ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Бородина Наталья Анатольевна

         Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь ,умение вступать в диалог работать в группе , высказывать свою точку зрения и отстаивать её , принимать чужую точку зрения и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Бородина  Наталья Анатольевна,

 учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная     общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь ,умение вступать в диалог работать в группе , высказывать свою точку зрения и отстаивать её , принимать чужую точку зрения и т.д.

        Под развитием речи подразумевается:

  • обогащение словарного запаса(увеличение активного словаря ;
  • работа над употреблением синонимов и антонимов и др.);
  • развитие связной речи (обучение построению различных типов текста , как устных , так пи письменных - описания, повествования ,рассуждения).

          Развитие речи- лишь средство и способ реализации речевой деятельности .

            Хорошо развитая речь служит  средством активной деятельности человека в современном обществе,   способом познания действительности  .Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. 
             Развитие речи – процесс сложный, творческий . Он имеет свой арсенал методов,  видов упражнений,  умений, которые  обеспечиваются методиками.
             Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. 
             
Цель данного  дидактического материала  -осуществление  контрольно- оценочной деятельности   к занятиям по развитию устной и письменной речи на уроке и дома. Научить обучающихся правильно излагать свои мысли. 
Данный материал активно использую в процессе обучения детей в начальной школе   начиная с первого класса.

               Дидактический материал для контрольно – оценочной деятельности подобран в следующем порядке: 

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения 
  2. Предложение из отдельных слов 
  3. Рассказ из отдельных предложений 
  4. Ответы на вопросы.
  5. Рассказ по вопросам 
  6. Рассказ по началу 
  7. Деление рассказа на законченные части.
  8.  Изложения 
  9. Дидактический материал  для  использования на внеклассных мероприятиях


1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения 

  • Осень 
    Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их в небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелетные птицы 
    (По Д. Мамину -Сибиряку.) 
  • Солнечная ванна гадюки 
    Гадюка каждое утро вползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь у неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками 
    (По В.Бианки) 
  • Летом 
    По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у берёзы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали, смеялись и брызгались водой, а брызги так и сверкали на солнце. 

  • В лесу 
    Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку. 

  • Весна 
    Чудесное утро зеленеет трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь 

2. Предложение из отдельных слов 

(*Составление связного текста из деформированных предложений.)

(а)Составьте текст, используя данные слова.

1. Котенок

Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет с хвостиком.

                                                 

 2. Дождик

Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

3.Утром

Встаю рано, убираю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусная каша, портфель, бегу в школу.

4.Ромашка

Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.

 5.Библиотека

Много книг, шкафы и полки, библиотекарь, выдает, интересные журналы, тишина.

6. Радуга

После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались.

                                               

7.  День рождения

Гости, подарки, торт со свечами, интересные конкурсы и игры, водили каравай, веселый праздник.

(б)составьте и запишите связный текст из деформированных предложений, подберите к тексту название.

1.  у, рос, дома, клен

на, клена, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая

2. Юра, у, живет, деда

дедушка, книгу, читает

3. на, белка, сучке, сидит

у, грибок, белки внуку, купил

Юра, стихи, громко,

белка, на, грибы, зиму, сушит

4. стоит, памятник, парке, в

памятнику, часто, школьники, к, приходят

цветы, всегда, памятника, у

все, дома, были

5.  папа, газету, читал

мама, брюки, шила

Юра, уроки, учил

Аня, играла, куклой

6. к, звери, готовятся, зиме

и, нагуливают, барсук, сало, медведь

запасает, орехи, кедровые, бурундук

сушит, на, белка, сучках, грибы

7. шли, девочки, лес, через.

лесу, было, и, тихо, в, нарядно.

густо, елочки, зеленели.

золотые, светились, березках, в, искорках

8. стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

кукушка, бору, куковала, в.

пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

парил, в, высоко, воздухе, коршун

9. была, нас, у, ворона Кара

она, книгу, клювом, листала

ворона, на, считала, счетах

Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика

 

10.  дети, играют, тихо

у, юла, Лены

девочка, юлу, крутит

игрушка, и, гудит, поет

Сережа, кубики, взял

мальчик, башню, строит

11. Пришла осень 
севера, резкий, с, дует, ветер 
деревьев, листья, жёлтые, с, падают 
днём, частый, и, ночью, дождь, моросит 
небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей 
иней, деревьях, утром, на, появился 

12.                                 За школой
Большой, и, нашей, за, огород, школой, сад, много, в, ягод, саду, грядках, огурцы, на, морковь, горох, растут, собирают, ученики, урожай, осенью, хороший

13.                          После урока 
перемену, во, выходят, на, двор, ученики, 
наш, большой, двор, школьный 
остаются, классе, только, в, дежурные 
двери, они, и, открывают, окна 
чистом, классе, хорошо, работать, в 


  (в)
составьте и запишите связный текст.
* в первом и третьем предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое. 


14.                   Весна -красна 
весна, радостная, наступила 
яркое , день, солнце, целый, светит 
сна, деревья, от, проснулись, зимнего 
появились, и ,нежные, листочки, на них, почки 
зацветут, в, плодовых, садах, скоро, деревья, 
лугах, на, запестреют, цветы, ранние 
года, прекрасное, это, какое, время 

15.             Черепаха и орел 
её, черепаха, орла, летать, просила, научить 
советовал, не, орёл, черепахе 
просить, продолжала, она, его 
орёл, поднял, черепаху, вверх, и, бросил, тогда 
разбилась, упала, камни, черепаха, на, и 

           

(г)составление связного текста из неполных предложений

*Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

1._______________ наступила,

Высохли ______________

И глядят уныло

Голые ________________.

Слова для справок: цветы, осень, кусты.

2.Весной разольются _________________ реки. Прилетят _________________ скворцы. На березе появятся __________________листочки.

Слова для справок: быстрые, первые, зеленые.

3. У __________________ и _________________

Вьются стаями __________________.

Красотой своей горды.

Слова для справок: дрозды, калины, рябины, георгины.

 4.                                               Зимой

Пришла _______________ зима. Кругом много ___________________. Дети гуляют в теплых __________________ и __________________. Не страшен им ___________________!

Слова для справок: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.

5.

                               Сад

У нас __________________ сад. Там растут _________________ и _____________________. Весной деревья красиво ____________________.

Будут осенью ___________________ плоды.

Слова для справок: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.

  6.                                           Гроза

 Надвинулась ________________ туча. Над лесом блеснула ________________ молния. Глухо прокатился отдаленный _______________. Пронесся ________________ ветер. Хлынул ___________________ дождь.

Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.

7.                                               Котенок

Детям подарили _______________. Мальчики ___________________ с ним. У Мурзика __________________ лапки и ____________________ хвостик. Он любит _________________ и ______________________.

Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.

3.Рассказ из отдельных предложений 

(а)(*Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Устно. )

1. Я раскрасила эти цветы.

Леша нарисовал астры и лилии.

Мы взяли кисти и краски.

Наташа нарисовала розу.

2. Мы любили ходить в лес за ягодами.

За деревней речка и еловый лес.

Летом мы жили в деревне.

3. На тропинку выбежал колючий ежик.

Был теплый майский день.

Вдруг в кустах они услышали шорох.

Мальчики гуляли в лесу.

4. Один раз все они поехали удить рыбу.

Юра жил в большой и дружной семье.

Юра поймал маленькую рыбку.

5. Долго купались друзья.

Борис и Никита побежали к реке.

Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.

Вот и берег.

Жарко.

Мальчики ныряли в воду.

*Устно .  Расположите строчки стихотворения так,

чтобы получился связный рассказ. 

1.Лес обнажился, поля опустели. 
Поздняя осень. Грачи улетели, 
Грустную думу наводит она… 
Только не сжата полоска одна… 
(Н.Некрасов) 

2.
Ты так рано прилетела 
Для чего, певунья птичка, 
В наши дальние края? 
Птичка резвая моя, 

3. Клонит ветер до земли. 
И тростник сухой и жёлтый 
Заслонили солнце тучи, 
Небо всё заволокли. 
(А.Плещеев) 

4. Под счастливою звездою 
Детство наше золотое! 
Мы живём в краю родном. 
Всё светлей ты с каждым днём. 
(З.Александрова) 

(б) Рассказ из отдельных предложений . Письменно.
(
*Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.)

                 Пришла зима. 
Замерзли реки, пруд за деревней. 
Наступила зима. 
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. 
Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. 
Рады ребятишки. 


2.                 Первый снег 
Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. 
Пришла зима. 
Лес весь пушистый и белый. 
Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём. 
Первые снежинки закружились в воздухе. 
Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. 
Хорошо там! 

3.                                           Берёзка .
Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол. 
Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. 
Точно зимний снег, белеет стройный её ствол. 
Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная. 
Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки. 
До осени еще далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья. 
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок. 

         4.Ответы на вопросы.

(*Письменные ответы на вопросы.

Выборочное выписывание из текста по заданию.)

 1.  Какие бывают шубки

Белая шубка у зайчат.

Рыжая шубка у бельчат.

Колючая шубка у ежа.

Блестящая шубка у моржа.

Выпишите слова с ЧА — ЩА.

 2.  Журавль

Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.

Выпишите описание журавля.

 

3.  Лето

Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.

Выпишите слова с мягким знаком в середине слова.

 4. В парке

В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.

Выпишите, какие птицы плавают в пруду.

 

5.Вежливые слова

— Таня, можно взять твой карандаш?

— Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.

— Мне нужен синий карандаш.

— Пожалуйста.

— Спасибо.

Выпишите вежливые слова.

                           

 6.Ежик и мыши

Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.

Выпишите слова с ЖИ — ШИ.

                                           

7. Сосновый бор

Очень хорош и красив сосновый бор.  Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.

Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.

                                         

8. Одуванчик

У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами.  Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.

Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.

9.   Кто по улице идет?

Кто по улице идет,

Громко песенку поет?

Это утка — Маврушка,

Кошка — Хаврошка,

Селезень — Павлушка,

Кот — Мирошка,

Пес — Барбос, ободран нос.

Выписать клички животных.

10. Юрок

Юрок — это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.

Найдите и выпишите предложения, в которых говорится, какого цвета птичка.

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа. 
Какое время года наступило? 
Какая стоит погода? 
Какое небо? Деревья? 
Какие птицы уже улетели? 
Какие работы закончились на полях и огородах.

 

5.Рассказ по вопросам 

(*Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами. )

                        Строительство площадки 
Миша и Алёша на песке строили площадку для запуска космического корабля. Мальчики вырыли яму, уложили её кирпичом, а в центре оставили место для ракеты. 
К мальчикам подошла девочка. Она стала помогать мальчикам. Скоро площадка была готова. Все от радости закричали и захлопали в ладоши. 

1.Что строили Миша и Алёша? 
2.Что сделали мальчики? 
3.Кто помог мальчикам? 
4.Чему радовались дети? 

*
 Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами. 
                                      Вкусный обед 
Мама купила в магазине курицу. Она была большая, с костлявыми ногами, острыми когтями. На голове у курицы был красный гребешок. 
Бабушка сварила вкусный суп. К мясу отварила молодой картофель, приготовила салат из огурцов, помидоров и зелёного лука. 
Получился вкусный обед. 
На закуску бабушка поставила большую миску душистой сладкой малины. 

1. Какую курицу купила мама? 
2. Что приготовила бабушка на обед и на закуску.
 

