Самообразование по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС» Обобщение опыта.
материал на тему

Павловец Валентина Ивановна

      Универсальный характер учебных действий проявляется в том,  что они носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного,  личностного и познавательного  развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного  процесса; лежат в основе организации и регуляции  любой деятельности  учащегося, независимо от её специально-предметного содержания.  Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.                                                                                                           Овладение  УУД  даёт  учащимся  возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования  умения учиться.  Эта возможность обеспечивается тем,  что  УУД – это обобщённые  действия,  порождающие мотивацию к обучению  и позволяющие учащимся  ориентироваться в различных предметных областях  познания.   Сегодня  УУД  придаётся  огромное  значение.    Это  совокупность  способов действий обучающегося,  которая обеспечивает его способность  к  самостоятельному усвоению  новых знаний,  включая и организацию  самого   процесса  усвоения.                                                                 УУД – это  навыки,  которые надо  закладывать в начальной школе  на  всех  уроках.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_uud.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Формирование УУД в рамках реализации ФГОС»

Цель:способствовать формированию УУД  через внедрение различных образовательных технологий

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; 
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся. 
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; 
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности; 
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. 

В  основных  требованиях к результатам  освоения  основной образовательной  программы  начального общего образования, установленных Федеральным  государственным  образовательным стандартом, выделяются универсальные  учебные  действия (УУД) , на формирование которых обращается особое внимание. Цель ФГОС: раскрытие способностей  каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире.   Для  успешного решения поставленной задачи  необходим переход от обучения как преподнесения  системы  знаний  к работе  над заданиями с целью выработки  определённых решений;  от  освоения  отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества  учителя и учащихся в ходе овладения  знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели  является формирование у школьников учебных действий.                                                                                                Учебные действия -  составная часть учебной деятельности.  УУД – это действия  разнообразного  назначения, необходимые в её организации и осуществлении  учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью, умениями.

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. В её основе лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных  задач в изменённых условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.   Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач.

По своей сути термин универсальные учебные действия является психологическим. Применительно к педагогике мы сказали бы,  что речь должна идти о формировании общих учебных умений и навыков.  

       Функции универсальных учебных действий:                                                            - обеспечение возможностей учащегося  самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения., контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;          - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.    

      Универсальный характер учебных действий проявляется в том,  что они носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного,  личностного и познавательного  развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного  процесса; лежат в основе организации и регуляции  любой деятельности  учащегося, независимо от её специально-предметного содержания.  Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.                                                                                                           Овладение  УУД  даёт  учащимся  возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования  умения учиться.  Эта возможность обеспечивается тем,  что  УУД – это обобщённые  действия,  порождающие мотивацию к обучению  и позволяющие учащимся  ориентироваться в различных предметных областях  познания.   Сегодня  УУД  придаётся  огромное  значение.    Это  совокупность  способов действий обучающегося,  которая обеспечивает его способность  к  самостоятельному усвоению  новых знаний,  включая и организацию  самого   процесса  усвоения.                                                                 УУД – это  навыки,  которые надо  закладывать в начальной школе  на  всех  уроках.   Реализация деятельностного  подхода в образовании осуществляется в ходе решения задач:                                                                                                                             -определение основных результатов обучения и воспитания;                                                 -построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в предметных областях;                                                                  - определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;                                                                         - выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности УУД;                                                                                                - определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД;                                                                           - разработка системы типовых задач для диагностики сформированности  УУД на каждом этапе образовательного процесса;                                                                     - разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении,  обеспечивающем формирование УУД.                                                                                  В  составе   основных видов УУД,  соответствующих ключевым целям общего образования,  можно  выделить  четыре блока:   1) личностный;   2) регулятивный (включающий действия саморегуляции);  3)познавательный; 4) коммуникативный.                                                           Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД      можно в практической деятельности учителя                                                       Познавательные  учебные действия включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы  и   связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определённой ступени образовательного процесса.  Речь идёт про умения:                                                     -правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров,   в соответствии с целями и задачами;                                                                                                      -овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;        -выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии  с содержанием конкретного  учебного предмета;                                                              -использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;            -использовать знаково-символические средства представления информации объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;                                              -находить способы решения проблем творческого и поискового характера.  

      В   познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия,  включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.   Одно  из  важнейших  умений,  которые формируются  при освоении  УУД – правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов  информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.                              

        Задание 1.Например.учащимся предлагается прочитать текст М.Пришвина  «Ребята и утята».  

             Фактуальная информация в тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (ребят,  утят, автора),  места действия, время действия.  

       Подтекстовая информация  не описывается  в тексте,  но по действию, словам героев, их поступкам  можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл.  Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить детей уже в начальной школе.   Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: « В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду (мать заботливая,  переживает за жизнь своих утят).  Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками.(утята беспомощные)».

        Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора.  Основная  мысль  произведения содержится в этой информации.                                

         Чтобы  развивать у младших школьников  умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию,  изложенную на страницах учебников,  можно предложить выполнить задание,  формирующее  умение  анализировать текст и вычленять нужную  информацию.   Можно предложить  задание ,  формирующее  умение   анализировать  текст  и находить   нужную информацию.                                                                              Задание2.   Сравни  фотографии (кастрюля и  чугунок) и  подпиши  их.  Заполни  таблицу,  записав  признаки  сходства и различия.      При  обсуждении  важно  выяснить,  в  чём   состоят  сходства  и  различия  предметов,  но  и  вычленить,  на  каком  основании  в  каждом  случае  проводилось  сравнение ( по способу подведения  энергии,  по   материалам,  из  которых  изготовлены  предметы, и т. д ).   Сравни  фотографии  и  подпиши  их (дана фотография предметов).

Сходство

Различие

1.

1.

2.

2.

                                 Следующее задание  формирует  умение выявлять особенности объектов,  явлений действительности,   а  также   причинно- следственные связи.                                         Задание3. Определи,   кто  в  какой   зоне  обитает.                                                     1.Белый  медведь                                              Тундра                                             2.Северные  олени                                             Леса                                                  3.Рысь                                                               Зона арктических пустынь                          Следующее задание  направлено  на  формирование  умения  использовать  знаково- символические  средства  представления  информации  для  создания  моделей изучаемых  объектов  и  процессов,  схем  решения  учебных  и  практических  задач.   Задание 4.  В  гостинице  каждый  месяц  снимают  номера.  Чтобы вести учёт   в  таблицу вносилось  ежедневно     количество заселённых   номеров.   По  заданной  таблице начато  построение  диаграммы.  Помоги достроить  диаграмму.  

Количество номеров

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сен

тябрь

октя

брь

ноя

брь

дека

брь

1-местные

25

20

20

15

25

30

35

25

10

25

20

15

2-местные

30

10

15

10

15

20

25

20

15

15

15

10

     Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать её из схем, таблиц, графиков и диаграмм.                                                                        

 Регулятивные  действия обеспечивают возможность    управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.                                                                                                               Регулятивные  учебные  действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат.  Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе умений:                                                                                                             -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её существования (одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД)                                                                                                          -  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять  наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                    - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                                       - определять общую цель и пути  её достижения;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                                                                                               Предлагается  задание,  направленное  на формирование этого умения.            Задание 5.  Тебе необходимо объяснить  деление многозначного числа на однозначное.  Составь план  своих  действий.                                                                  Задание 5  направлено на  формирование умений  планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Ученики учатся оценивать результат,  соотносить его с целью в ходе анализа не своей деятельности, а работы незнакомого ученика  (Иванова Пети),  что снимает эмоционально-субъективный компонент.  Приобретённые умения  могут быть использованы учениками  при  анализе  собственной работы, выявлении причин неуспеха.                                                                                                                Задание 6. Ученик Иванов Петя  выполнял упражнение:  «Вставь  пропущенные  орфограммы. Прежде чем начать  выполнение  упражнения,  вспомни  правописание  безударных  гласных в корне и гласных после шипящих».                                                                                                  Текст,  данный  Пете.                                                                                              Заря осв.тила восточный край леса. Ушла н.чная  тьма,  и проснулись  певчие птицы. Взошло  солнышко. Над д.линой в облаках запел жаворонок. На листьях бл.стели р.синки. Над  цв.тами круж.лись з.л.тые пчёлки. Они пили сладкий цв.точный мёд. На п.ньке клубком л.жал уж. В в.де вес.ло играли рыбки.                                          Работа  Пети:                                                                                                                    Заря осветила восточный край леса. Ушла ночная  тьма,  и проснулись  певчие птицы. Взошло  солнышко. Над далиной в облаках запел                                                   Оцени работу Пети.  Для этого  выясни:  1) сколько  пропущенных орфограмм верно поставил  Петя:    из   ;  2) сколько безударных гласных Петя  написал правильно:        из    ;   3) сколько гласных  после шипящих Петя написал правильно:      и      ;         Дай  общую оценку работы Пети (подчеркни нужное):                                                 1) Петя умеет  проверять  безударные гласные:                                                             -полностью правильно;                                                                                                 -частично правильно ( с ошибками);                                                                              -полностью неправильно.                                                                                               2) Петя умеет проверять правописание  гласных после шипящих:                                  - полностью правильно;                                                                                                     -частично правильно ( с ошибками);                                                                                - полностью  неправильно.                                                                                                      Задание 7,  формирующее  умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности  и  способность  конструктивно  действовать  в ситуациях неуспеха, может быть продолжением задания 6.  Учащимся  предлагается проанализировать причины неправильнеого выполнения  задания Петей,  отвечая на поставленные вопросы: « Что нужно сделать Пете,  чтобы он не допускал ошибок в работе?   Какие бы упражнения  ты  предложил Пете,  чтобы в следующий  раз он не допустил ошибок?»                                                                                                                     Можно предложить  учащимся  задание 8,  формирующее   умение   определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  Задание 8. Представь ситуацию: ученики выставили на школьной  ярмарке   мягкие игрушки  собственного  изготовления.  Все  игрушки  раскупались,  а  их –  никто не брал.                                                                                                                           Какую бы цель ты поставил перед собой на месте учеников?   Выбери один вариант ответа.                                                                                                                        а) Не обращать внимания, может быть, игрушки ещё купят.                                          б) Переделать   игрушки и снова выставить на продажу.                                               в) Выяснить причину, по которой  не  покупают  игрушки  и  устранить её.            г)Снять с продажи  игрушки.                                                                                          д) Больше никогда  не   заниматься этим делом.                                                           Коммуникативные  универсальные  действия  обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать  и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироватьсяв группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.                                                                                        Коммуникативные учебные действия связаны с формированием умений:                    -строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;                                                                          - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;                             - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;            - готовить выступления и выступать с аудио-, видео- и графическим  сопровождением; - соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;                        - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  Коммуникативные  УУД необходимы как в школьной,  так и в повседневной жизни, при решении  различных проблем.  Формируя  коммуникативные  УУД,  целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы.   Можно    выполнить  задание,  которое формирует не только коммуникативные, но и регулятивные  УУД.                                                                                                       Задание 9.  Представьте,  что ваш класс  собирается в поход.   Ты – командир отряда. В  вашем  отряде есть ученик,  который не хочет идти в поход.  Попробуй с   помощью диалога( вставь вместо троеточия свои слова)  убедить его,  что  ему будет полезно и интересно сходить в поход.                                                                                              -    …                                                                                                                                        - Как – то неохота.                                                                                                         -    …                                                                                                                                     -А зачем это  надо – то?                                                                                                   -    …                                                                                                                                     -Это и всё?                                                                                                                         -   …                                                                                                                                       - Это  зачем  идти в поход?                                                                                                                     -  …                                                                                                                                  - Так не  хочется.                                                                                                                -   …                                                                                                                                            -Я   никогда не ходил в поход.  Ладно,  я  попробую  сходить в поход,  поверю  тебе, что  мне  это  пригодится.  

     Коммуникативные  УУД  чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся. Целесообразно давать групповые задания.  Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Чаще всего работа в группах проходит как мини-проект (тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого  раздела.  При подготовке мини-проекта главное – научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы.  На первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам  распределить роли.  

    Развитие  УУД – очень важная и нужная задача.   Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку,  но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.                              Учитель  должен учитывать  взаимосвязь уровня сформированности  УУД  со следующими показателями:                                                                                          - состояние здоровья детей;                                                                                          - успеваемость по основным предметам;                                                                        -уровень развития речи;                                                                                               -степень владения русским языком;                                                                              -умение слушать и слышать учителя,  задавать  вопросы;                                                    -стремление принимать и решать учебную задачу;                                                        -навыки  общения  со сверстниками;                                                                                   -умение контролировать свои действия на уроке

Основная цель начального  обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в  нём  задатки  при помощи учебной деятельности,  понять и найти самого себя.  Решающая роль в этом принадлежит учителю.    Учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании  и обучении детей.  Развитие  системы  УУД   осуществляется  в  рамках  нормативно – возрастного  развития  личностной и познавательной сфер ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учеников начальных классов в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете школы учителя 1 класса, работающего по ФГОС....

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

Тема самообразования: Формирование УУД  в рамках реализации ФГОС....

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО.

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи: ·...

План самообразования по теме "Формирование УУД в рамках реализации ФГОС".

Цель самообразования: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;Углубление знаний по разным методикам;Овладение достижениями п...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе»

В данной работе обобщен опыт моей работы по теме  «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе». Главной целью моей работы над темой стало:Создание условий д...