Трудности обучения чтению и письму в начальной школе
статья на тему

Мамедова Татьяна Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_obucheniya_chteniyu_i_pismu_v_nachalnoy_shkole.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.

 

 У каждого из  детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях  обучения письму и чтению.

      Ведь не секрет, у многих учеников нашего класса выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зеркальное выполнение некоторых букв, причём домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные, диктанты пишут с  ошибками.) Читают слова, предложения также с ошибками,  не умеют выделять главную мысль текста, не умеют пересказывать содержание.

- Каковы же причины?

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.

К внешним причинам относятся экологические (внешнесредовые) условия жизни, социокультурные (дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности) и школьные факторы риска (стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).

К внутренним (эндогенным) причинам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребёнка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определённых систем. Это генетические факторы, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития). Нарушения нейросенсорного развития (дисфункции мозга; несформированность коры, регуляторных структур мозга). Возрастная несформированность познавательного развития.

У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей

(до 70 %) ещё недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности

(а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности.

Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребёнку.

Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.

Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.

Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.

    К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

           Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость».  Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно – психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением

неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания…

 В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребёнка к обучению при недостаточном старании, лени и т.п.

         Учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

  Многие считают, что необходима усиленная тренировка, упражнения – «может же, когда хочет». Психологи – необходимо повысить мотивацию, «чтобы старался».

Но, оказывается, причины здесь совсем другие. Необходимо обратить внимание на характер нарушений. Зеркальное письмо, например, свидетельствует о явном нарушении зрительно- пространственного восприятия, требующее специальной коррекции. Учитывать нужно и индивидуальный темп деятельности ребёнка и общий темп работы на уроке.

Ситуация иногда осложняется и такой незначительной на первой взгляд причиной – ребёнок неправильно держит ручку. Это сковывает движения, а в сочетании с трудностями зрительно – пространственного восприятия приводит к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению.

          Категорически запрещено учить этих детей писать безотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение её частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в «большой строке» (микродвижения для таких детей просто непосильны) и медленно.

Трудности концентрации внимания, несформированность зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико – фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит резко снижать скорость чтения. При требовании «читать быстрее», нарушается механизм чтения – ребёнок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками.

     Он успевает отдифференцировать лишь первые 2 -3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение заново.

     Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно.

Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста.

Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

    Ещё сложнее тем детям, а таких много среди медлительных. Которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать своё действие, составить его план, имеют какие – либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими. Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения её частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимания расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении. Однако медлительный ребёнок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Всё это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет всё хуже, а «не успел» будет возникать всё чаще.

   У ребёнка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии ( но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определённом темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из- за дефекта времени осложняется звуко- буквенный анализ, появляются  ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность

выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко- буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создаёт условия, в которых грамотное письмо невозможно.

- Чем же можно помочь таким детям?

Выход вроде бы прост: позволить ребёнку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объём работы для вашего ребёнка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребёнка во времени,  подгонять и, тем более,

упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из – за постоянных неуспехов.

Основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

1)Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

2) Коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

3) Помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

4) Системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

5) Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:  

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

– консультации специалистов;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);

– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);

– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;

– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);

– регулярное повторение пройденного материала;

– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения


        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ребенка чтению и письму в начальной школе

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку,...

ДОКЛАД "Применение игр и игровых упражнений на уроках чтения и письма в начальной школе для улучшения успеваемости по русскому языку и чтению."

В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи как следствие, снижение успеваемости по рус...

Трудности обучения чтению и письму в начальных классах

В статье обозначены основные проблемы обучения чтению и письму. Даны рекомендации психолога, логопеда, а так же практические упражнения....

Родительское собрание "Трудности обучения чтения и письму в первом классе"

Практические советы, как преодолеть трудности обучения чтению и письму в 1 классе....