Формирование самооценки младших школьников.
материал на тему

Гриценко Светлана Ивановна

В статье представлен материал о формировании самооценки младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самооценки младших школьников.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
      2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
   
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.

Становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались разобрать ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте.


   В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

   Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

   В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения  является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. Такие дети отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Таким детям присуще бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

 У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого боятся учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

На протяжении школьного обучения смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных,  дисциплинированных или недисциплинированных.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны  соответствовать действительным знаниям  детей. В оценке  знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении,  хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается. Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания. Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителю надо не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Он оценивает только конкретную работу, но не личность, не сравнивает детей между собой, не призывает всех подражать отличникам, ориентирует учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.

   У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей - поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Можно предположить, что для формирования адекватной самооценки учебной деятельности ребенка необходимо наличие у него позитивного эмоционально- ценностного отношения к собственному "Я", что возможно только при соблюдении в отношениях между ребенком и родителями следующих условий:

   1) преобладание поощрения над порицанием, содействие развитию инициативы, самостоятельности ребенка, подтверждение веры в силы и возможности ребенка;

   2) вовлечение ребенка в жизнь семьи путем расширения круга не только обязанностей, но и прав;

   3) в ситуации необходимого порицания оценивание поступка, а не самого ребенка и безусловный отказ от всякого рода уничижительных оценок.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Алгоритм самооценки:

Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:

  • - читаю задание;
  • - представляю результат;
  • - определяю форму выражения результата;
  • - составляю план действий.

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - требования программы, максимальный - сверх школьных требований.

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы

4. Выполняю задание и получаю результат.

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу  самооценку  полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.

7. Сравниваю конечный результат с целью.

8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах  успешности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  • идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  • не скупиться на похвалу, проявлять эмоциональную поддержку по отношению к детям;
  • формировать самооценку в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • задействовать различные источники и механизмы;
  • учитывать принцип меры и принцип системы;
  • обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • проводить с детьми релаксационные игры;
  • предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • предоставлять детям возможность делать выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование самооценки младших школьников

Слайд 2

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Слайд 3

Главный смысл самооценки: самоконтроль обучающегося; его саморегуляция; самостоятельная экспертиза собственной деятельности; самостимуляция.

Слайд 4

Три уровня самооценки: 1-й уровень наиболее высокий характеризуется реалистичной самооценкой ребенка 2-й уровень – средний; свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок 3-й уровень – низкий ; преимущественная неадекватность самооценки ребенка

Слайд 5

От самооценки человека зависит характер его общения отношения с другими людьми успешность его деятельности дальнейшее развитие личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Слайд 6

Факторы развития самооценки: Оценочные воздействия учителя Чувство компетентности Влияние семейного воспитания

Слайд 7

Алгоритм самооценки 1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания: - читаю задание; - представляю результат; - определяю форму выражения результата; - составляю план действий. 2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - требования программы, максимальный - сверх школьных требований. 3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы . 4. Выполняю задание и получаю результат. 5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания. 6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы. 7. Сравниваю конечный результат с целью. 8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности .

Слайд 8

Оценка уровня школьной мотивации учащихся 3 класса МОУ НШДС «Лесная сказка»

Слайд 9

«Знания о здоровье»

Слайд 10

Моё здоровье

Слайд 11

«Оценка уровня познавательных интересов учащихся 3 класса»

Слайд 12

Алгоритм самооценки 1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания: - читаю задание; - представляю результат; - определяю форму выражения результата; - составляю план действий. 2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - требования программы, максимальный - сверх школьных требований. 3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы . 4. Выполняю задание и получаю результат. 5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания. 6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы. 7. Сравниваю конечный результат с целью. 8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.

Слайд 13

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха; не скупиться на похвалу, проявлять эмоциональную поддержку по отношению к детям; формировать самооценку в разные режимные моменты и в разных видах деятельности; задействовать различные источники и механизмы; учитывать принцип меры и принцип системы; обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; проводить с детьми релаксационные игры; предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться; предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); предоставлять детям возможность делать выбор.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Презентация"Формирование самооценки младших школьников".

Хочу поделиться опытом формирования самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе....