Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
статья на тему

Пескова Наталия Германовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf.tekhnologii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на  практике. Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах  деятельности в нашей школе. (Презентацию см. в Приложении 1)

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.  

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает: 

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  2. усиление мотивации учения;
  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие   учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке

Можно выделить следующие особенности данной технологии 

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
  3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  4. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  5. Повышение производительности урока.
  6. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
  8. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.


Урок литературного чтения с использованием ИКТ.

“Русская народная сказка “Самое дорогое” 2 класс

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки; 
  • развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
  • воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и мультимедиа приставка, карточки для групповой работы, учебник.

Учебник: Литературное чтение О.В. Кубасовой 2 класс (УМК “Гармония”).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение индийской сказки “Ссора птиц” по частям.

Беседа по содержанию:

- Какие события описываются в сказке?

- Что поучительного для себя вы узнали из этой сказки?

III. Постановка цели урока. (презентацию к уроку см. в Приложении 2)

- Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? (сказка – это вымысел)

- А что такое русская народная сказка? (произведение, написанное русским народом)

- Какие вы знаете виды сказок? (3 слайд Приложения 2) 

- Расскажите о них. Приведите примеры.

Работа по группам.

- Сейчас каждой группе я раздам карточки. На карточках написаны отрывки из русских народных сказок. По отрывку определите, как называется сказка. (Карточки см. в Приложении 3)

Ответы детей сопровождаются показом текста карточек и иллюстрациями к сказкам. (см. 4-9 слайды Приложения 2)

- А теперь самое сложное задание: прочитайте текст сказки и подумайте, а из какой сказки этот отрывок. (см.10 слайд Приложения 2) 

- Эта сказка вам не знакома, называется она “Самое дорогое”. Это бытовая сказка.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа перед чтением текста.

Перед чтением текста проводится словарная работа (см.12-13 слайды Приложения 2) 

2. Комбинированное чтение текста.

Чтение по ролям сказки учителем и подготовленными детьми.

Физкультминутка.

3. Первичная беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам сказка? А чем?

- Какова главная мысль сказки?

4. Повторное чтение сказки по “цепочке”.

5. Беседа по содержанию.

Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста?

Чем занимался старик?

Что делала старуха?

Для чего старик пошел в лес?

Кого он там встретил?

Как выглядел Лесной Дед? (см.14 слайд Приложения 2)

6. Работа над пословицами. (пословицы - см. 15 слайд Приложения 2)

Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке.

Как вы это объясните?

V. Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились?

Кто герои сказки?

- Какова главная мысль этой сказки?

V1. Домашнее задание. (см.15 слайд Приложения 2)

Информационные технологии в обучении младших школьников

Тезисы:

В статье рассматривается вопрос применения образовательных компьютерных программ и приложений Microsoft Office (PowerPoint, Excel) на уроках чтения, русского языка, математики, природоведения и  во внеурочной деятельности в начальных классах.

Проблема компьютеризации обучения  младших школьников представляется актуальной, поскольку педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Основная часть:

Проблема компьютеризации обучения  младших школьников представляется актуальной, поскольку педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Иными словами, процесс обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении  определенных заданий будет использован компьютер, так как:

  1. его использование оптимизирует деятельность учителя;
  2. применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  3. он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

В нашей школе занятия с использованием компьютерной поддержки  проводятся учителями начальных классов, начиная со 2 класса, так как именно с этого времени учащиеся начинают  изучать информатику параллельно с предметными курсами. К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать  правила техники безопасности при работе с компьютером и иметь первоначальные навыки работы с ним.

 В настоящее время существует достаточное количество прикладных программ для компьютерного обучения, которые представляют собой эффективное средство обучения для учителя начальных классов. По своему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные,  генерирующие,  операционные,  контролирующие, моделирующие и т. д.

        В своей работе я отдаю предпочтение управляющим и диагностирующим программам. Данные программы ориентированы на управление процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Так, работая в 4-м классе по программе «Школа – 2100» на интегрированных уроках математики и информатики большую помощь оказала программа-тренажёр «Информатика» созданная компанией «Гуру Софт». При изучении темы «Алгоритм», учащиеся имели возможность сначала увидеть, чем отличается линейный и разветвляющийся алгоритмы, затем учились составлять алгоритмы и блок-схемы, угадывать алгоритм работы «чёрного ящика». Данная программа – своеобразный репетитор, который следит за каждым шагом обучающегося, мгновенно реагирует на ошибки, выводит на экран подсказки и «шпаргалки», подводит итоги каждого выполненного варианта и выставляет оценку. Подробные результаты работы каждого ученика сохраняются в текстовом файле, который по желанию учителя можно вывести на печать.