 Ответы на вопросы или словами текста, или своими словами. 
                                                   Неволя 
Прилетели из далёких тёплых стран жаворонки. Свил себе жаворонок гнездо, вывел птенчиков и живёт. Весело жаворонку, что семья своя есть. 
Поставил мальчик сеть на жаворонка, поймал его и посадил в клетку. 
Тосковал жаворонок по своей родной семье, по своим птенчикам. 
Забыл однажды мальчик поставить в клетку воды и погиб жаворонок. 
Погибли в поле без матери и птенчики. 

1.Откуда прилетел жаворонок? 
2.Что сделал он, когда вернулся на родину? 
3.Как жилось жаворонку в родном гнёздышке? 
4.Что сделал злой мальчик? 
5.О чём тосковал жаворонок? 
6.Почему погибли жаворонки? 

*Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами. 


                                                 Тетёрка 
Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек. 
Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же открыли глаза. 
Не прошло и дня, а они уже, окрепли ,могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики ,дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать корм. 
Тетёрка гуляла по лесной поляне, а птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов. 

1.Какие птенцы вывелись у тетёрки? 
2.Как кормила тетёрка своих птенчиков? 

*Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами. 

                                           Скоро осень 
Пожелтели берёзы и клёны, покраснела листва осинок. Пожухла трава. Наступила осень. 
Начало осени для лесных жителей – хорошая пора. В лесу есть ягоды, грибы, орехи, жёлуди. 
А почему белки в тревоге? Не уродились в этом году шишки на соснах и елях. И вот белки тронулись в далёкие края. Голод гнал их всё дальше. Но вот белки очутились в лесу, где ветви елей гнулись под тяжестью шишек. 
Будет теперь у белок корм на всю зиму. 

1.Почему белки в тревоге? 
2.Куда и почему тронулись белки? 
3.В каком лесу очутились белки? 
4.Найдите в тексте отрывок, где описана осень. Спишите его. 

                                              После школы

Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.

Вопросы:

1. Откуда пришла Настя?

2. Кто был дома?

3. Где села Настя?

4. Что она стала делать?

 

                                              Зяблик

У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.

Вопросы:

1. Где рос куст?

2. Кто сел на ветку?

3. Где сидел кот Барсик?

4. Куда кот прыгнул?

5. Что сделал зяблик?

                                         Слон

Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.

Вопросы:

1. Куда шофер привез сено?

2. Куда попала машина?

3. Кого послали на помощь?

4. Как слон вытолкнул машину?

                                      Галка

Положила мама кольцо на стол. В окно залетела галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!

Вопросы:

1. Куда положила мама кольцо?

2. Кто заглянул в окно?

3. Как сказано о краже кольца?

4. Кто закричал?

5. Что сделала галка?

6. Где кольцо?

                                     Дружная работа

На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.

Вопросы:

1. Где работает семья?

2. Что делает папа?

3. Чем занимается Витя?

4. Что делают мама и Юля?

                                        Елка в лесу

Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.

Вопросы:

1. Что сделали ребята в лесу?

2. Что развесил на ветках Петя?

3. Что принес Ваня?

4. Кто лакомился гостинцами?

                                           Лисенок

Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.

 Вопросы:

1.  Кто нашел лисенка в лесу?

2. Куда охотник принес лисенка?

3. Что делал зверек ночью?

4. Каким стал лисенок к осени?

5. Что сделал охотник?

           

6. Запишите план. Запишите рассказ по составленному плану    Составление связного текста по опорным словам

*Разделите рассказ на две части. Озаглавьте каждую часть


Деление рассказа на законченные части .

*Разделите рассказ на две части. Озаглавьте каждую часть

Запишите, чем отличается вертолет от самолета. 
                                                     

                                                Вертолет 
Миша очень удивился, когда в первый раз увидел вертолет. Вот так машина! Вроде стрекозы летит. И трещит. Немного на самолет похожа. Зачем же такая машина? Самолету нужна хорошая дорога для взлета и посадки. А вертолет может сесть на лужайку, на плоскую крышу дома. Даже если внизу лес, или море, или острые скалы – вертолет все равно справится. Он повиснет в воздухе и из кабины сбросит лесенку. 

