Ребенок с ОВЗ в школе
статья на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_s_ovz_v_shkole.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет, О необходимости введения инклюзивного образования детей уже никто не спорит. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

   Цель деятельности учителя начальных классов, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

  Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает следующие  задачи:

  1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса: а именно:

 —организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

 —создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого обучающегося;

 — формирование у детей позитивной, социально -направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

 — адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

 — адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

  1. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возмож ностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

 — организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

 — использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

  1. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

 — привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра,  общественных организаций;

  — организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

  1. Обязательное повышение профессиональной компетенции

Этой цели и задачам мы следуем в своей деятельности. Каким образом? Реализовывать инклюзивную практику нам пришлось в этом учебном году.

Ребенку 4 класса по состоянию здоровья  было предписано надомное обучение. Медиками выявлены проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Перед нами стояла задача разработать индивидуальный образовательный план. Следуя порядку деятельности учителя по разработке индивидуального образовательного плана,

1) провели беседу с родителями. Выяснили отношение к требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами. Родители настояли на том, что ребенок по возможности будет посещать школу;

  1. оговорены регламент посещения, расписание индивидуальных занятий и занятий в классе;
  2. обсудили систему сопровождения ребенка до школы;
  3. определили стратегии по выстраиванию отношений сотрудничества и взаимодействия с родителями, и с психологической службой школы;
  4. Т.к ребенок не новичок, он 3 года обучался в этом классе, поэтому  диагностирование возможностей в сфере освоения образовательной программы не потребовалось;
  5. провели анализ образовательной программы с целью выявления наиболее важных, существенных дидактических единиц и универсальных учебных действий, обязательных для освоения;
  6. составили календарно-тематическое планирование;
  7. Постарались создать условия с учетом индивидуальных возможностей.

      А именно: в классе (по возможности) устранили препятствия и барьеры. Увеличили проходы между партами, чтобы не было ограничено передвижение по классу,  рабочее место ребенка на первой парте 3 ряда, это обеспечивает свободный подход к парте и к доске, есть место для костылей.

  Для снятия напряжения ребенку разрешаем занять на какое-то время удобное для него положение, работать стоя, поменять рабочее место, походить по классу, выйти в игровую зону ( В идеале, эта зона предполагает не только место для игр, а также место, где дети могут отдохнуть, полежать, уединиться за ширмой, в палатке, расслабиться, почитать любимую книгу) .

10. Самое трудное - включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками, когда он впервые появился в классе на костылях. 

 Хорошо то, что ребенок не новичок, он появился среди знакомых ему детей, в том же коллективе. Но дети разные и для подстраховки и облегчения адаптации  необходимо было определить тактику включения ребенка в образовательный процесс, способствующую снижению тревожности ребенка с ОВЗ и его родителей.

С этой целью проводились:

   а)  предварительные беседы с классом, в ходе которых классный руководитель объяснял, почему  ребенок отличается от них. Рассказывали, что ему трудно, чем ему можно помочь;

  б) тематический классный час с обсуждением литературных произведений, где героями являются дети с ОВЗ;

   в)    с детьми были разработаны и приняты законы класса;

   г)    для ребенка на занятиях создавались ситуации успеха;

   Д) возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься помогло участие ребенка во внеклассных мероприятиях;

И, кроме того, всем известно, что в начальной школе отношение к тому или иному ученику у одноклассников формируется в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к ребенку, не старается выделить его из всех детей, организует взаимодействие на уроке и перемене,

в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации всех детей.

Проведенные мероприятия позволили ученику безболезненно адаптироваться, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

В данный момент ребенок успешен, комфортно чувствует себя в классном коллективе, дети оказывают посильную помощь, повысилась успеваемость.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени выраженности. Они такие же граждане Российской Федерации и имеют одинаковые со всеми остальными россиянами права. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют поддержки со стороны других людей. 

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее.

Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И в этом мы можем им помочь…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.Под психологической готовностью к школьн...

Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе, на что обратить внимание?

Здравствуйте, уважаемые родители! Вот уже почти 9 лет я работаю с незрячими учащимися.  Обучение  таких детей происходит по общеобразовательной программе, используются такие же учебники, ка...

Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

Помощь, которую может оказать семья будущему первокласснику....

Ваш ребенок впервые идет в школу.

Этот материал для родителей и для учителей. которые выступают перед родителями будущих первоклассников....

Готовность ребенка к обучению в школе

Предлагаемый материал дает возможность родителям  определить уровень готовности ребенка к обучению в первом классе  и  дать учителю более полную информацию об особенностях своего ребенк...