Положение о портфолио ученика начальных классов
материал на тему

Осенникова Ирина Анатольевна

 

Положение

о портфолио ученика начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_portfolio.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании

Методического совета

Протокол №__от _____________

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ пгт Лальск

Лузского района Кировской области

         _______________А.А.Зарубин

Положение

о портфолио ученика начальных классов

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано для реализации введения в действие федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  начального общего образования с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, протекающих как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами;  является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

1.4. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандартов.

2. Цели и задачи.

2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
  • поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  •  развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  • формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации образования ученика;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

  • Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
  • Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
  • Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
  • Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
  • Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
  • Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3.   Порядок формирования портфолио

3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

     

       3.3. Ученик в любой момент может поместить в раздел любой материал о  

       своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных  

       заданий, награды и т.п.

 

       

       Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное  

       время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в

       портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или  

       некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим  

       достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме  

       результатов  обязательной части.

       

       Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть  

       помещает в папку ученика предметные контрольные работы. В конце  

       учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные    

       работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.

3.4. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.5. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нём. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.   Структура портфолио ученика начальной школы:

4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4 (желательно с файлами), в который входят: листы-разделители с названиями разделов; документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.2.

Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком.

4.2. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

  •  титульный лист, который содержит: основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика), оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;

  • основную часть, которая включает в себя:

1) Раздел «Содержание»

2) Раздел «Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка:

  • «Мое имя» (информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает)
  • «Моя семья» (здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье, составить родословное дерево)
  • «Мой посёлок» (рассказ о родном посёлке (деревне), о его интересных местах.
  • Безопасный маршрут «Дом – Школа – Дом» (можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог).
  • «Мои увлечения» (небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок)
  •  «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.

Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.

3) Раздел «Моя учёба»- достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. В этом разделе выделены главы:

  • «Моя школа» (рассказ о школе и о педагогах)
  • «Мой класс»  (фотографии одноклассников, информация об их интересах, увлечениях)
  • «Мои любимые школьные предметы» ( небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…»)
  • «Чему я научился на ВСЕХ предметах» (содержит материалы по диагностике учащихся за всё время обучения, а также итоговые листы успеваемости)

Этот раздел представляет предметные результаты ученика, а также личностные метапредметные результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 4) Раздел «Моя внеурочная деятельность»

  • Расписания кружков, занятий в спортивных секциях, в музыкальной школе и т.д.
  • «Моё творчество» (в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, стихи, аудио-, видеокассеты с записью выступления. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию; Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось)

Этот раздел, прежде всего, отражает личностные результаты ученика.

5) Раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

   

Этот раздел отражает личностные результаты ученика.

6) Раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика и итоговая оценка портфолио (общая сумма баллов)

4.2. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются.

5.      Критерии оценки достижений обучающихся

5.1. Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:        

Раздел «Мой мир»

  • красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото:        

- 5 баллов –полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания

  • «Мои впечатления» - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.        :

- 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.(более 3-х работ);

- 3 балла - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.(3 работы и меньше);

 Раздел «Моя учеба» («Моя школа»; «Мой класс»; «Мои любимые школьные предметы»)

  • красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото:        

- 5 баллов –полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания

  • «Чему я научился на ВСЕХ предметах»

Показатели

Измерители

Балл

Учебная деятельность

1-4 класс – результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ

До 5 баллов

4 класс – результаты диагностической работы за курс начальной школы:

  • русский язык
  • математика
  • комплексная работа на межпредметной основе

До 5 баллов

До 5 баллов

До 5 баллов

Раздел «Моя внеурочная деятельность»:

  • наличие поручений, участие в кружках:

- 5 баллов –  наличие поручений в классе, участие в 3 и более кружках;

- 4 балла  –  отсутствие поручений в классе, участие в 2- 3 кружках;

- 3 балла – наличие поручений, участие в 2 – 3 кружках;

- 2 балла - наличие поручений, участие в 1 кружке;

