа с наборами превращает игру в творческую деятельность, развивающую воображение.

        Новизна программы в ее современности. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

        Актуальность. Слово «ЛЕГО» происходит от двух датских слов «Leg Godt» - «играй с удовольствием».

   ЛЕГО – конструирование – это вид моделирующей творческо – продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и учитель могут с ней справиться.

        Педагогическая целесообразность. Манипулируя с элементами  ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.  На занятиях по ЛЕГО – конструированию основу процесса обучения ЛЕГО - игре составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, учитываются особенности конструктивно – игровой деятельности детей.

        Отличительные особенности программы. В Комплекте заданий содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.

Естественные науки

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Технология. Проектирование

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Технология. Реализация проекта

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

Математика

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

Программа  предусматривает  обучение  детей  школьного  возраста  (от  7  до  10 лет).

        Программа  I года  обучения  предусматривает     группы  до  15  человек и  рассчитана  на  33 часа  в  год (занятия один  раз  в  неделю)

Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

Задачи.

Образовательные:

  • формирование творческой личности установкой на активное самообразование;
  • познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботах);
  • научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;
  • научить различным технологиям создания роботов, механизмов;
  • добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);
  • научить составлять программы для роботов различной сложности;
  • формирование творческой личности установкой на активное самообразование;

Воспитательные:

  • воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
  • воспитать высокую культуру труда обучающихся;
  • сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
  • сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
  • формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию к современным рыночным отношениям;
  • ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

Развивающие:

  • развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
  • развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
  • ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;
  • развить способности программировать;
  • приобретение навыков коллективного труда;
  • организация разработок технико-технологических проектов.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Первый год обучения.

  1. Введение. Техника безопасности.(1 ч.)

Знакомство  с  группой.  Знакомство  с программой и планом  работы  на  год.  Показ  моделей.  Правила  безопасности  труда.  

  1. Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей.Изучение типовых соединений деталей. (2ч).        

Знакомство с Лего конструктором. Название и назначение деталей. Знакомство с разными видами соединений.

  1. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов. (2 ч.)

Основные свойства конструкции при построении, работа с технологическими картами.

  1. Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Основные определения. Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага. (2ч)

Простые механизмы, разновидности, определения.

  1. Изучение механизмов. (7 ч)

Изучение механизмов, правила сборки, конструирования, моделирования.

  1. Конструирование и программирование заданных моделей (15 ч.)

Сборка моделей по алгоритму программы LEGOWeDo, программирование моделей.

  1. Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей (4ч.)

Разработка, сборка и программирование своих моделей.


4. Календарный учебно-тематический план.

п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

 Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка  

1 неделя

Введение

Техника безопасности.

2 неделя

Ознакомление с Лего конструктором.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами  программирования, конструирования

3неделя

Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами  программирования, конструирования

4 неделя

Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми  приемами программирования, конструирования

5 неделя

Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми  приемами программирования, конструирования

6 неделя

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

Овладевают понятием простые

7 неделя

Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага.

механизмы, рычаг, равновесие

8-9 неделя

Изучение механизмов

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

Изучают зубчатые колеса, их разновидности

10 неделя

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

Учатся выставлять передачи

11 неделя

Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования,

снижения и увеличения передачи

12неделя

Червячная зубчатая передача, кулачёк, рычаг

Изучают датчики моторов, наклона, расстояния

13 неделя

Изучение датчиков и моторов

Мотор и оси

14 неделя

Датчик наклона, расстояния

15 неделя

Программирование WeDo

Блок «Цикл»

Учащиеся

знают:

-технику программирования, конструирования LEGOWeDo;

умеют:

-моделировать и конструировать схемы и модели;

16 неделя

Блок «Вычесть из экрана»

17 неделя

Конструирование и программирование заданных моделей

Забавные механизмы

18 неделя

Танцующие птицы

умеют собирать и запускать программу

19 неделя

Умная вертушка

умеют собирать и запускать программу

20 неделя

Обезьянка-барабанщик

умеют собирать и запускать программу

21 неделя

Голодный аллигатор

умеют собирать и запускать программу

22 неделя

Рычащий лев

умеют собирать и запускать программу

23 неделя

Порхающая птица

умеют собирать и запускать программу

24 неделя

Нападающий

умеют собирать и запускать программу

25 неделя

Вратарь

умеют собирать и запускать программу

26 неделя

Ликующие  болельщики

умеют собирать и запускать программу

27 неделя

Спасение самолета

умеют собирать и запускать программу

28 неделя

Спасение от великана

умеют собирать и запускать программу

29 неделя

Непотопляемый парусник

умеют собирать и запускать программу

30-33 неделя

Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей

учатся самостоятельно собирать свои модели и программировать движение и звук

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Формы проведения занятий

                На  занятиях  применяются  разные  формы  работы:

