Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».
статья на тему

Тузова Алевтина Леонидовна

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Добрый день, уважаемое жюри и присутствующие гости. Сегодня, на «Учителе года» 2015 я представляю Староильмовскую среднюю общеобразовательную школу.  Cтаж работы-23 года. Моё педагогическое кредо: « Не навреди!»Слайд 1

Уважаемые коллеги! Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время». Слайд 2

Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

Актуальность темы: низкий уровень внимания и интереса к уроку             Слайд 3.                                          

В связи с этим  я поставила перед собой цели: 

 Эффективный подбор форм,   методов,    обучения для  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников;

 

 С 2011 года  мы работаем по новому стандарту, где в основе лежит системно-деятельностный подход под девизом: «Дай мне сделать самому, и я научусь». Слайд 4

 Из этого вытекают следующие задачи: Слайд 5

- формирование умения учиться;

- личностное развитие;

- общекультурное развитие;

- развитие познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности;

- повышение мотивации учащихся.

   

   По своему характеру и темпераменту мне даже самой надоедают обычные традиционные уроки и я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.  

       В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно  быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам.

    Какие же есть «плюсы» и «минусы» при проведении нетрадиционных уроков? Слайд 6

              «+»

-  активная учебно-познавательная деятельность;

-Способ «оживлённости»,  комфортности урока;

-коммуникация и сотрудничество;

-Соблюдается здоровьесберегающий режим;

 -Атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения;

-Между учителем и учащимися субъект- субъектные отношения.

          « -»

-Нетрадиционные уроки являются только одним из видов урока, поэтому их проведение возможно не часто;

-Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;

-Данные уроки требуют предварительной подготовки    учителя, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

-Всё содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы.

    Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Слайд 8 Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов деятельности у   детей являются игры.  

Хотелось бы  показать классификацию наиболее используемых мной форм нестандартных уроков.  (перечисляю)…

Остановимся на некоторых формах работы на уроке.

    В моих классах стало традицией на уроках литературного чтения проводить  уроки-аукционы. (9 слайд)

 Мы их проводим на уроках обобщения по разделам, т. к. эти уроки скучны, если все время задавать вопросы и отвечать, но обобщать материал надо. Учитель становится аукционистом, а ученики аукционерами, а «покупают» они вопросы, за правильные ответы получают жетоны разного цвета в зависимости от ответа( полный, неполный). В конце урока жетоны подсчитываются и определяется лучший аукционер.

       В последнее время часто в своей работе использую  метод проектов. Слайд 10 Идея проекта, как правило, рождается у учителя, но ученика это проблема должна заинтересовать ничуть не меньше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Прежде чем внедрять эту технологию в своей практике много изучала литературу и впервые попробовала применить её восемь лет назад. Мы   вместе с детьми и родителями составили «Электронную азбуку». Этот материал предоставляли и в район на конкурс учителей среди начальных классов, где заняли второе место. Теперь уже в своей работе использую проектную работу систематически как на уроках, так и во внеурочное время.

Это проекты 1)«Моя семья», 2)«Дружба-это», 3)исследовательский проект «Ёжик из пророщенного зерна»,4) «Нам не нужна война!»

5) Дикие и домашние животные и другие.

Идя в ногу с современностью, учителю уже мало иметь только педагогическую компетенцию, но и быть компетентным и в информационно- коммуникативных технологиях.  Слайд 11 Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. Применение ИКТ демонстрирует ряд преимуществ: повышение активности и инициативности учащихся, положительной динамики мотивации у учащихся. Уже начиная с первого класса, провожу уроки, вводя элементы работы на компьютере или использую  презентации  для проведения различных работ. В более старших классах ребята сами пробуют создавать и защищать проекты с помощью презентаций.    Такие уроки удобны для учителя и в целях экономии времени и в целях активизации  учащихся.

 Развивая коммуникативные умения обучающихся использую парную работу. Слайд 12 

Ребята с 1 класса учатся спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, сотрудничать.

