Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
рабочая программа на тему

Анисимова Инна Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

4. Календарно-тематическое  планирование программы внеурочной деятельности «Я живу в России» 1-4 класс

(1 класс, 33 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся)

Дата

План

Факт

«Я и я» (4 ч)

1-2

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства

3-4

Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек)

“Я и семья”(6 ч)

5-6

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.

формировать уважение к членам семьи; формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье

7

В чем я должен им помочь?

8-9

Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок)   

10

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.  (Конкурс рисунков)   

“Я и культура”(5 ч)

11

Дары природы. (Конкурс подделок из природных материалов)

формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

12-13

История моего города.  (Экскурсия в музей)

14

Откуда пришли елочные игрушки.

15

Встречаем Масленицу.  

“Я и школа”(8 ч)

16-19

Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе.

формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы

20-22

Школа вежливости.

23

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс.

“Я и мое Отечество”(6 ч)

24

Мои права и обязанности.

развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

25-26

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток)

27-28

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен)

29

С чего начинается Родина?

“Я и планета”(4 ч)

30-31

Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков)

воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

32

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

33

В гости к зеленой аптеке.  (Экскурсия)

(2 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся)

Дата

План

Факт

«Я и я» (4 ч)

1-2

Я – ученик. Мой портфель.

воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах

3-4

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. (Изготавливаем брошюру «Подвижные игры»)

“Я и семья”(5 ч)

5

Я помощник в своей семье.

формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье

6-7

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. (Конкурс сочинений)

8

Мама, папа, я – дружная семья. (Конкурс рисунков)

9

Здесь живет моя семья.

“Я и культура”(4 ч)

10-11

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города (Экскурсия)

воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина  

12

Что посеешь, то и пожнешь.

13

Широкая Масленица.        

“Я и школа”(6 ч)

14-15

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.  

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы

16

Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. (Трудовой десант)

17

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

18-19

По каким правилам мы живем в школе? (Конкурс сочинений) 

“Я и мое Отечество”(9 ч)

20-21

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

22

Мы и наши права.  

23-24

Мой любимый город. Наш город.

О чем шепчут названия улиц родного города.     (Экскурсия в музей)

25-26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

27-28

Герои Советского союза – наши земляки.

Открытка ветерану. (Изготовление поздравительной открытки)

“Я и планета”(6 ч)

29-30

Знай и люби свой край.

воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

31-32

Экология нашего города. День добрых волшебников.

33-34

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

(3 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся)

Дата

План

Факт

«Я и я» (5 ч)

1-2

Кому нужна моя помощь?

Кто что любит и умеет делать.

формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

3-5

Мы все такие разные.

Для чего я рожден? Быть человеком!

“Я и семья”(6 ч)

6

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. (Конкурс сочинений)

 формировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

формировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

7-8

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. (Конкурс рисунков)

9

У моих родителей – золотые руки.  

10

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! (Конкурс рисунков)

11

Пожилые люди – мудрые люди.

“Я и культура”(5 ч)

12

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности

   

13

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.     (Экскурсия)

14-15

Мои любимые книги. Дети войны.

16

Новогодние зарисовки.

“Я и школа”(5 ч)

17-18

Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем. (Конкурс сочинений)

воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

19

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

20-21

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. (Выставка подделок. Трудовой десант) 

“Я и мое Отечество”(9ч)

22-23

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства.

развивать общественную активность обучающихся;

воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

24-26

Город, в котором я живу. (Конкурс рисунков, стихов)

27-28

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. (Изготовление открыток)

29-30

О подвигах женщин в военное время. (Конкурс стихов) 

“Я и планета”(4 ч)

31-32

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

33-34

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.

(4 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся)

Дата

План

Факт

«Я и я» (5 ч)

1-2

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Тест «Познай себя».

формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

3-5

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов. (Конкурс на лучшее письмо)

“Я и семья”(5 ч)

6-7

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел. (Конкурс песен)

 формировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

формировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

8-9

Забота о родителях – дело совести каждого.

10

Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.    (Мини-проект)  

“Я и культура”(5 ч)

11

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности

   

12

О красоте, моде и хорошем вкусе.

