Выступление "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников"
статья на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svete_pered.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

        Российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально - экономическими преобразованиями. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём  заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

       Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели образования.

       В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева  группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской и другими. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться.

Необходимость развития  УУД заключается в том, что позволяет школьнику проявлять себя как личность творческая, готовая решать жизненные проблемы, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике.

      Формирование универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности.

     По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание…»

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим.

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Научно-методическая новизна заключается в создании  системы формирования УУД  через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

           На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема "Организация исследовательской деятельности". С 2008 года перешла на обучение по развивающей программе "Школа 2100". Учебная программа построена так, что исследовательский метод обучения присутствует на каждом уроке. Поэтому, за время работы по данной теме сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

 Начиная с 1 класса на уроках использую специальные игры и задания,  которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка.

 В 1 классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать, знакомиться с приёмами рефлексии и самоконтроля.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               В процессе работы по образовательной программе «Школа 2100» на уроках математики мною были определены следующие задачи:

1)      определить причины трудностей, которые испытывают дети при выполнении заданий исследовательского характера;

2)      систематизировать задания исследовательского характера                                                                                                           и апробировать их в самостоятельной практической деятельности.

         Так, например, в структуру урока  включаю небольшие по объему работы, которые предлагаю отдельным группам учеников. Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а также задаваться на дом.      

        На этапе открытия новых знаний  часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

На этапе закрепления материала  использую логические задачи, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а также решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, работа с линейными и столбчатыми диаграммами.

         Во 2 классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

         Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняются следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ, составь рассказ от имени другого персонажа.

          Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. На уроках предлагаю следующие задания: задай вопрос  своему соседу по парте, угадай, о чём спросили. Ученик, вышедший к доске получает карточку с вопросом. Не читая вопрос вслух, он громко отвечает на него. Всем остальным нужно догадаться, какой был вопрос.

          Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. На уроках окружающего мира провожу с детьми разные опыты и эксперименты.  

         С 3 класса начинается обучение коммуникативному исследованию по плану: выявление проблемы, постановка цели, отбор материала, соотнесение собранного материала с темой и целью .

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделить главное в материале, подготовить доклад.

         Отрабатывая успешность исследовательской работы, её выводов и заключений, учу учеников правильно организовать свою работу. Это может быть работа как индивидуальная, так и групповая.  

На конкурсном уроке по теме "Пётр Великий"  использовала проблемно -диалогическую технологию, которая была реализована в следующих видах деятельности: учебной и учебно - исследовательской. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая. На этом уроке формировались метапредметные умения ( умение планировать свою деятельность, работать с разными источниками информации, работать в группе: сотрудничать с товарищами, слушать и слышать товарища, осуществлять самоконтроль и контроль) и планируемые результаты: предметные (умение систематизировать и углублять знания по теме, умение читать историческую карту)    

         Исследовательская деятельность, организованная на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу.

       В нашей школе стало традицией проведение  научно - практической конференции "Шаг в будущее". Ребята моего класса ежегодно принимают участие не только в школьной конференции, но и в муниципальной, республиканской. Участие детей в этих конференциях является итогом их и моей работы.

        Второй год  веду учебный курс "Учусь создавать проект". На таких занятиях мы учимся работать над проектом и умением их представлять.

В этом году мы познакомились с понятием "постер". Постер – это стендовый вариант представления проекта. Ребята создали свои мини - постеры. Также мы с ребятами проводим практические занятия "Играем в учёных"-делаем опыты, знакомимся с первыми шагами в науке. Так, на одном из таких занятий учащийся сделал макет вулкана и провёл опыт "Возрождение вулкана", защищая свой проект.      

        В своей работе также активно использую экскурсии как вид исследовательской деятельности. Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяю приобретению учащимися различных специальных навыков и умений, наблюдать природу, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности.

        Результативность деятельности класса подтверждают психологические исследования психологом школы при диагностике с 1 по 3 класс. В настоящий момент в 3 классе мотивация к учению сформирована на хорошем уровне. С 42% в конце 1 класса до 61% в 3 классе. Изменились показатели сформированности УУД. Результаты вы можете посмотреть на слайде. Таким образом, результаты развития класса к настоящему моменту выше среднего. Кроме того результаты диагностики показывают, что уровень самостоятельности, организационных и коммуникативных умений значительно вырос.

        Опытом своей работы  охотно делюсь с коллегами. Мои публикации размещены на сайтах: нс портал, нуми, школьник ру. Мною были проведены следующие открытые уроки и внеурочные занятия. Темы уроков представлены на слайде. Неоднократно выступала на семинарах, конференциях различного уровня.

        Работая в данном направлении могу отметить повышение плотности урока, появление широких возможностей для осуществления индивидуального подхода, рост уровня обученности и воспитанности класса, социальное партнёрство, профессиональный рост в результате работы.

       Таким образом, приобщение к учебно - исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как - это лучший способ формирования универсальных учебных действий.

      Своё выступление я хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:

                             В душе каждого ребенка

                        Есть невидимые струны.

                        Если тронуть их умелой рукой,

                        Они красиво зазвучат.

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...

Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников

Статья"Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников "...

«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников»

В докладе рассказывается как органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс.  Основой  решения данной проблемы является обучение на основе организации исследоват...

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В рамках работы в ШМО мне было поручено обобщить свой опыт по внедрению требований ФГОС по формированию УУД у младших школьников. В данной статье я предлагаю один из приёмов исследовательской работы н...

Исследовательская деятельность, как одно из условий формирования УУД младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Доклад на МО на тему "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников"...