     Уже в более старших классах (3-4 классы) нестандартные формы приобретают более серьёзные формы, т. к. это возраст сензитивный для развития логических операций, интеллектуальных действий. На уроках математики и русского языка на этапе систематизации и обобщении часто использую парную работу сменного состава, «станционную» работу. Слайд13.

 Чем же эта форма мне нравится? Ребята здесь и играют и трудятся совершенно самостоятельно, «передвигаясь» по станциям, т. е. от парты к парте. Учитель на этом уроке  только как помощник, «начальник» станций. Учащиеся   до   конца урока  должны пройти все станции. Задания даются разноуровневые, уже в начале урока рекомендую учащимся работать с заданиями посильными.  В конце урока маршрутные листы сдаются и оцениваются.  У нас есть станции «Повторялкино», «Самостоялкино», «Пыхтелкино», «Пригодилкино», «Угадайкино».

Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы. Слайд 14

  При использовании этой формой у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы. Ребятам  очень нравится эта форма работы, но при работе группами нужно много времени, а нам её часто не хватает. Но нужно набраться терпения, т. к. дети привыкают к этой работе и  они уже  начинают работать быстрее.

Начиная с 2013-14 учебного года  мы работаем  над  реализацией  совместного проекта     с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Использование этой методики оказалась для меня близка.

Применение обучающих структур дает большие возможности для моих учеников в организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  также групповая форма работыработа в парах. Но здесь организация работы идёт эффективнее и слаженнее.

      В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах,  мои ученики формируют   позитивное отношение к предмету,   развиваются навыки   командной работы, где выполняются принципы позитивной взаимосвязи ,одновременного взаимодействия, индивидуальной ответственности и равного участия.   Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Все эти формы работы использую и во внеурочное время. Обучение продолжается через действие, игру. Слайд 15.

Девиз внеурочных занятий: «Где детвора-там игра!». Слайд 16.

  Использование эффективных форм и методов нетрадиционных уроков дало положительные результаты на качество обучения. Вашему вниманию предоставляю   слайд 17 

показатели достижения предметных результатов обучающихся и результаты республиканского мониторинга учащихся 4 класса.

 Также есть достижения моего педагогического творчества.Слайд18

Это грамоты «Мой новый урок»-3место, «Лучшая методическая разработка»-2 место, диплом всероссийского конкурса «Моё творчество».

    Подводя итоги, мне хотелось бы хотелось вновь вернуться к истокам отечественной педагогики. Слайд 19. 

 И вспомнить высказывание великого педагога-классика К.Д. Ушинского : «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными-вот задача первоначального обучения».

  Любой урок, будь то традиционный или нетрадиционный, главное, чтобы процесс обучения учащихся был интересным и максимально гуманным для каждого ученика, помочь ученику обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в усвоении знаний.

Я думаю,  акростих выведенный мною, соответствует качествам учителя 21 века.  слайд 20

Вот на таком мажорном тоне  хотела бы закончить своё выступление и  пожелать всем здоровья, мира над головой и любви.

 

 

 

      

 

 

   

  

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

презентация к методическому семинару по теме "«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

Данная презентация отражает опыт работы по данной теме. Материал был представлен на "Учитель года 2015"....

Мастер-класс по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»

Мастер-класспо теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»...

"Формы работы с одаренными детьми во внеурочное время"

Детское время должно быть временемрадости, временем мира, игр, учёбы и роста.Жизнь детей должна становиться болееполнокровной по мере того, как расширяются ихперспективы, и они обретают опыт.(Конвенци...

Мастер-класс По теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»

Мастер-класс   По теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»...

«Нестандартные формы работы на уроке, как средство эффективности обучения детей с ОВЗ».

В статье приводятся примеры форм работы с детьми с ОВЗ, способствующие более осознанному и глубокому усвоению учебного материала....

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...