Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету «Учимся учиться» для 1-4 классов начального общего образования
    рабочая программа по теме

    Щукина Светлана Валерьевна

     

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Развитие познавательных способностей»» Холодовой Ольги Анатольевны.

         Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchimsya_uchitsya_2014.docx46.69 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»

              Утверждено:  

                                                                            Директор МКОУ «Верхнесуерская СОШ»

                                                           ______________/А.Б.Урванцев/

    Рабочая программа

    по предмету

    «Учимся учиться»

    для 1-4 классов

    начального общего образования

    с. Верхнесуерское Варгашинского района

    2013 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Развитие познавательных способностей»» Холодовой Ольги Анатольевны.

         Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет.  

         Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

        Цель:

    • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

    Задачи:

    • развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    • развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    • развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
    • развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;
    • формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    • формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

    Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

               В данном курсе система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

                     Основные принципы распределения материала:

    1. системность: задания располагаются в определённом порядке;

    2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

    3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

    4. увеличение объёма материала;

    5. наращивание темпа выполнения заданий;

    6. смена разных видов деятельности.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Согласно Федеральному базисному учебному плану на курс «Учимся учиться» отводится 68 часов.

    Учебный курс изучается в 2 - 4 классах, рассчитан

    2  класс -  34 часа в год (1 раз в неделю)

    3 класс  17 часов (1раз в неделю 1 полугодие)

    4 класс  17 часов (1раз в неделю 2 полугодие)

    ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет.  

         Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

    В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

    Первый уровень результатов

    — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов

    — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов        

    — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

    Входящая диагностика

     по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А

     Текущий:

    - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

     - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    Итоговый контроль в формах        

    - тестирование;

    - практические работы;

    - творческие работы учащихся;

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

    Личностные результаты

    Ученик научится:

    - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;        

    - работать самостоятельно;

    - делать выбор

    Ученик получит возможность научиться:        

    - работать в паре, группе;

    Метапредметные

    Регулятивные

    Ученик научится:

    - определятьи формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий;

    - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

    - учиться работать по предложенному учителем плану;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

    Ученик получит возможность научиться:

    - контролировать результат своей деятельности;

    - визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве;

    - на основе анализа находить недостающие геометрические фигуры и их правильное расположение в пространстве;

    Познавательные

    Ученик научится:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

    Ученик получит возможность научиться:

    - выдвигать гипотезы и проверять их;

    - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;

    Коммуникативные

    Ученик научится:

    - доносить свою позицию до других:

    - оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

    Ученик получит возможность научиться:

    - слушать и понимать речь других;

    - читать и пересказывать текст;

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

    - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    Предметные

    Ученик научится:

     - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    - выделять существенные признаки предметов;

    - сравнивать между собой предметы, явления;

    - обобщать, делать несложные выводы;

    - классифицировать явления, предметы;

    Ученик получит возможность научиться:

    - определять последовательность событий;

    - судить о противоположных явлениях;

    - давать определения тем или иным понятиям;

    - определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

    - выявлять функциональные отношения между понятиями;

    - выявлять закономерности и проводить аналогии.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

    2 класс

    Внимание (10ч)

    Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

    Ученик научится:

    - узнавать предметы по их признакам;

    Ученик получит возможность научиться:

    - контролировать результат своей деятельности;

    - визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве;

    - на основе анализа находить недостающие геометрические фигуры и их правильное расположение в пространстве;

    Слуховая память (5ч)

    Тренировка слуховой памяти. Упражнения на совершенствование слуховой памяти.

    Логические задачи на развитие способности рассуждать.        

    Ученик научится:

    -  анализировать и устанавливать единственное возможное расположение букв в клетках квадрата;

    Ученик получит возможность научиться:

    - выдвигать гипотезы и проверять их;

    - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;

    Поиск закономерностей (5ч)

    Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

    Задания: продолжи ряд, третий лишний, закономерность, вставь пропущенную букву.

    Ученик научится:

    - анализировать;

    - строить логические рассуждения;

    Ученик получит возможность научиться:

    - составлять  логические задачи изученных видов;

    - оценивать результаты своей творческой деятельности;         

            Воображение (4ч)

    Совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

    В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

    Ученик научится:

    - дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

    - выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого;

    Ученик получит возможность научиться:

    - вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

    - выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации;

    Логическое мышление (4ч)

    Развитие логического мышления. Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

    Ученик научится:

    - сравнивать и обобщать информацию;

    - вести поиск цепочки логических рассуждений;

    Ученик получит возможность научиться:

    - устанавливать взаимооднозначное и неоднозначное соответствие между элементами нескольких множеств;

    Зрительная память(4ч)

    Тренировка зрительной памяти. Для развития зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

    Ученик научится:

    - извлекать необходимую информацию;

    - наблюдать, проверять;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    Диагностика (2ч)

    Входная и итоговая диагностика.