На уроках природоведения пользуюсь электронным продуктом той же компании «Гуру Софт» - «Естествознание».  Данная программа содержит обширный иллюстрированный материал, знакомит с основами наук о природе, по каждой теме имеет несколько вариантов с увлекательными интерактивными заданиями для закрепления, учит пользоваться картами и масштабными изображениями, то есть является и демонстрационной, и управляющей, и диагностирующей одновременно. Особенно ценно в этой программе то, что при выполнении заданий  можно пользоваться справочными материалами и разнообразными подсказками. Такой дифференцированный подход помогает справиться с заданиями и сильному  ученику и ученику, имеющему пробелы в знаниях. Работа с компьютером помогает получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора, повысить самооценку.

Говоря о демонстрационных программах, нельзя не сказать о ставших для некоторых учителей уже привычными презентациях, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint. Так как я веду элективный курс для учеников 9 класса «Разработка и демонстрация слайд-фильмов в программе Microsoft PowerPoint», то по окончании курса предлагаю девятиклассникам выполнить творческий проект, а именно, подготовить обучающую презентацию по какой-либо теме для начальных классов. При подготовке презентации к показу на уроке, включаю энциклопедические статьи, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеофрагменты из мультимедийной «Энциклопедии Кирилла и Мефодия». Особенно эффективно применение данных программ при изучении темы «Природные зоны» на уроке природоведения в 4 классе; на уроках чтения при знакомстве с баснями И. А. Крылова и стихотворениями Ф. И. Тютчева ученики слушали произведения в исполнении артистов речевого жанра, пользуясь всё той же «Энциклопедией Кирилла и Мефодия». Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным  географическим зонам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и т. д.

Особое место в своей работе уделяю контролирующим программам, которые   специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.

Для этой цели использую программу «Конструктор тестов – Редактор» и «Конструктор тестов – Тренажёр». Первая помогает составить тест по любой теме учебного предмета, включая различные типы вопросов как-то: выбор единственно правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры. Программа даёт возможность устанавливать цену вопросов в баллах, для оценки тестируемого после выполнения работы. Программа «Тренажёр», соответственно, позволяет проводить проверочную работу с обучающимися, по разработанным учителем тестам. По окончании работы в окне результатов теста отображается вся информация по прохождению текущего теста конкретным учеником: название текущей темы, общее число вопросов в текущей теме, число заданных вопросов, число пропущенных вопросов, число вопросов, на которые были даны правильные ответы и процент правильных ответов от числа заданных вопросов, число вопросов, на которые были даны неверные ответы и процент неверных ответов от числа заданных вопросов, общее количество баллов по всем вопросам данной темы, количество набранных баллов и их процент от общего числа баллов, оценка,  дата проведения тестирования, затраченное время. Если в процессе тестирования были допущены ошибки, то список допущенных ошибок можно увидеть, зайдя в меню «Просмотр допущенных ошибок».  Результаты теста можно вывести на печать или сохранить в файл.

 В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным,  а обратная связь учащихся с учителем  более систематической и продуктивной. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие  пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре.

Во внеурочное время на занятиях кружка «Информик» четвероклассники получают первоначальные навыки работы не только в текстовых редакторах, но и в программах Excel и PowerPoint. После знакомства с интерфейсом программы Excel, ребята учатся выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления в ней. Учатся вводить формулы, находить допущенные ошибки в них. Особенно эффективной оказалась программа при закреплении знаний о порядке арифметических действий в выражении, решении задач на движение и т. д. Дети сами сделали вывод о назначении программы  Excel после того как наглядно убедились, что с её помощью решать задачи и примеры намного легче, интереснее  и быстрее, нужно только правильно ввести формулу, а значит вспомнить правило нахождения скорости, расстояния или порядок действий в выражении.

Делая первые шаги в программе PowerPoint, ребята создают свои первые мультимедийные творческие проекты о своем четвероногом друге, увлечении, любимом писателе, актёре и т. д.  Создание подобных   проектов, позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов, обеспечивает систематизацию знаний.

        С другой стороны,  метод обучения с использованием  информационных технологий очень привлекателен и для самого учителя: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Особенно способствует этому  доступ к современной глобальной информационной среде – Интернет. Это большая, богатая знаниями, быстро изменяющаяся область для самообразования, творческого поиска, проявления творческих способностей для учителя.

Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его  учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.