Познавательные УУД
статья (2 класс) на тему

Познавательные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_uud.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные УУД

Список методик для мониторинга

  1.  «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
  2. Проба на определение количества слов в предложении (1 класс)
  3. Выделение существенных признаков (2 класс).
  4. Логические закономерности (3 класс).
  5. Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

Тест «Найди несколько различий?»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст:  6-7 лет.

 Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).

Описание: C:\Documents and Settings\Руслан\Рабочий стол\отличия\test-razlich.gif

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

  1. балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

  1. балл - очень низкий.

Проба на определение количества слов в предложении

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план.

Возраст: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная беседа с ребенком.

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

  1. Скажи, сколько слов в предложении?
  2. Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на речевую действительность

Уровни развития  знаково-символических действий:

  1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
  2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов.
  3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания:  

высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

 средний уровень- 3-5 .  

 низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

                             

                           Ключ

  1. Растение, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стены.
  5. Глаза, печать.
  6. Бумага, редактор.
  7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Методика «Логические закономерности»

Цель: выявление уровня развития  логического мышления.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  1. 29, 28, 26, 23, 19, 14;
  1. 6, 9, 12, 15, 18, 21;
  1. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
  1. 1, 2, 4, 8, 16, 32;
  1. 1, 4, 9, 16, 25, 36;
  1. 4, 5, 8, 9, 12, 13;
  1. 21, 18, 16, 15, 12, 10;
  1. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

10)        3, 6, 8, 16, 18, 36.

Оценка результатов производится с помощью таблицы

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин.

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Обработка результатов

Предъявленные ряды                                    

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;                                                                          
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;                                                                                    
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;                                                                                                        
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;                                                                                              
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;                                                                                                            
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;                                                                                                      
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;                                                                                                    
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;                                                                                                    
  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;                                                                                                      

10)        3, 6, 8, 16, 18, 36.                                                                                          

Правильные ответы

 8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

 4; 1

 8; 1

0.25, 0.125

49; 64

 9; 6

Методика

 «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»

Цель: выявление уровня развития  словесно - логического мышления.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1.        У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%).
  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).
  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).
  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%).
  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85%).
  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).
  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10.        Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).
  2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%).
  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).
  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).
  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).
  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).
  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).
  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10.        Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ      

          Гвоздика - ?    (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)  (87%)

  1. Огород - Морковь    

Сад - ?     (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)  (87%)

  1. Учитель -  Ученик       

Врач - ?     (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

  1. Цветок -  Ваза  

Птица - ?  (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)  (66%)

  1. Перчатка - Рука  

Сапог- ?     (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

  1. Темный - Светлый  

Мокрый - ?  (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

  1. Часы - Время          

Градусник - ?   (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

  1. Машина  - Мотор  

Лодка- ?    (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

  1. Стол - Скатерть        

Пол - ?       (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10.        Стул   - Деревянный      

     Игла - ?        (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

  1. Окунь, карась...
  2. Метла, лопата...
  3. Лето, зима...
  4. Огурец, помидор ...
  5.  Сирень, орешник ...
  1. Шкаф, диван ...
  2. Июнь, июль ...
  3. День, ночь...
  4. Слон, муравей ...
  5. Дерево, цветок ...

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, —  40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.