«Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий.»
материал (4 класс) на тему

Бабочиева Фатима Магометовна

С 1 сентября 2011 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основе, которых лежит формирование универсальных учебных действий. В своем докладе я остановлюсь на системе контроля и  оценки сфорированности УУД.

  «Новые образовательные результаты предполагают использование различных форм и способов достижения требований стандарта и адекватных им процедур и методов оценки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kontrolya_i_otsenki_sformirovannosti.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Система контроля и оценки сформированности

универсальных  учебных действий.»

Доклад подготовила учитель начальных классов МКОУСОШ№3

Бабочиева Ф.М.

 С 1 сентября 2011 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основе, которых лежит формирование универсальных учебных действий. В своем докладе я остановлюсь на системе контроля и  оценки сфорированности УУД.

  «Новые образовательные результаты предполагают использование различных форм и способов достижения требований стандарта и адекватных им процедур и методов оценки»

 

  Понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин  современных требований к результативности образовательного процесса,   Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.  .)

  Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

  Что позволит учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым  ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Существует много методик, которые позволяют продиагностировать УУД.  С 2011 года педагогами начальных классов были опробованы различные методики. На заседаниях кафедры общим решением было принято взять за основу учебно – методическую программу «Учимся учиться и действовать»   Авторы комплекта:

Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).

   Данная программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

  Количество УУД для мониторинга по классам

1класс-8 УУД,    2 класс – 13 УУД, 3 и 4 классы – 34 УУД. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.

 

 Система работы по мониторингу УУД

  Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД ведётся с начала 1 класса. В этих целях в сентябре проводится  стартовая диагностика на основе УМК «Школьный старт», позволяющая определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Полученные в результате диагностики данные входят в портфолио каждого ребенка.

 

Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике  в это же время, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов. В используемом нами  мониторинге оценка уровня сформированности УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных  предметов и направлены на применение определенного метапредметного УУД. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий .

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности метапредметных УУД  является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Поэтому, в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.).  

В мониторинге со  2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий,которые диагностируются с 1 по 4 класс.

Сформированность  таких УУД  как контроль, оценивание,  планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса, хотя в 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание: учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.

 

     Организация диагностической работы

 Диагностические задания собраны в рабочих тетрадях «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради-«перевертыше». В мониторинге 2 и 3 классов существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.

    Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

   Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

  Рабочая тетрадь включает:

 - вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений. В тетради для 2 класса содержатся также тренировочные задания;

 - диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);

 - бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).

 

  Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.

 

  Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.

Обработка результатов.   Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в  сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа 

I этап Составление мини-таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику.

Составление сводной таблицы мониторинга всего класса.  

Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка.  

Составление рейтинга сформированности восьми умений по классу в целом.  

Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения.  

Анализ полученных данных

В  1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Все учащиеся распределяются по группам:

Группа

1

справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

Группа

2

справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию"

Группа

3

не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию"

Группа

4

не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

 

Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД (есть прогресс, нет прогресса).

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в  характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям  и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

 На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

  Оценка сформированности УУД проходит и на предметных уроках.

На представленных слайдах вы видите анализ результатов сформированности УУД на уроке математике.

Электронная программа позволяет  насколько успешно ребенок осваивает учебный материал в течении года по каждому навыку, выявление сильных и слабых сторон каждого ученика в классе, отслеживание динамики его развития. На основе этой информации учитель может корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе. На приведенных диаграммах вы видите, что цвет столбцов изменяется от ярко- красного до ярко – зеленого в зависимости от величины коэффициента успеха. При внимательном  изучении всех видов отчетов можно выявить отрицательные и положительные тенденции ученика.

Вывод    Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

 Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

 Внедрение ФГОС второго поколения –  новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.

Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД ...