Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в соответствии с ФГОС
статья на тему

Бородина Наталья Анатольевна

Использование современных научно обоснованных образовательных технологий является одним из актуальных вопросов совершенствования качества образования школы в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Бородина  Наталья Анатольевна,

 учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная    школа №3» Каргапольского района, Курганская область

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ      ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  

      Использование современных  научно обоснованных образовательных технологий  является одним из актуальных вопросов совершенствования качества образования школы в соответствии с ФГОС. Основа Стандарта – системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Понимая значение мотивации в процессе обучения, учитель должен   развивать  у учащихся интерес к учению, творчеству, к глубокому познанию предмета. Самым  важным из направлений развития современной школы в соответствии с ФГОС является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели.  Учитывая сказанное, очень важно для учителя организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно,  развивать воображение,  творческое мышление,  умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время.  Требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности каждого  ребенка,  с учётом здоровьесбережения на каждом  уроке.

         Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

 Исследовательские, проектные, информационно-коммуникативные умения (Государственные образовательные стандарты), обеспечивают  образовательные технологии, которыми должен владеть  в совершенстве каждый педагог. ФГОС уточнил в своём содержании  требования к учителю,  в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии; использовать технологии оценки; современные технологии проектирования образовательной среды. Что такое технология и чем она отличается от программы и методики?

      Программа — это документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения, т.е.  программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?».

      Технология - это путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода, т. е. инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология отвечает на вопрос «как делать?».

      Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);  объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

        Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;  обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;  четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Технологии : развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технология « дебаты»; технологию модульного и блочно- модульного обучения; лекционно – семинарско - зачетная система обучения технология развития «критического мышления»; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр ; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Информационно – коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; системы инновационной оценки « портфолио»;  технологию дистанционного обучения ; технология мастерских ; групповое обучение

Большое  распространение получили следующие образовательные технологии:  проблемного (эвристического) обучения;  уровневой дифференциации; коммуникативные технологии; игровые технологии; исследовательские технологии  (метод проектов, эксперимент, моделирование). Эффективные технологии преподавания позволяют педагогу достигать более высоких результатов обучения и воспитания,  в учебном процессе. Технологии создают условия для активной мотивации, собственной познавательной деятельности учащихся, мотивируют стремление ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха»,помогают развивать разви самоконтроль и взаимоконтроль, помогают рационально организовать весь учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход,  использовать ИКТ, Интернет – технологии. Каждый учитель понимает, что каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию -это  заслуга того учителя, который строит каждый  свой урок  с использованием современных технологий: проблемного обучения; групповой работы; технологии учебного диалога; технологии проектной деятельности; современных информационных технологии; здоровьесберегающих технологий. Использование современных обучающих технологий должно поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе, а уроки должны превратиться в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой. На уроках в начальной школе исключается  использование однотипных мыслительных операций, так как активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

        Применяя проблемное обучение, материал способствует  развитию у ребёнка ,умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате  намечаются способы  решения учебной задачи, устанавливается план действий (алгоритм), самостоятельно реализуемый учениками ,при минимальной помощи учителя. При этом происходит актуализация всего запаса имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; обеспечивает  всестороннее и активное использование приобретённых знаний.

          Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения, которая нравится  ученикам начальной школы. В самом начале обучения групповой работе наблюдается шум, медленный темп работы, неумение  обучающихся действовать совместно, но  затем  происходит понимание  правил взаимодействия в группе , поэтому групповая работа проходит при  активном «творческом шуме» с большой продуктивностью. Групповая работа-этопрежде всего частица инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, где  возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; меняется отношение к школе; растёт самокритичность учеников (точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют);  учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе. Наиболее «адаптированные» виды групповой работы в начальной школе: работа в парах; мозговой штурм; игра «Продолжи»; «снежный ком». В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Оценивается не только результат решения задачи, но и работа  группы.  «Учебный диалог» является неотъемлемым компонентом, внутреннего содержания личностно - ориентированной технологии обучения. Позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На уроках в начальной школе  групповая работа с использованием подводящего диалога   состоит из репродуктивных (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительных (на анализ, сравнение, обобщение) типы вопросов и заданий.  Обобщающий вопрос помогает обучающимся  правильно сформулировать тему  урока. «Подводящий диалог» даёт возможность быть разным точкам зрения учеников. Дети  активно, подбирая точные аргументы спорят,и  доказывают правильность своёго  мнения.     Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос. Говоря о проектной и исследовательской деятельности

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности в том что, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Причём оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

         Основными этапами проектной деятельности являются: а) определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; б) обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; в)выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; г)подготовка и защита презентации; д) анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

           Этапы научного исследования: а) формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; б) постановка цели и конкретных задач исследования; в) определение объекта и предмета исследования; г) выбор метода (методики) проведения исследования; д) описание процесса исследования; е) обсуждение результатов исследования; ж) формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

           

 Проектная деятельность помогает решать детям задачи связанные с окружающей действительностью, в процессе конкретной работы, координируя свои усилия с усилиями других детей, реализуя свой познавательный интерес. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Теоретические знания, полученные на уроке, это база  для самостоятельной оценки и исследовательской  работы, для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Учащиеся с большим интересом участвуют в такой работе. Совместная деятельность учащихся и родителей, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами,  с адекватным (знакомая младшим школьникам и значимая для них) выбором  темы, из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Среди проектов, вызвавших у учащихся начальных  классов познавательный интерес можно назвать исследовательскую работы: «Улицы посёлка Каргаполье», «Растения Курганской области», «Комнатные растения» ,  «Памятники  р.п.Каргаполье», «Музеи нашего посёлка», «Знаменитые люди р.п.Каргаполье», «Города Курганской области» и т.д. Учащиеся используют свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию и помощь родителей, интернета и т.д. Каждый учащийся  вовлечён в активный познавательный процесс. Вовлечённый в проектную деятельность (социально нормированную деятельность) ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Современные информационные технологии можно считать, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения, что дает возможность  учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, позволяют обеспечить, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Это относится к использованию мультимедиа, компьютеров, планшетов и т.д.  Соответственно, смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, которая зачастую происходит очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами, происходит без проблем.

В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Функцией тестирования является функция контроля. Все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается полностью субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Электронное тестирование определяет уровень развития ребенка по каждому навыку. Компьютерные обучающие игры, отслеживание результатов учебной деятельности учащихся, использование  компьютера на уроках как средство ИТСО ,позволяет показать всё в движении, проанализировать события, поставить определённые проблемы, организовать совместную деятельность учителя и учащихся, при котором можно управлять учебным процессом. Учитель отслеживает динамику развития класса и индивидуально каждого ученика, при необходимости вносит коррективы в учебный процесс. Говоря о самостоятельной ,индивидуальной работе, необходимо знать что, необходимы: специальные дидактические пособия( задания разной трудности ), ученик продвигается своим темпом, не связан с классом и рассчитывает на собственные силы; задания могут как обязательные и как выбранные добровольно(демократизация обучения) .

         Одним из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагоги, психологи считают индивидуальный подход в обучении школьников, где формы и способы дифференсации основываются на принципах индивидуального дозировании, а именно на продуманной и методически обоснованной учебной нагрузке, на определении уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований в соответствии с индивидуальными возможностями.  Говоря о процессе обучения учителю, недостаточно лишь обозначить  школьные факторы риска, необходимо, указать на способы их устранения. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения обучающихся.

         Новый уровень проектирования учебного процесса, направленного на реализацию качественно новой, личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, служит качественному развитию школьника,  его творческих способностей, интереса к познанию нового, формированию желания и умения учиться, воспитанию нравственных и эстетических чувств, освоению системы знаний, умений, охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохранению и поддержке индивидуальности ребёнка возможен лишь при условии: если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

                                               Литература.

1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка - М., Знания,1980.

2.Безруких М.М., СонькинаВ.Д., Методические рекомендации:      здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.-М.:Триада-фарм.-2002.

3. Менчинская  Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.М.:Вентана-Граф,2008.-112с.-(Педагогическая мастерская).

4. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.-М.:Народное образование,1998.

5. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону:феникс,2007.-285 с.

6. Цукерман Г.А., Суховерина  Ю.И.Как младшие школьники становятся субьектами учебной деятельности?( Три года лонгитюдного исследования).- Психологическая наука и образование, №1,2000.

7. Щукина Г.И.» Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.,Просвещение.-220с.

 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)