Лицом к детям. ФГОС и ДО - выступление на МО педагогов ДО
статья на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Доклад на МО педагогов дополнительного образования: о роли дополнительного образования при введении ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litsom_k_detyam._fgos_i_do.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Б.Терсенская СОШ  Уренского муниципального района

Нижегородской области

 Доклад для выступления на МО педагогов ДО

 « Лицом к детям. ФГОС и ДО»

Подготовила

 учитель начальных классов

Храмцова Л.С.

2014 г.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в системе дополнительного образования

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

       В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. 
Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

При введении ФГОС роль дополнительного образования  возрастает, так как  

  • Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.
  • Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования. 

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей, как одно из приоритетных направлений образовательной политики современной России.
Значимость дополнительного образования детей состоит в том, что оно создает условия для развития творческого потенциала каждого воспитанника, позволяет формировать у ребенка навыки адаптации к современному обществу, предоставляет возможности для самоопределения и самореализации учащихся. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Система дополнительного образования - это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности социально-культурная среда. И это особенно важно в условиях внедрения ФГОС.
Одно из принципиальных отличий ФГОС-2 в сравнении со стандартами первого поколения состоит в том, что Стандарт впервые уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников, определяет пространство и время для ее организации. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности 
Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство школы. Это важно потому, что в основном образовании явно не достает времени на обстоятельное знакомство учащихся с национальной и мировой культурой. 
Особенно актуально это для сельских образовательных учреждений. В настоящее время школа на селе является практически единственным социальным институтом, способным создать условия для социокультурного развития ребенка, для реализации его личностного потенциала, в том числе для овладения умением разрешать различные жизненные ситуации.

Внутренние проблемы школ, без решения которых невозможно внедрение федеральных государственных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Наличие кадров

       В школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. Те ставки, которые имеются, в основном распределены между учителями школы. Учителя сами не способны разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС и не хотят переходить на другой режим работы.

        Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности.

Сопровождение детей во внеурочной деятельности

       Для дополнительных занятий надо развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д.  

        Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Возникает вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школ? Это большая нагрузка. А если и есть, то потенциальные возможности  тьюторского сопровождения не конкретизированы в рамках задач дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей.

Вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д.

     В рекомендациях  по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же здоровьесберегающие технологии и забота о снижении нагрузки на детей?

     При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрения ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы.

Итог проблем и ошибок взаимодействия общего, дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

  • не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
  • нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;
  • имеют место перегрузки детей;
  • реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
  • «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД;
  • организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;
  • не определены условия финансирования внеурочной деятельности.

Вывод:

  • базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.
  •  Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.

    Подводя итоги сказанному, отмечу, что дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно: 

  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка

  • специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

  • материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

  • возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

  • возможности работы в социуме, социального творчества детей;

  • организацию каникулярного времени детей и пр.;



Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось как они разговаривают:

• Первая сказала: – Я СПОКОЙСТВИЕ, к сожалению, люди не умеют меня сохранить, думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

• Вторая сказала: - Я ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше, едва она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

• Третья свеча произнесла: – Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть дальше, люди не ценят меня и не понимают, они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких. И эта свеча угасла.

• Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал: – ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ – Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал.

• Четвертая свеча сказала: – НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА!

Так давайте учиться быть спокойными, любить друг друга,  надеяться и верить в свой успех, и тогда наши дети будут «гореть» в нужном направлении !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете

В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"- доклад для выступления на педсовете

Материал в помощь учителям для выступления на МО, педсоветах по теме "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"....

Выступление на МО учителей нач.классов."Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ. Из опыта работы педагогов."

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Выступление на МО «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ. Из опыта работы педагогов»

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...

Выступление на МО педагогов дополнительного образования «Формирование специальных компетенций учащихся в области авиамоделирования»

Занятия техническим творчеством развивают у учащихся интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Одним из таких технических видов является авиамоделизм....