РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальных классах курса «ШАХМАТЫ»
рабочая программа (1 класс) на тему

Пересыпкина Наталья Владимировна

Программа разработана на 1 год обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_shakhmaty_1_klassy.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА

«Согласовано»

Руководитель МО

учителей истории и географии

__________Е.А. Ярошенко

Протокол № 1 от

«30» августа2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10  г. Сальска

__________  Е.М. Скорченко

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №10

г. Сальска

__________ Т.А. Грищенко

Приказ № ___ от _________

«___» _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности в начальных классах

курса «ШАХМАТЫ»

Пересыпкиной Натальи Владимировны,

учителя начальных классов

1 «Б» класс

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от  «30» августа 2014 г.

2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

«Закон об образовании».

Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» под ред. В.А.Горского, Издательство Просвещение 2013 год;

Авторской программы  «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин, Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Кружок « Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление во  внеурочной деятельности в 1-2 классах,  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цели курса:

  • создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
  • развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Задачи курса:

  • обучить правилам игры в шахматы;
  • сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • воспитать уважительное отношение в игре к противнику;
  • познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом;
  • научить ориентироваться на шахматной доске;
  • научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  • сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур;
  • сформировать умение записывать шахматную партию;
  • сформировать умение проводить элементарные комбинации;
  • развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Место курса в учебном плане.

На реализацию программы в 1 классе отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю (33 недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2014 – 2015 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа рассчитана на 33 часа в 1 «Б» классе.

Из общего количества часов в этой группе мною было сокращено количество часов по теме: «Повторение» в конце года – 1 ч.

Первый год обучения.

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.


Принцип педагогической деятельности в работе с детьми:

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

 Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  • Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  • Принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.
  2. При изучении шахматной доски.
  3. При обучении правилам игры;
  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения.

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.


Содержание программы:

  1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (2 часа).

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Легенда о возникновении шахмат.

Дидактические игры и задания:

  • «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
  • «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
  • «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (3 часа).

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания:

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  • «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
  • «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  • «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  • «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  1. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (4 часа).

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

 Дидактические игры и задания:

  • «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
  • «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  • «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (12 часов).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания:

  • «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
  • «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
  • «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (5 часов).

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания:

  • «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
  • «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  • «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (5 часов).

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:

  • «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

  1. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа).

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировки, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  1.  

К концу учебного года дети должны: 

  • приобрести теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
  • повысить уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформировать умения производить логические операции.
  • сформировать личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Педагогический контроль.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации учитель вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется учителем в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и дети даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.
  • итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний
  1. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
  2. Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня. В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ урока

Тема занятия

Содержание деятельности

Дата

1 «А»

I гр.

1 «А»

II гр.

1 «Б»

I гр.

1 «Б»

II гр.

  1. Шахматная доска (2 часа).

1

История возникновения шахмат.

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные

04.09

03.09

03.09

02.09

2

Шахматная доска.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".  Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

11.09

10.09

10.09

09.09

  1. Шахматные фигуры (3 часа).

3

Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

18.09

17.09

17.09

16.09

4

Шахматные фигуры.

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат".

25.09

24.09

24.09

23.09

5

Относительная ценность фигур.

Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая". Ценность каждой фигуры.

02.10

01.10

01.10

30.09

  1. Начальная расстановка фигур (4 часа).

6

Начальная расстановка фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".

09.10

08.10

08.10

07.10

7

Начальная расстановка фигур.

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

16.10

15.10

15.10

14.10

8

Начальная расстановка фигур.

Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат".

23.10

22.10

22.10

21.10

9

Начальная расстановка фигур.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

30.10

29.10

29.10

28.10

  1. Ходы и взятие фигур (12 часов).

10

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

13.11

12.11

12.11

11.11

11

Ладья.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

20.11

19.11

19.11

18.11

12

Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

27.11

26.11

26.11

25.11

13

Ладья против слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

04.12

03.12

03.12

02.12

14

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

11.12

10.12

10.12

09.12

15

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

18.12

17.12

17.12

16.12

16

Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

25.12

24.12

24.12

23.12

17

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

15.01

14.01

14.01

13.01

18

Пешка.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

22.01

21.01

21.01

20.01

19

Пешка против  ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

29.01

28.01

28.01

27.01

20

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

05.02

04.02

04.02

03.02

21

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

19.02

18.02

18.02

17.02

  1. Цель шахматной партии (5 часов).

22

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

26.02

25.02

25.02

24.02

23

Шах.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

05.03

04.03

04.03

03.03

24

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

12.03

11.03

11.03

10.03

25

Мат.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

19.03

18.03

18.03

17.03

26

Рокировка. Ничья.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

02.04

01.04

01.04

07.04

  1. Игра всеми фигурами из начального положения (5 часов).

27

Условные обозначения перемещения, взятия.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

09.04

08.04

08.04

14.04

28

Ценность фигур.
Единица измерения ценности.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

16.04

15.04

15.04

21.04

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

23.04

22.04

22.04

28.04

30

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

30.04

29.04

29.04

05.05

31

Шахматная партия.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

07.05

06.05

06.05

12.05

  1. Повторение (2 часа).

32

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

14.05

13.05

13.05

19.05

33

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

21.05

20.05

20.05

-



Материально – техническое обеспечение.

Учебно – методический комплект:

  • А.А. Тимофеев  "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011
  • Сборник  программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Методические пособия:

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Экранно – звуковые пособия:

  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
  • Игры в шахматы

Технические средства обучения:

  • Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматы"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование  внеурочной деятельности кружка "Шахматы " для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе»  для1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .4 класс....

Мастер- класс "Работа с интерактивной доской во внеурочной деятельности на примере кружка "Шахматы в школе"

Мастер- класс "Работа с интерактивной доской во внеурочной деятельности в начальных классах на примере кружка "Шахматы в школе"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы...