"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ"
учебно-методический материал на тему

ШИШЛОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

В ДАННОЙ РАБОТЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.
      Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается  ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Актуальность использования средств ИКТ

 (информационно – коммуникационных технологий):

     Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.

     Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.

     Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.

     Возможность выполнения развивающих заданий в процессе урока.

     Объективность оценивания знаний и уменийВ современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.

Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):

Презентация выступления.

Компьютер, ноутбуки.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Методическое использование ИКТ: обучающие, демонстрационные, контролирующие.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Возможности ИКТ:
1)  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
    Благодаря использованию  ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
       Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные
принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

         Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.            (Санитарные правила и нормы).

В ИКТ можно выделить особое направление - интерактивные технологии, основанное на использовании в образовательном процессе 
• интерактивных досок, 
• интерактивного многопользовательского обучающего центра SMART Table, 

,
• интерактивной системы опросов SMART Response, 
• беспроводного планшета SMART Slate™

ФИЛЬМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ.
     В учебном процессе это новый подход построения образовательного пространства. 
Современные ИКТ позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. 
      Проводя уроки с использованием 
интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Тактильный контроль и визуализация материала вовлекает учеников в образовательный процесс, что позволяет им легче усваивать уроки. 
     Свой урок можно моделировать вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.  Поистине новым и необычным является первый в мире 
интерактивный многопользовательский обучающий центр SMART Table, созданный SMART Technologies специально для учеников младших классов. Multitouch-технология SMART Table позволяет нескольким ученикам выбирать и двигать различные объекты, группировать слова по теме, составлять головоломки, создавать человека из отдельных частей тела, рисуют и подписывают одновременно фотографии. 

     SMART Table является замечательным дополнением к интерактивной доске SMART Board при оптимизации процесса обучения для всего класса или групп. Например, при проведении урока вы сначала можете обрисовать понятие на интерактивной доске, а потом закрепить материал за работой на интерактивном центре SMART Table. К примеру, закрепите материал урока окружающего мира, который вы объясняли на интерактивной доске, с помощью группового задания с использованием карт на SMART Table.

     Экран SMART Table можно проецировать на интерактивную доску, чтобы его содержимое мог видеть весь класс.
    
SMART Table имеет набор стандартных приложений: 
1. Функция выбора – ученики отвечают на поставленный вопрос, перемещая свой ответ на центральную картинку. 
2. определяют части схемы, передвигая метки в правую часть стола. 
3. распределяют отдельные элементы по группам. 
4. Рисование – выбирают цвет и стиль и рисуют при помощи своих пальцев. 
5. могут передвигать и менять размер фотографий и видео. 
6. Сложение – вместе решают математические задачи. 
7. Головоломка – вместе решают головоломки, собирают пазлы. 
8. Сложение плюс – сортируют математические объекты по группам. 
    Данные приложения позволяют создать урок на определённую тему. 

Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Я хочу представить этапы современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы с применением ноутбуков, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. 

Мобильный класс на основе ноутбуков обладает большим дидактическим потенциалом, обеспечивающим повышение качества образования на основе применения информационных и коммуникационных технологий. Являясь одновременно вычислительным, демонстрационным и коммуникационным средством, ноутбуки обеспечивают реализацию "золотого правила дидактики” ( как говорил великий педагог Ян Амос Коменский: «Наглядность – золотое правило дидактики») и удовлетворение информационных потребностей обучающегося и учителя.

 Вот главные факторы дидактического потенциала ноутбуков:

· открытость образовательного пространства;

· осознание ребенком субъективного характера собственной деятельности;

· интерактивный характер электронных дидактических средств, используемых в образовательном процессе;

· интеграция всех видов информационного воздействия учебного материала на ребенка;

· индивидуализация учебно-познавательной деятельности ребенка

· повышение эстетики дидактических средств и эмоциональной комфортности образовательного процесса для ребенка.

Работа в среде мобильного класса на основе ноутбуков  обеспечивает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Общение с компьютером позволяет ученику самостоятельно ставить перед собой учебные цели и оценивать свою деятельность.

Использовать информационные технологии можно  на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

2. Практическая часть. Работа по группам.

ВКЛЮЧЕНИЕ НОУТБУКА.

Мы начинали с самого простого: использование ноутбуков на уроках чтения: ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Затем постепенно распространили эту практику и на другие предметы.

РУССКИЙ ЯЗЫК – на этапе «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении самостоятельных работ на ноутбуках не боятся допустить ошибку. А обычно они стараются скрыть свои результаты, замыкаются. Но на компьютере им не страшно их демонстрировать, они спокойнее воспринимают работу над ошибками и рабочий потенциал намного выше, чем при проведении занятий в традиционной форме.

Математика - на этапе «Открытие нового знания»

Еще один положительный момент программы «1 ученик: 1 компьютер», который особенно хорош именно при реализации в начальной школе, заключается в реальной возможности каждому освоить работу с ноутбуком. Учителя могут проследить выполнение задания каждым ребенком, скорректировать отставания, поддержать интерес хорошо успевающего ученика. Именно здесь мы видим реальный личностно-ориентированный подход в обучении. И это возможно не только на уроках математики, а на любом предмете.

 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – на этапе «Закрепления знаний».

Появление ноутбуков способствует значительному увеличению интереса к учебе со стороны учащихся. Их привлекает возможность самостоятельно еще раз просмотреть материал, изучаемый на уроке или уже пройденный, выполнить задание и тут же получить независимую оценку, увидеть и проанализировать неверные ответы. И еще самый главный момент - на уроке царит спокойная рабочая атмосфера, все заняты делом!

На уроках мною используются различные возможности работы в сети Интернет. 

Заключение.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

  Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

 повышает качество знаний

 продвигает ребенка в общем развитии

 помогает преодолеть трудности

 вносит радость в жизнь ребенка

 позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

 создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей  ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям  времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...

« Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельност...