Сценарий "Брейн-Ринга"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Сасаева Маринa Константиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kond_ring.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Брейн-ринг»

     

       Класс разделён на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев), задания командам написаны на плакатах, есть секундомеры (3 шт.), на игровых столах – листочки бумаги, ручки или карандаши.

Ход игры

  1. Выступление ведущего

       Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!

       Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашего брейн-ринга. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

       Дети читают высказывания о русском языке.

       Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

       Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

       Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

        Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:

        «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – кА не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

          Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

          Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

         Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют четыре команды. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьёвки.

         Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера выступления.

         Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. Напоминаю правила игры:

  1. На обсуждение вопроса даётся 45 секунд.
  2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.
  3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
  4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.

Вопросы для «Брейн-ринга»

  1. Назовите твёрдые согласные в скороговорке:

Летели лебеди с лебедятами (т).

  1. Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово:

Жыил (лыжи)

    ански (санки)

    кьионк (коньки)

           нолс (слон)

 

  1. Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имен существительных:

Мебель (ж. р.).

     Кофе (м. р.),

     Тюль (м. р.),

     Такси (ср. р.),

     Рояль (м. р.), концертный рояль,

    Хрусталь (м. р.), горный хрусталь,

    Кенгуру (м. р.),

    Какао (ср. р.).

  1. Разгадайте ребус (Портфель)

          т т т        

      т                т

      т            т          

     т         т                                                                                    

     т т  т т

     

  1. Вопрос- шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п- стоп).
  2. Измените по лицам и числам слово хотеть.     

(Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят).

  1. Внимательно прочитайте указанные ниже глаголы с приставками и значение этих приставок. Сгруппируйте эти слова по указанным значениям:

                       надписать,

                       подгрузить,

                       надстроить,

                       надкусить.

  1. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились:

                Дог(код), кот(ток), араб(пара).

  1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать:

                    с              о              л

                    м             в              е

                    е              с              п

                    к              я             о

                    а              к             м

                   л              о              о

                   к              м             ж

                   а              д              е

                  в               е              т

(Смекалка во всяком деле поможет).

  1. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками.

Отгадайте их:

… об … . Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло.  

  1. Найдите и выпишите слова, которые перемешались:

                         ё            сто         ки          за

           л          ро            ас            ро          Ра

                       жи          т             го

                       ра            д             бо           та

(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа).

  1.  Какие слова можно составить из букв слова «Грамотей»?

         (Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том.)

  1. Разберите однокоренные слова по составу:

подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник и т.д.

  1. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. говорить «экономно».Как вы думаете, какие слова в приведённых выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации?

             Май месяц,

             апрель месяц,

             два рубля денег.

                      (Месяц, денег)

  1. Попробуйте разобрать, что было написано:

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и а крыше съел)  

        Примечание: После ответов каждый раз подводится итог.