    Ученик научится:        

    - работать самостоятельно;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - работать в паре, группе;

    3 класс

    Диагностика уровня развития познавательных процессов (2ч.)

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления: «Конкурс эрудитов».

    Ученик научится:

    - работать самостоятельно;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - работать в паре, группе;

    Логически – поисковые задания (6ч.)

    Акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся.  Удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Это игры: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Составь  правильно пары» и др.

    Ученик научится:

    - рассказывать об  основных положениях шахматных турниров;

    - находить  необходимую информацию;

    Ученик получит возможность научиться:                

    - оформлять турнирные таблицы;

     - анализировать приводимые неполные данные об итогах игры;

    - проводить логические рассуждения для получения полных данных;        

    - сравнивать и обобщать информацию;

    Тренировка внимания (2ч.)

    Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

    Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

    Ученик научится:

    - планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    Ученик получит возможность научиться:

    - выдвигать гипотезы и проверять их;

    - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;

    Тренировка памяти (2ч.)

           Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

          Для развития зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

    Ученик научится: 

    - выбирать различные способы рассуждения;        

    Ученик получит возможность научиться:

    - обнаруживать и устранять ошибки;

    Поиск закономерностей (2ч.)

                Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

    Ученик научится: 

    - уметь ориентироваться в тексте задачи;

     - планировать решение задачи;

    - выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи;

    Ученик получит возможность научиться:

    - объяснять выбор арифметических действий для решения;

    - уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации;

    - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану;

    Развитие воображения (3ч.)

    Обеспечивается за счёт игр на перевоплощение, «Мозаика», «Зашифрованный рисунок», «На что похоже». Складывание узора по образцу и по памяти, работа с изографами.

    Ученик научится: 

    - выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

    Ученик получит возможность научиться:

    - выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

    - делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

     - складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур;

    4 класс

    Диагностика уровня развития познавательных процессов (2ч.)

            Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления: «Конкурс эрудитов».

    Ученик научится:        

    - работать самостоятельно;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - работать в паре, группе;

    Логически – поисковые задания (6ч.)

           Переход от наглядно – действенного мышления к абстрактно – логическому осуществляется с помощью упражнений на сравнение, группировку, обобщение при проведении игр. Это игры: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Составь  правильно пары» и др.

           Акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся.  

    Ученик научится:                

    -  самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

    - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий;

    Тренировка внимания (2ч.)

    Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

    Ученик научится:        

    - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

    - делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

    Ученик получит возможность научиться:        

    - добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе;

    - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

    Тренировка памяти (2ч.)

    Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

            Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

    Ученик научится:        

    - слушать и понимать речь других;

    - вступать в беседу на уроке и в жизни;        

    Ученик получит возможность научиться:        

    - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    Поиск закономерностей (2ч.)

               Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

               К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

    Ученик научится:        

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;        

    Ученик получит возможность научиться:        

    - прогнозировать результат решения ребуса;

    - контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения;

    Развитие воображения (3ч.)

          Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера.

          Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

         В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

    Ученик научится:        

    - преобразовывать и перестраивать фигуры и предметы (задания с использованием спичек);

    Ученик получит возможность научиться:        

    -  отгадывать изографы;

    -  разгадывать ребусы;

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

    4 класс

    Тема

    К-во часов

    Дата

    Виды деятельности обучающихся

    Диагностика уровня развития познавательных процессов

    1

    1

    Диагностика уровня развития познавательных процессов

    1

    Вводный урок. Знакомство с целью и задачами курса, тематикой занятий. Отзыв детей о прошедшем обучении, пожеланий на заключительный год обучения. Повторение пройденного.

    Логически – поисковые задания

    2

    2

    Сравнение понятий. Установление сходства и различия.

    1

    «Сравни предметы», «Назови общие признаки данных предметов», «Подбери слова сходные по смыслу» (слова – синонимы).

    3

    Сравнение понятий. Отношение противоположности.

    1

    Игра: «Наоборот». Задание: «Подбери к каждому из слов слово с противоположным значением» (слова – антонимы).Поиск предметов с противоположным значением.

