Истоки "Деревня"
методическая разработка (2 класс) на тему

Брусова Наталья Сергеевна

Занятие разработано на основе программы духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» (автор И.А.Кузьмин), входит в раздел "Родной очаг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_derevnya.rar2.57 МБ

Предварительный просмотр:

                                                      Конспект открытого занятия

Учитель: Брусова Наталья Сергеевна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 20 лет.

Квалификационная категория: первая.

Предмет: Истоки.

Дата проведения: 30.10.2014г

Класс: 2        

Тема: Деревня.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цели занятия:  социокультурное наполнение категории « Деревня»

Задачи.

Образовательные:

- социокультурное наполнение категории « Деревня»

Развивающие:

Развивать речевые умения, память, внимание.

Воспитательные:

- воспитание духовно-нравственной личности;

-воспитание любви к малой родине, к русским

традициям.

Личностные результаты.
Расширять кругозор обучающихся, обогащать  словарный запас.

 Эмоционально «проживать» рассказ учителя, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

-Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

-Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные.

-Извлекать информацию, представленную в разных формах  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-Овладение логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

-Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

-Слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Умение работать в группах.

Оборудование.

-компьютер и мультимедиа для просмотра презентаций                                                                  -песни «Деревня моя», песня «Урожайная», музыка «Звуки природы. Утро в деревне»

- предметы старины из школьного музея.

- макет печи.

- костюмы, корзинки для танца.

Этапы урока. Цели.

Действия учителя

Действия учащихся

I. Стадия вызова.

1.Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

II. Стадия осмысления.

Цель: получение новой информации;

ее осмысление соотнесение новой информации с собственными знаниями,

поддержание интереса созданного во время фазы вызова.

1. Сообщение темы  и цели урока.

2. Слово учителя.

3. Краеведческий материал.

4. Труд людей. Деревня –кормилица.

5. Деревенский сход. Вопросы для обсуждения.

6. Активное занятие. Работа в четвёрках.

Презентация продукта деятельности.

III.Итог занятия. Рефлексия.

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

1 слайд.

-Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех мы рады видеть у нас в гостях.

Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

Гости. "Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"

-Наше занятие я бы хотела начать с красивой песни. Послушайте её.

( звучит песня « Деревенька моя»

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

2 слайд

Тема нашего занятия Деревня»

- А что такое деревня? Назовите лексическое значение слова деревня.

-Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни.

Красота нашей земли создана не только природой. Природа изменялась трудом человека.

3 слайд

- У каждого народа есть свой излюбленный строительный материал. Россия - страна лесов.

4 слайд, 5 слайд

Дерево служило основным материалом. Избы рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

6 слайд

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

7 слайд

Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

8 слайд

Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Названия поселений отражали географические особенности (Горки, Высоково, Сосново, Рощино, Озерки); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).

В нашем Сергачском районе много сёл и деревень.

Село Яново, образовано от имени Ян, сокращенной формы имен Северьян, Ариан. Есть и другая версия, о которой рассказывают в Яново. Поскольку село расположено на реке Пьяне, то, возможно, название — сокращенное Пьяново.

Крупное припьянское село Шубино татарское село, основал князек Шуба. По-татарски название этого села звучит как Шёбиле, то есть «шубное». По объяснению местных, соседние поля были гладкими, как мех шубы.

Село Акузово, имеет название, произошедшее от татарского имени Акуз («ак кюз» — «белый глаз»).

А сейчас мы послушаем Юлю, она расскажет о своём селе.

Деревня начинается с крестьянского дома.

9 слайд                                                 Фасад - лицо избы, окна - её глаза.

10 – 11 слайд

Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах.

12 слайд

Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком или двумя окнами, уютно устроившуюся среди высоких деревьев.

Посмотрим как выглядела русская изба изнутри.

13 слайд

Дом состоял из жилой и хозяйственной частей.

В хозяйственной части находились мастерские, кладовые. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот.

Жилая часть — это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой.

14 слайд

Большое место в доме играла печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани.

Русская печь первоначально топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. В жилой части располагались сени и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали.

15 слайд

За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда (крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан. Центральное место в избе занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали родителей, гостей, а на свадьбу — молодых.

Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца.

Каждый в семье  знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым.

16 слайд.

В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую работу.

( танец « Урожай»)

17 -18 слайды

Про деревню говорят - кормилица. В ней живут земледельцы, хлеборобы. Это давнее и почётное занятие людей. Они разводят скот, пашут землю и выращивают хлеб.

19 слайд

А хлеб – всему - голова!

20 слайд

В деревне все знают друг друга в лицо и по имени. При встрече здороваются даже с незнакомыми людьми. Для решения общих дел идут на деревенский сход.

А что такое деревенский сход?

21-22 слайды

- Как вы думаете, какие вопросы могли решаться на сходе?

Какой беде можно помочь и без схода?

Здесь горе и радость на виду. Самым распространенным в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда.

Помнят и другое: « Бедного обижать – себе добра не желать»

Много русский народ придумал пословиц и поговорок.

Вот и сейчас мы будем работать с пословицами.

Работать  будете в четвёрках.  Откройте с. 16

 в рабочих тетрадях.

- Покажите свою готовность.

-Найдите, какие черты общения людей отразились в этих пословицах?

(прослушивается грамзапись «Утро в деревне»)

Что вы увидели в деревне?

Что вы услышали в деревне?

Какими впечатлениями от урока вы поделитесь со своими родными?

Поработали мы на славу!

Спасибо за работу!

А сейчас в соседней избе будет праздник. Хозяйка приглашает всю деревню на капустник! А пойдём мы не с пустыми руками, возьмём гостинцы.

 

"В тесноте - не в обиде.

( выслушиваются ответы детей)

Стихотворение о селе Акузово.

(Дети поют и танцуют)

( Работают в четвёрках)

( отвечают на вопросы)