«Играют в театр взрослые и дети»
методическая разработка (1 класс) на тему

Саворовская Зоя Михайловна

Цель:

Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач через реализацию проекта.

Задачи:

1.Привлечь всех участников проекта к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2.Формировать навыки театральной культуры, актёрского мастерства, кукловождения у всех участников проекта.

3. Дать возможность родителям оценить характер активности своего ребёнка, степень управления собой и своими действиями для решения поставленных задач.

4.Показать значимость помощи и поддержки родителей в разучивании ролей, важность каждого, даже второстепенного героя для создания целостности и завершения сюжетной линии всего спектакля. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Играют в театр взрослые и дети»

Цель:

Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач через реализацию проекта.

Задачи:

1.Привлечь всех участников проекта к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2.Формировать навыки театральной культуры, актёрского мастерства, кукловождения у всех участников проекта.

3. Дать возможность родителям оценить характер активности своего ребёнка, степень управления собой и своими действиями для решения поставленных задач.

4.Показать значимость помощи и поддержки родителей в разучивании ролей, важность каждого, даже второстепенного героя для создания целостности и завершения сюжетной линии всего спектакля. 

Участники:

- Педагоги

- Дети

- Родители

^ Ожидаемые результаты:

1. Овладение навыками актёрского и сценического мастерства всех участников проекта в соответствии с возрастом. 

2. Способность детей и взрослых самостоятельно использовать театральные умения и навыки.

3. Достижение высокого уровня театральной культуры детей, родителей и педагогов.

4. Установление тесного взаимодействия всех педагогов и родителей в вопросах воспитания всесторонне-развитого ребёнка.

5. Повышение компетенции участников проекта в вопросах организации театрализованной деятельности.

6 .Потребность в использовании театральных умений и навыков в повседневной жизни.

7. Активизация творческой инициативы участников проекта к собственной деятельности.

8. Развитие сферы предметно игрового общения взрослых и детей, совершенствование во владении различными способами общения.

9. Вовлечение всех участников процесса в деятельность по организации работы над спектаклем, корректировке его первоначального замысла, созданию костюмов, реквизита и декораций и, в общем смысле, создания предпосылок для гармоничного развёртывания процессов социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.

^ Этапы работы:

Диагностический.

На протяжении нескольких лет в ДОУ существовал театральный кружок. Детям нравилось «играть в театр». Педагоги и родители отмечали эффективность занятий театрализованной деятельностью: снятие зажатости и скованности у дошкольников, эмоциональность, развитие речи, творческой активности. Кружковцы выступали для детей и работников ДОУ, социума, принимали участие в конкурсах и фестивалях. Опрос других дошкольников и их родителей подтвердил, что и остальные дети хотят заниматься в театральном кружке. Тогда возникла идея разработать проект, который объединил бы не только детей и педагогов, но и их родителей. А участниками проекта стали бы дети всей группы, что способствовало бы и объединению и сплочению детско-родительского коллектива. Так началась работа с детьми среднего дошкольного возраста и, конечно, с их родителями и педагогами группы. К тому времени в ДОУ уже существовала необходимая театральная среда: костюмы, атрибуты, ширмы. Большая подборка музыкально-дидактических игр, сценариев сказок, фонотека. В перспективном планировании наметили основные этапы работы: информационный, деятельностный, результативный. 

^ Этап информационный.

1.Работа с педагогами.

Консультации, планирование организации театрализованной деятельности в группе, оборудование театрального уголка, пополнение и обновление театральной среды в группе. Обсуждение планирования занятий, досугов, сценариев. Совместно с педагогами наметили план работы на год с детьми и с родителями. 

^ 2.Работа с детьми.

Мы познакомили детей с разными видами театров: «подружились» с театральными куклами, начали осваивать навыки кукловождения. Параллельно посещали спектакли творческих коллективов города: Городское филармоническое собрание, Детский музыкальный театр, приглашали коллективы в ДОУ. Так у детей начал формироваться интерес к театральной деятельности. На занятиях по развитию речи прививали детям любовь к сказкам, литературным произведениям.

Одновременно знакомили детей с театром «изнутри». В этом нам помогли творческие коллективы города, которые проводили экскурсии по зданиям театров, беседовали с артистами, знакомили детей с куклами и разными видами театров. Детям прививали навыки театральной культуры.

^ 3.Работа с родителями.

Оформление информационных выносных папок в группу, где представлен материал о том, какое значение в развитии ребёнка играет театр, как развивать театральные умения и навыки дома, использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, на домашних праздниках. Были организованы консультации по разучиванию ролей с детьми, беседы о значимости каждой роли, даже самой маленькой, а также прививались основы театральной культуры.
Этап деятельностный.
^ 1.Работа с педагогами.

Известно, что для того, чтобы чему – то научить другого, необходимо, прежде всего, самому научиться выполнять это. Поэтому, педагоги тоже учились «играть в театр». В группе вместе с детьми они обучались навыкам кукловождения, разучивали вместе сценки, в организованной и свободной деятельности применяли театральные умения и навыки. В помощь воспитателям было предложено планирование театральной деятельности в группе, разработано пополнение среды в театральном уголке.

^ 2.Работа с детьми.

Дети посещали занятия театрального кружка, где обучались основам актёрского и сценического мастерства. Были разработаны специальные упражнения, творческие этюды, игры, а позднее и целые сценарии. Продолжалась работа и по формированию навыков театральной культуры через ознакомление с театральными коллективами г. Вельск, Рыбинск, Ярославль, которые представляли интересные кукольные спектакли. 

^ 3.Работа с родителями.

Для родителей были организованы занятия, которые проходили раз в квартал. Как и детей, мы знакомили их с разными видами театров, навыками кукловождения, предлагали дидактические игры. Мамы с папами наравне с детьми разыгрывали сценки, этюды, принимали участие в инсценировках, выполняли творческие задания.

Родителям предлагалось почувствовать себя в роли артиста, осознать: какой это труд – выучить роль, вжиться в образ, а главное, сыграть эту роль. Так мамы и папы начали понимать, насколько необходима их помощь детям в разучивании ролей, стихов и просто поддержка.
Этап результативный.
^ 1.Работа с педагогами.

На данном этапе педагоги разучивали с детьми роли, принимали участие в репетициях, оформлении ширм, декораций. Вместе мы подбирали и оформляли элементы костюмов и сами костюмы. 

Сценарий спектакля обсуждался и обыгрывался в различных видах деятельности с детьми: дети рисовали героев, оформляли коллажи, разыгрывали сценки, выступая в разных ролях. Предложены были упражнения на развитие выразительной речи, которые помогали вживаться в образ, отразить характер и настроение героев.

^ 2.Работа с детьми.

Репетиции спектакля, вживание в образ. На данном этапе происходило закрепление полученных умений и навыков сценического и актёрского мастерства. Дошкольники учились «жить на сцене», работать в коллективе, быть настоящими артистами. Выучить и рассказать свою роль – это одно, главное, объединить спектакль в одно целое и передать сюжет, а для этого, в первую очередь, самому понять идею, которую необходимо донеси до зрителя. Учиться нужно не только играть на сцене, но и вести себя за ширмой, что нелегко маленькому артисту. Для этого были разработаны специальные приспособления, которые помогали детям расслабиться, и, в тоже время, не отвлекать других.

^ 3.Работа с родителями.

Сценарий был написан так, чтобы привлечь всех родителей к ролям. Поэтому, репетиции проводились в вечернее и дневное время, в удобное для них время. Для мам и пап тоже наступало время репетиций, работы по созданию сказки. Вместе с ними мы учились двигаться по сцене, «играть на зрителя», овладевать различными способами общения. Это и работа над выразительностью движений, речи, дикцией, мимикой, умением передать образ, особенности характера героя.

Результат такой работы – спектакль с участием взрослых и детей. Здесь тоже работа велась по двум направлениям. С одной стороны разрабатывались спектакли, которые требовали общих репетиций, где игра детей и взрослых взаимосвязана. Сценарием предполагалось ведение диалогов между взрослыми и маленькими артистами, взаимодействие, коллективная игра. К праздникам разрабатывались сценарии иного характера. Это были сказки, состоящие из сценок, объединённых общим замыслом. Каждая сцена репетировалась отдельно от других. Поэтому артисты знали сюжет только своего эпизода. Это был сюрприз и для дошкольников, и для взрослых, который всегда превращался в необыкновенное действие. 

А совместное создание костюмов, декораций, афиш и программок сдружила коллектив, объединив его общими интересами.


Выводы:

В этом году артисты-подготовишки уходят в школу. Немного жаль с ними расставаться, но знаешь точно: труды не прошли даром. Это уже настоящий театральный коллектив, который зарекомендовал себя замечательными артистами. Наши постановки с удовольствием смотрят не только дошкольники ДОУ, но и школьники, которые всегда приходят к нам на премьеру. Вместе с детьми и родителями мы выступаем и для детской аудитории (в библиотеке, музее), и для взрослой (на площадках, курсах, открытых занятиях). Такая форма работы, способствующая сплочению детско-родительского и педагогического коллектива, позволяет решать множество задач всестороннего развития личности ребёнка. Воспитатели группы отмечают эмоционально-положительный настрой в группе, доброжелательность. Дети этой группы активно экспериментируют как с различными материалами, так и со словом, мимикой, жестом, движением, владеют разными способами выражения мысли, отличаются способностью увлечь сверстников играми. Они вместе с родителями овладевают навыками кукловождения, отличаются творческой активностью, охотно участвуют в театральных постановках. Дети становятся более эмоциональными, раскрепощёнными, коммуникабельными, доброжелательными, овладевают приёмами саморегуляции, навыками взаимопомощи. Подобная организация театральной деятельности не только создаёт условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступить в контакт со взрослыми и детьми других возрастных групп и создавать значимые продукты деятельности, востребованные другими участниками образовательного процесса. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё место в общей деятельности и одновременно проявить своё творчество. 
Литература:

http://shkolnie.ru/kultura/107995/index.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс - игра "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Данная разработка может быть использована для проведения семейной гостиной для младших кшольников и их родителей. В ней предлагаются различные игры, загадки, конкурсы....

Игры взрослых и детей.

Рекомендации для родителей. Здесь вы найдете специальные совместные игры взрослых и детей. ...

Познавательная игра «Взрослые и дети» (для учеников начальных классов и их родителей)

Познавательная игра "Взрослые и дети" может быть отнесена к разделу "Воспитательная работа в школе", проводится для учеников младших классов и их родителей. В игре участвуют 2 команды по 8 человек. Ве...

Сценарий игры «За природу в ответе и взрослые, и дети»

laquo;За природу в ответе и взрослые, и дети» Цель: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вок...

Неразлучные друзья - взрослые и дети Конкурс-игра «Мама, папа, я - спортивная семья».

Актуальность семейно-спортивной игры «Мама, папа, я – спортивная семья» в том, что данное мероприятие имеет огромное значение для укрепления взаимоотношений в семье, здоровья подраст...

Спортивная игра «Неразлучные друзья- взрослые и дети»

Цель: приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия.Задачи:Развивать у детей основные физические качества (силу, ловкость, быстроту,...