*Разделите рассказ на части.
Запишите план. 

Спишите все, что говорится о снеговике. 

                                               Идет весна. 
Солнце грело все сильнее и сильнее. Воробьи, синицы и ласточки кружились в его лучах, чирикали, щебетали. А снеговик одиноко стоял в парке. Никто не обращал на него внимания. Только птицы изредка садились на его шляпу или на трубку. Из угольных глаз снеговика потекли крупные черные слезы. Теперь все позабыли про снеговика. Идет весна, а с нею и новые игры. Прощай, снег! Здравствуй, весна! 


*Поставьте вопросы к рассказу.

Запишите план.

 Выпишите понравившиеся строчки. 

                                           Дождик. 
Набежала на небо тучка. А в тучке был дождик. Выглянул дождик из тучки и видит зеленый луг. По лугу бегают дети, играют с собакой. Вот в траве спрятался белый котенок. Вышел дождик из тучи и полил на землю. Все от дождя стали прятаться. Рассердился дождь, зашумел, застучал по листьям, по крышам. Заплясал на своих длинных ногах по дорожкам. Бабушка открыла окно, подышала свежим воздухом и сказала: «Что за славный дождик!» Услышал эти слова дождик и засмеялся, да так радостно, что брызги полетели в разные стороны. 


*Разделите рассказ на две части. Озаглавьте каждую часть рассказа.

Запишите рассказ по составленному плану
                                                 

                                                 О дятле. 
Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные. Называется эта птица дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит дятел, клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревом много шишек валяется. Это дятел обедал- семена из шишек доставал. 

 *Разделите рассказ на части. Озаглавьте каждую часть.

 Напишите рассказ по записанному плану. 
                                                   Бобер 
Жил бобер на лесной речке. Хороша у бобра хата. Бобёр сам деревья пилил, сам их в воду таскал, сам стену, крышу складывал. Хороша у бобра шуба. Ему зимой тепло и в воде. Хороши у бобра и уши. Плеснет в реке рыба хвостом, упадет в лесу лист - все бобер слышит. А вот глаза у бобра подгуляли. Подслеповат бобер. И на сто коротеньких бобриных шагов не видит. 


                                           Синичье гнездо. 
Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось. 
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок. 
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо. 
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника. 
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик. (58 слов) 

7.
Орфография: сочетания чк, чн; разделительный ь; проверяемые безударные гласные. 
Анализ: Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик? В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квартирантах? Почему кошка не смогла забраться в гнездышко? Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую пользу они принесут? Как по-иному можно озаглавить рассказ? 
План: 
1.Постройка гнезда. 
2.Что делать без почтового ящика? 
3.Защита от кошки. 
4.Квартира свободна.
 
Слова для справок: понравилось, расширили, вокруг ящика. 
                                           

                                                      Тенька. 
Жили у Марины цыплята. Петушок Тенька сломал лапку. Марина наложила на перелом шину. 
Лежит больной на окне между рамами. Марина кормит его по режиму. Каждый день Тенька получает лекарство. 
Однажды Тенька упал с окна в таз с водой. Вошла Марина и ахнула. Утонул Тенька! 
Вынули Теньку. Сердце бьется. Жив! Спасли Теньку! (51 слово) 

Орфография: словарные слова ( петух), написание предлогов, разделительный ь. 
Анализ: Как звали петушка? Сколько несчастий с Тенькой здесь описано? Как Марина лечила перелом лапки? Как спасли Теньку когда он утонул? 
План: 
1.Перелом лапки. 
2.Уход за больным. 
3.Новая беда. 
4.Спасли Теньку!
 

                                                 Летучая мышь. 
О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица. 
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых. 
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. 
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (53 слова) 

Орфография: существительные с шипящей на конце; разделительный ь. 
Анализ:
 Вначале рассказа сказано, что летучая мышь « не то зверь, не то птица». Так кто же она? Что сказано дальше про этого зверька : полезен или вреден он? Какую же пользу приносит летучая мышь? Когда она охотится? Как летучая мышь проводит день? 