13

Музыкальные превращения.

14

Как встречают Новый год в разных странах.

15

Масленица. (Конкурс на лучший рецепт блинов)

“Я и школа”(2 ч)

16

Продолжаем изучать Школьный Устав.

воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

17

Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. (Конкурс рисунков, сочинений)

“Я и мое Отечество”(9ч)

18-19

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

развивать общественную активность обучающихся;

воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

20

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

21-22

От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. (Конкурс сочинений)

23-24

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. (Оформление альбома)

25-26

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. (Мини-проект)

“Я и планета”(8 ч)

27-28

В ответе за тех, кого приучили.

воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

29

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. (Изготовление кормушек)

30

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

31

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

32-33

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.

34

Я – житель планеты Земля. Берегите природу. (Конкурс экологических сказок)



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

 средняя общеобразовательная школа № 29

Рассмотрено на МО                       Согласовано на МС                    «Утверждаю»

протокол № ______                        протокол № ______              директор МАОУ СОШ № 29

от_______________                        от_______________               ____________Л.Н.Соколова

рук.МО__________                        зам.директора.по УВР           ___________________2015г.

_________________                        __________________

( Е.А. Полюшко)                              ( Л.А. Цулаия)

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Я живу в России»

(базовый уровень, 1-4 класс)

                                               Учитель начальных классов: Анисимова И. Е.

                                                       (соответствие занимаемой должности)

Программа внеурочной деятельности для 1-4 -го классов

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа внеурочной деятельности “Я  живу в России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

 

  1. Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Программа “Я  живу в  России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.  Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.

1.2. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Я живу в России» будет изучаться с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33 часа- 1 клас,34 часа 2-4 классы). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.

1.3. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

2.1.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является сформированность следующих умений.

  •      Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

3. Содержание курса

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы
  • возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа 

“Я и я” (4 ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек.

“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.    

Конкурсы рисунков, сказок, стихов.

“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы.

История моего города.  

Откуда пришли елочные игрушки.

Встречаем Масленицу.  

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.  

“Я и школа”(8 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе.

Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс.

“Я и мое Отечество”(6 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка праздничных открыток и подделок к Дню Победы.

“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии.

 

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик.

Мой портфель.

Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов.

 Собираем коллекцию подвижных игр.

“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением.

 Мама, папа, я – дружная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи, вернисажи.

“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе.

Я люблю свою школу.

Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

По каким правилам мы живем в школе?

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город.

О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Герои Советского союза – наши земляки.

Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь?

Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные.

Для чего я рожден? Быть человеком!

“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Моя семья – моя радость.

У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!

Пожилые люди – мудрые люди.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.

“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны.

Новогодние зарисовки.

Экскурсии.

4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Трудовой десант.

“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства.

Город, в котором я живу.

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии.

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо.

“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.      

Конкурсы песен. Мини – проект.     

.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения.

Как встречают Новый год в разных странах.

Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

“Я и школа”(2ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений.

“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты. Оформление альбома.

“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я – житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок.

5. Перечень учебно-методического  и материально технического обеспечения образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Я живу в России» в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2)  географические и исторические карты;

3) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

6. Список литературы

1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.

2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. –  Ростов н/Д: Феникс, 2009. –  283 с.

2. Государственные символы Российской Федерации http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html (дата обращения 06.06.2015)

3.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.

4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.

5. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.

6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.

7. Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 06.06.2015)

8.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.

9. Рабочая программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению в начальной школе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/12/19/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po (дата обращения 06.06.2015)

10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28 с.

11. Федеральный базисный учебный план https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ed.gov.ru%2Fob-edu%2Fnoc%2Frub%2Fstandart%2Fbup%2F&ei=kxVzVcXDGMmqywO5u4HYCg&usg=AFQjCNFr50_zzIRSiZZAYMmC6ACYWFe4wg&bvm=bv.95039771,d.bGQ (дата обращения 06.06.2015)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 05.06.2015)

13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 06.06.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьник...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Я - гражданин России"

Рабочая программ внеурочной деятельности " Я - гражданин России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настояще...