  • фронтальная  форма (при  изложении  теоретического  материала);
  • групповая  форма;
  • индивидуальная  форма (самая  предпочтительная  по  причине  учета  возможностей  каждого  воспитанника);
  • коллективная  форма (при  изготовлении  коллективной  ),  дающая возможность  наиболее  полно   раскрыть,  проявить,  выразить  себя  каждому  воспитаннику,  и  самая  благоприятная  для  воспитания  культуры  личности  ребенка;
  • игровая  форма,  особенно  незаменимая  на  первом  году  обучения.

        Игры  помогают  созданию  психологически  комфортных  условий  работы,  несут  познавательную  нагрузку,  развивают  память,  внимание,  групповую  активность,  взаимопонимание.   Пальчиковые  игры  снимают  напряжение  с  кистей  и  пальцев  рук.

Методы проведения занятий

                Для  облегчения  процесса  усвоения нового  материала  используется  словесно-иллюстративный  метод  обучения –  на  занятиях  применяются  наглядные  пособия,  инструкционные  и  технологические  карты, схемы к ним,  используются  журналы  и  книги  по  конструированию.

                        

Для обеспечения правильного  и  нормального  процесса обучения          кабинет, в котором проводятся занятия LEGOWeDo, должен быть хорошо проветренным и достаточно освещенным, во избежание дополнительного утомления глаз.

        Столы и стулья должны соответствовать  росту детей.  

        В кабинете должен находится шкаф, в котором могут быть расположены конструктор, дидактический материал, методическая литература.

Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:

ноутбук, конструктор.

Оборудование  и  учебные  пособия,  необходимые  педагогу  для  работы:

  • ноутбук с программой LEGOWeDo;
  • конструктор LEGOWeDo;

Методическое обеспечение программы:

1.        http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

2.        http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

3.        http://www.lego.com/education/

4.        http://www.wroboto.org/

5.        http://www.roboclub.ru/

6.        http://robosport.ru/

7.        http://lego.rkc-74.ru/

8.        http://legoclab.pbwiki.com/

9.        http://www.int-edu.ru/

Информационное обеспечение:

1.        http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

2.        http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

3.        http://robotclubchel.blogspot.com/

4.        http://legomet.blogspot.com/

5.        http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

Пособия и материалы, которые необходимо иметь учащимся

Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:

  • ноутбук с программой LEGOWeDo;
  • конструктор LEGOWeDo;

6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения,)

К концу 1 года обучения воспитанники умеют работать в коллективе и могут правильно организовать свое рабочее место.

Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования, моделирования.

знают:

-        технику программирования, конструирования LEGOWeDo;
умеют:

-        моделировать и конструировать схемы и модели

7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять,  различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  •  уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Педагогическая диагностика носит комплексный и непрерывный характер, направлена на индивидуальное, развитие личности.

Диагностика направлена на выявление  затруднений  у воспитанников с целью оказания помощи в их преодолении.

Показателями диагностики могут служить:

  • мотивы прихода ребенка в творческое объединение;
  • уровень развития возможностей ребенка;
  • скорость продвижения в овладении делом;
  • соотношение успехов и затраченных усилий;
  • интересы ребенка в свободное время и т. д.  

Методы отслеживания успешности овладения  учащимися содержанием программы (формы оценки знаний):

  • педагогическое наблюдение (на протяжении всего курса обучения);
  • практические задания;
  • самостоятельные творческие задания (по каждой теме занятий);
  • контрольные занятия (три раза в году);
  • просмотр детских работ и их обсуждение (после каждой пройденной темы);
  • отчетная выставка с обязательным предварительным коллективным обсуждением всех представленных на выставку детских работ и отбором лучших изделий.

8. Список  литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001.
  2. Конструируем: играем и учимся – ЛЕГО ДАКТА/ материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО – педагогики, ИНТ. М., 1997.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности  у детей с помощью ЛЕГО. – М., 2003.
  4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Раздаточный материал. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Тихомирова Л.Ф., Базов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1995.
  7. Тихонова Л.И., Селиванова Л.А. Математика в играх с ЛЕГО – конструктором: методическое пособие. – СПб., 2003.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная грамматика" 3 класс и календарно - тематическое планирование к ней....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа   "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...