План: 
1.Чем необычна летучая мышь? 
2.Чем полезна летучая мышь? 
3.День летучей мыши? 
4.На охоту. 
Слова для справок: небылицы, насекомые. 
           
                                        Клесты.
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов. 
Только клесты без забот прыгают по деревьям. 
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. 
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов- это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (55 слов) 
Орфография: разделительный ь; проверяемые гласные; сочетания ча, ши, нч. 
Анализ:
 Когда клесты выводят птенчиков? Почему мать не слетает с гнезда? Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков? Почему другие пернатые выводят птенцов летом? 
План: 
1.Какие заботы летом у пернатых? 
2.Как живут клесты летом? 
3.Когда у клестов появляются птенцы? 
4.Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? 
Слова для справок: выкармливают, не слетает, созревают.

8. Дидактические игры  на развитие коммуникативной речи.

                                                      «Кто летает»

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей.                           - Ворона.

- Пчела.                               - Стрекоза.

- Божья коровка.                - Собака.

- Слон.                                - Кошка.

- Ракета.                              - Стол.

- Змея.                                 - Облака.

- Орел.                                 И т. д.

                              «Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

                               «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

                                          « Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

                                      «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка- чашка, стакан, тарелка, кружка

                        Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

                                                            « Кто у кого?»

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

                                           «Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

                                                      « Игра в слова»

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

  1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.
  2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

                                                      « Угадай звук»

Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

  1. Хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.            

                                           «Измени предложение»

Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

                                               « Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

                                         «Что из чего сделано?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

                                       «Где мишка искала свой мяч?»

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

  • Что делает мишка? (спит)
  • Где спит мишка? (на кровати)
  • Что сейчас делает мишка? (встал)
  • Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
  • Где он сидит? (на кровати)
  • Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

                                                 « На чем дети катаются»

Цель активизировать в речи предлога НА

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.

                                                   «Скажи по-другому.»

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

                                      « Бросаемся» слогами.

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.

- Са - …молёт; …поги; … мовар.

- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

«Кто кем был или что чем было»

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Кем или чем раньше был:

  • цыплёнок (яйцом),
  •  лошадь (жеребёнком),
  • лягушка (головастиком),
  • бабочка (гусеницей),
  • ботинки (кожей),
  • рубашка (тканью),
  • рыба (икринкой),
  • шкаф (доской),
  • хлеб (мукой),
  • велосипед (железом),
  • свитер (шерстью) и т.д.?

                        "Подбери рифму"

Цель: развивать фонематический слух

Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

                        "Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки) ожно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

                                       "Зоопарк"

Цель: развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Дидактический материал для контрольно- оценочной деятельности  для  использования на внеклассных мероприях.

Отгадай загадку и в отгадке найди орфограмму:

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф)

 

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.   (чайник)    

 

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ.     (точка)

 

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.         (коза)

 

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

 А крючок вертлявый.                (свинья)

1. БОЛЬШОЙ, 2. ОГРОМНЫЙ, 3. ГИГАНТСКИЙ, 4. ОГРОМНЕЙШИЙ.

- Два слова нужно поменять местами, чтобы цепочка была логически верной.

- Под какими номерами эти 2 слова? (3 и 4)

 В русском языке есть выражения, в которых человек сравнивает себя с животными. Вспомните их и назовите.

Трудится как … (муравей)

Трещит как … (сорока)

Поёт как … (соловей)

Назойливая как … (муха)

Красный как … (рак)

Топает как … (слон) Надулся как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Упрямый как … (осёл)

Задание1.

Отгадайте загадки:

 Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения.   (жаворонок )

(проецируется на экран рисунок птицы)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли на нос не садится.  (грач )

(проецируется на экран рисунок птицы)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.  (кукушка )

(проецируется на экран рисунок птицы)

Какая птица летит со скоростью автомобиля?    (стриж )

(проецируется на экран рисунок птицы)

- Что общего у этих птиц и чем отличаются?