    Тренировка внимания

    1

    4

    Расположение понятий в порядке

    1

    Задание: «Подбор к частным понятиям более общих понятий» (ромашка – цветок, пчела – насекомое). Расположение понятий в порядке: общее – менее общее – частное.

    Тренировка памяти

    1

    5

    Обобщение и ограничение понятий

    1

    Задание: «Назови общим словом», «Исключи лишнее», «Подбери к словам более общие понятия», «Расположи понятия от общего к частному, «Приведи примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое частным понятием».

    Поиск закономерностей

    1

    6

    Выделение существенных признаков.

    1

    Задание: «Найди существенное» (игра: шахматы, игроки, теннис, правила, наказание); «Узнай предмет по его признакам» загадки, описания; игра: «Волшебный сундучок».

    Развитие воображения

    1

    7

    Обобщение понятий

    1

    Задание: «Продолжи перечисленные слова и назови группу слов общим словом», «Исключи лишнее», «Четвертый лишний».

    Логически – поисковые задания

    2

    8

    Установление причинно-следственных связей.

    1

     Задание: «Установи связь причина – следствие», «Назови причину события», «Назови следствие событий», игра: «Почему это произошло?». Составление цепочек «Причина – следствие», «Следствие – причина». Придумывание историй. Задание: «Используя ситуацию, назвать как можно больше возможных причин».

    9

    Классификация понятий.

    1

    Задание: «Распредели на группы», «Укажи признак деления на группы», «Назови слова общим словом», «Распредели на группы разными способами».

    Тренировка внимания

    1

    10

    Отношения между понятиями: рядоположенности, часть – целое.

    1

    Задание: «Найди понятия, которые являются понятиями одного порядка», «Исключи лишнее». Нахождение понятий, которые находятся в отношениях «часть – целое». Игра: «Целое – часть» (стул – ножка, телевизор – кнопка и т.д.)

    Тренировка памяти

    1

    11

    Сравнение понятий. Аналогия.

    1

    Упражнения: «Подбор выражений сходных по смыслу». Сравнение пословиц, имеющих сходную главную мысль. Задание: «Выполни по аналогии», «Продолжи по аналогии», «Придумывание аналогичных задач», «Найди задачу, аналогичную данной» (дается несколько вариантов). Придумывание аналогичных рассказов. Придумывание аналогичных пар.

    Поиск закономерностей

    1

    12

    Поиск закономерностей.

    1

    Задание: «Выяви закономерность и продолжи ряд», «Выяви закономерность и вставь пропущенные числа», «Выяви недостающие фигуры, «Завершение схемы».

    13

    Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

    1

    Задание: «Продолжи закономерность», Игра «Цепочки».

    Развитие воображения

    1

    14

    Построение определений

    1

    Построение определений

    Логически – поисковые задания

    2

    15

    Причинно-следственные связи

    1

    Задание: «Установи взаимосвязь между понятиями». Задание: «Учимся находить причину событий». Игра: «Почему это произошло?». Составление цепочек: «Причина – следствие», «Следствие – причина».

    16

    Мыслительные операции анализа и синтеза.

    1

    Мыслительные операции анализа и синтеза «Анаграммы».

    Диагностика уровня развития познавательных процессов

    1

    17

    Проведение диагностики. Выявление уровня развития познавательных процессов.

    1

    Выполняют тесты.

    Литература

    для учителя:

    1. ФГОС НОО.
    2. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь по математике для учащихся 1 (2,3,4)класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей  у детей 9 лет. Задания для самостоятельной работы детей. (Ксерокопии)
    4. Зак А. З. Путешествие в Сообразилию или как помочь ребёнку стать смышленым. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет (Ксерокопии)        
    5. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – Рига: Виеда. 1992.
    6. Зак А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО «Перспектива», 1993.
    7. А.З. Зак. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.
    8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М.: Илекса. 2005.
    9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. – М.: Илекса. 2005.
    10. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. – М.: Илекса. 2005.
    11. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвёртом классе. – М.: Илекса. 2004.
    12. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. – СПб: Лань, МИК, 1996
    13. Математика 2-4 классы: олимпиадные задания. Вып.1 /Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
    14. Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит», 1996
    15. Перельман Я.И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007
    16. Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому языку для учащихся 1-4 классов и учителей. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.
    17. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 1996.
    18. Сухих И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
    19. Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2011.

    для учащихся:

    1. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2011.
    2. О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса    «Развитие познавательных способностей»:
    3. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

    Аннотация к рабочей программе учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР на уровень начального общего образования

    Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе:-  Закона Российской Федерации  «Об образовании»,-  Федерального государ­ственного образовательного стандарта н...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...