- 1 балл – отсутствие поручений в классе, участие в 1 кружке

  • «Мое творчество» - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ:        

- 5 баллов –  наличие от 5 и более работ;

- 3 балла – количество работ составляет 3-4;

- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои достижения» - наличие грамот, дипломов, сертификатов:

        

Показатели

Измерители

Балл

Учебная деятельность

Дипломы и грамоты по итогам школьных олимпиад:

  • победитель
  • призер
  • участник

3 балла

2 балла

1 балл

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных олимпиад:

  • победитель
  • призер
  • участник

4 балла

3 балла

2 балла

Дипломы и грамоты по итогам областных олимпиад:

  • победитель
  • призер
  • участник

5 баллов

4 балла

3 балла

Дипломы и грамоты по итогам всероссийских олимпиад:

  • победитель
  • призер
  • участник

10 баллов

7 баллов

5 баллов

Научно-исследовательская деятельность

Участие в школьных проектах и мероприятиях:

  • победитель
  • призер
  • участник

3 балла

2 балла

1 балл

Участие в муниципальных проектах и мероприятиях:

  • победитель
  • призер
  • участник

4 балла

3 балла

2 балла

Участие в областных проектах и мероприятиях:

  • победитель
  • призер
  • участник

5 баллов

4 балла

3 балла

Участие во всероссийских проектах и мероприятиях:

  • победитель
  • призер
  • участник

10 баллов

7 баллов

5 баллов

Дополнительное образование

Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

3 балла

2 балла

1 балл

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

4 балла

3 балла

2 балла

Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

5 баллов

4 балла

3 балла

Дипломы и грамоты по итогам всероссийских конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

10 баллов

7 баллов

5 баллов

Спортивных достижений

Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

3 балла

2 балла

1 балл

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

4 балла

3 балла

2 балла

Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

5 баллов

4 балла

3 балла

Дипломы и грамоты по итогам всероссийских конкурсов, фестивалей:

  • победитель
  • призер
  • участник

10 баллов

7 баллов

5 баллов

5.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов.

В 4 классе в конце учебного года  рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

  • « Самый оригинальный портфолио»;
  • « За лучшее оформление работ»;
  • « Идея!»;
  • « За многогранность таланта»;
  • « За трудолюбие»;
  • « За творческий подход»

5.5. Положение действительно до внесения следующих изменений.

Приложение.

                                                                3 раздел

«Моя учеба»

(на каждый предмет имеется свой «файл»,

в него вкладываются диагностические работы)

№ п/п

Класс

Предмет

Дата проведения

Форма контроля

Вид диагностики

Баллы

Подпись учителя

Учебно-исследовательская, творческая и др. виды деятельности учащегося.

№ п/п

Тема работы

Место проведения

Руководитель

Выход (заполняется учителем)

Общее количество баллов __________

Подпись классного руководителя _________

                                                      4 Раздел

«Моя внеурочная деятельность»

Листок общественной активности

Поручение

Инициативность (до 2 баллов)

Ответственность

 (1 балл)

Качество (до 2 баллов)

Балл

Подпись

классного

руководителя

Общее количество баллов ___________

Подпись классного руководителя _________

                                          5  раздел Мои достижения

 (дипломы, грамоты, сертификаты и др.)

  1. Участие в олимпиадах.

№ п/п

Класс

Дата участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись учителя

  1. Участие в научно-практических конференциях.

№ п/п

Класс

Дата участия

Название работы

Уровень

Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.

Баллы

Подпись учителя

  1. Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.

№ п/п

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись классного руководителя

  1. Информация о спортивных достижениях

№ п/п

Класс

Дата участия

Наименование соревнований

Уровень

Дипломы, грамоты

Подпись учителя физической культуры

  1. Информация о занятиях в кружках и секциях.

№ п/п

Название курса

Место проведения

Подпись классного руководителя

Общее количество баллов ___________________

Подпись классного руководителя ___________

6 Раздел «Отзывы и пожелания»

Общее количество баллов ________

Подпись классного руководителя _________

Подпись учащегося _____________

Подпись директора

М.П.