- Назовите лишнее слово и обоснуйте почему?

Задание 2.

1. РОМАШКА, 2. РОЗА, 3. КОЛОКОЛЬЧИК, 4. ВАСИЛЕК.

- Найдите лишний цветок и обоснуйте ответ. (2)

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

2. В какой республике мы живём? (Бурятия)

3. Как называется наша речка? (Иволгинка)

4. Сколько школ у нас в посёлке Сужа? (1)

5. На какой улице находится наша школа? (ул. Советская, д.23)

-А теперь, давайте посмотрим, не забыли ли Вы правила безопасного поведения на дороге?

Блиц-опрос.

1.     Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

2.     Где и как должен ходить пешеход по улице?

3.     В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

4.     Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

5.     Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?6.

6.     Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?

7.     Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.

8.     Как нужно правильно переходить дорогу?

9.     Можно ли перебегать улицу? дорогу?

10.   Сколько сигналов у пешеходного перехода?

11.  Есть ли в нашем посёлке пешеходный светофор?

12. Если у пешеходного светофора загорелся  зелёный цвет, можно ли сразу перебегать дорогу?

13. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

14. Кто должен знать дорожные знаки?

15. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

16. Можно ли играть вблизи проезжей части?

17. Безбилетный пассажир?

18. Дорога для трамвая?

19. Дом для автомобиля?

20. Безрельсовый трамвай?

. Для чего нужно знать правила дорожного движения?

- Правильно, их необходимо знать в целях собственной безопасности.

                           Пословицы.

  • Родная земля – золотая колыбель.
  • Человек без Родины – соловей без леса.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

               1. Игра  « Скажи по -другому».

  • водой не разольешь.
  • Слово не воробей-вылетит не поймаешь.
  • Из окна всего света не оглядишь.
  • Не имей  100 рублей, а имей 100 друзей.

             2.   Игра  «Отгадай загадку».

  • на жарком солнышке подсох

и рвется из стручков  ……..(горох.)

  • заставит плакать всех вокруг,

     хоть он и не драчун, а………(лук).

  • Кто приходит по утрам

     И приносит письма нам? …...(почтальон).

  • А его соседу в поле хорошо расти на воле,

     чем жара стоит сильней,

     тем он слаще и красней……….(помидор).

  • Круглое, румяное с дерева достану я

     на тарелку положу:

     кушай, мамочка, скажу………..(яблоко).

  • Стукнешь о стенку,

     а я отскачу.

     Бросишь на землю,

     а я подскачу…………(мяч).

                     3. Игра на закрепление  «Закончи фразу».

  • смелый врага…….(не боится).
  • Батыра пуля не берет, а храброго враг………(боится)
  • Жизнь без друзей, что пища без…….(соли).
  • Ученье свет, а не ученье…..(тьма).
  • Добрый человек, что солнце и луна: для всех ……(светит).

1. « МОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»(ответить на вопросы)

1 Чудовище, которое живет на горе Сорочинской ( Змей – Горыныч).

2.Сказочные похитители детей ( Гуси- лебеди).

3Героиня сказки,  пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. ( Красная Шапочка).

4. Как звали невесту , которая убежала от слепого и жадного крота?( Дюймовочка)

5.Кто из урода превратился в красавца?  (Гадкий утёнок).

6. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослик Иа).

7.Волчий воспитанник ( Маугли).

8 . Самый образованный коротышка ( Знайка).

9.Герой сказки, у которого вместо мозгов солома (Страшило).

10 . Папа , который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло).

2 .« ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ»(Узнать героев любимых мультфильмов.)

  1. Селезень, спасающий мир. ( Черный плащ)
  2. Кого нельзя утопить? ( Буратино)
  3. .Веселый домовенок ( Кузя)
  4. Уродина и милашка ( Красавица и чудовище)
  5. Первый кот экономист ( Матроскин)
  6. Кто любит ходить в гости ( Винни- Пух).
  7. Кого нельзя задушить?( Колобка)
  8.  Два кругленьких следователя ( колобки)
  9. Охотник, который ходил на охоту  с фотоаппаратом ( Пес Шарик).
  10. На ком катался львенок? ( На черепехе)

3.  « ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЖИВОТНЫХ?»

1 Кто спит вниз головой?( Летучая мышь).

2.Самый крупный хищник?( Белый медведь)

3.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов).

4.Самый маленький зверек в лесу? ( Землеройка).

5.У какой кошки кисточки на ушах? (У рыси)

6. Кто может купаться под душем?(Слон)

7. Самые влюбленные птицы?( Лебеди)

8.Кто умеет разговаривать? ( Попугай)

9. Она похожа на тетрадь в линию (Зебра)

10. У кого самое плохое зрение? ( У крота).

4 .» ЦВЕТОЧНАЯ»

1 Цветок с девичьими очами. ( Анютины глазки).

2. Васин цветок. ( Василек)

3.Авоська ( Пастушья сумка)

4. Маленький Рома. ( Ромашка).

5. Колокольчики висят , но не звенят. ( Ландыши)

6.  Цветок с отличной памятью ( Незабудка).

7.Зеленый, но не крокодил, колючий, но не еж. ( Кактус).

8.  Всегда цветет первым после спячки. ( Подснежник).

9. Имя самовлюбленного принца. ( Нарцисс)

10. Приправа к мясным и овощным блюдам  ( Гвоздика).

5 .« ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ»

  1. Назовите подругу Шапокляк ( Крыса).
  2. Крутая тачка лесной жительницы ( Ступа)
  3. Назовите  имя мастера щелбанов  ( Балда)
  4. Гордость Марьи – красы. ( Коса)
  5. Какому сказочному герою нельзя отрубить голову ( Колобок)
  6.  На каких полях трава не растет? ( поля шляпы).
  7.  У кого голова дорога?( У коровы голова да рога)
  8.  Когда в пустом кармане что- нибудь появляется? ( дырка)

                                                     ЛИТЕРАТУРА.

  1. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1кл.: Кн. для учителя,- М.: Дрофа, 1997.-56с.
  2. Агаркова Н.Г. Русская графика: Учеб.-тетрадь (ИД) для 1 кл. трехлет. И четырехлет.

Нач. шк.-М.: Дрофа, 1999.-88 слил.

  1. Адрианова А.Е. Самостоятельная работа первоклассников при составлении предложений и связных рассказов // Начальная школа.-1981.Ж2.-С.28-33. с
  2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1978.-144 с.
  3. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся//Начальная школа.-1997.- М-С.6-10.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. -М. :Просвещение, 1991.-160 с.
  5. Бордочева А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте //Начальная школа.- 1988.Ж-С.23-26.
  6. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе // Начальная школа.-1998.Ж.-С.39-42.
  7. Борищук Н.К. Развитие речи - развитие личности школьника//Начальная школа.-1986.- М-С.23-24.
  8. Великанова Н.Н. Использование перфокарт на уроках русского языка//Начальная школа.-1986.Ж-С.23-24.
  9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М. :Просвещение, 1991. - 368с.
  10. Волина В.В. Русский язык. - Екатеринбург:АРГО, 1996.-496 с.
  11. Волина В.В. Почему мы так говорим Занимательный фразеологический словарь .-М. АТС-ПРЕСС, 1997.-352 с.
  12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада./Н.А.Ветлугина и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. -М. :Просвещение, 1987.-15 8 с.
  13. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Книга для учителя.-М.:

Просвещение, 1991.-96 с.

  1. Горецкий В.Г.,Кирюшкин В.А.,Шанько А.Ф. Азбука:Учеб.для 1 класса 4- летней начальной школы.-10-е изд.-М. :Просвещение, 1995.-192 с.
  2. Забровская Н., