Формула успешного образования
статья на тему

Попова Елена Викторовна

Педагогическое эссе содержит размышления о современном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_uchpeshnogo_obrazovaniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формула успешного современного образования?!

         Основной целью современного образования является создание условий для обеспечения качества знаний обучающихся, развития познавательных способностей, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя, своего интеллекта, своей культуры. ФГОС ориентирует образование не достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

            Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Необходимо сформировать у учащихся начальной школы универсальные учебные действия, обеспечивающих умение учиться (мотив, цель (принять понять и реализовать), планирование, контроль и оценка).

             Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, посредством использования передовых образовательных и воспитательных технологий, активных форм познания: наблюдение, опыты, проекты, учебный диалог.

           В своей педагогической практике, опираюсь на системно - деятельностный подход, информационно - коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения, проектной деятельности.  

            На мой взгляд, технологии личностно -  ориентированного обучения, которые строятся на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся, где во главе угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность,  развитие личностных особенностей обучающегося, раскрытие его природного дара, позволят добиться образовательных результатов  в рамках ФГОС.

           

Используя в своей практике технологии личностно -  ориентированного обучения, учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково - творческого. Личностно-ориентированное обучение предполагает поддержку и развитие индивидуальности каждого ученика. Каждый ребенок работает в присущем ему темпе. Обучение строится в зоне «ближайшего развития». Педагог выбирает демократический стиль отношений с обучающимися. Общение с учениками - творчество для учителя. В реальной работе учитель должен быть готов вносить коррективы в составленные планы, программы, особенно сейчас, в период освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Школьников влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса.

Необходимым условием личностно-ориентированного обучения является создание атмосферы успешности для каждого ученика, создание условий для реализации его творческих возможностей. Сегодня, когда изменился сам младший школьник (его уровень развития, социальный статус, потребности, способности) уже нельзя ориентироваться только на формирование его грамотности. Важно, чтобы в нем произошли изменения, сформировались новообразования, которые и станут показателем развития школьника.

 В начальной школе педагог должен сформировать знания умения и навыки по учебным предметам, но нельзя предполагать, что информированность ученика и есть развитие. Мы можем говорить о развитии, если ученик овладел общим способом построения учебной задачи, использует полученные знания в нестандартных ситуациях, выполняет задачу творчески, проявляет самостоятельность, инициативность (метапредметные  результаты),  умеет сравнивать свою работу с оригиналом, находить ошибки, т. е. контролировать и оценивать свою работу. Поэтому учебная успешность каждого ученика зависит от того, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы, каков уровень его познавательных интересов, готов ли ученик к самообучению и самовоспитанию.

Принцип личностно-ориентированного обучения подразумевает:

  • усиление роли продуктивной творческой деятельности;
  • дифференциацию учебного процесса;
  • изменения функций контроля и оценки учебной деятельности
  • отказ от авторитарного стиля.

    Ученик становится своего рода «исследователем». Он вынужден осуществлять поиск правильного ответа, доказывать, заниматься сравнением, классификацией, делать выводы, причем, не боясь ошибиться. Ошибку ученика даже принято считать находкой для познавательной деятельности,  в процесс ее исправления включается весь коллектив учащихся. В этом  проявляется субъектный характер обучения, который формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учебе.

             Ещё одна, едва ли не главная, задача современного образования - формирование духовного мира ребенка, формирование у детей потребности в идеале. Основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьника должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература,  природа, человечество, традиционные российские религии. Воспитательная работа в начальной школе имеет свои особенности. Ее нельзя ограничить рамками отдельных мероприятий и дел. Воспитание осуществляется каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Воспитание происходит на уроке, на перемене, в столовой, в библиотеке. Воспитывает все: слово, мимика, взгляд, жест, манера поведения, и даже одежда учителя. Учитель должен с первых дней обучения в школе стать для ребенка образцом, в некотором смысле - идеалом. Это залог успеха всей воспитательной и образовательной деятельности учителя.

Союзником и главным помощником педагога, безусловно, являются родители. Важное место педагогической практике учителя должно отводиться сохранению семейных ценностей. Сложно учить ребёнка радоваться всему окружающему, если он несчастлив в семье. Необходимо подсказать родителям  учеников правильные пути к миру детей, научить совместно радоваться самым простым вещам и показывать на собственных примерах способы решения проблем, кажущихся детям неразрешимыми, открыть взрослым такой простой, удивительно искренний мир ребёнка.

               Возможно, формулу успешного современного образования можно обозначить так:  сформированное единое образовательно - воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно - образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»

Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

Формула современного образования

Формула современного образования...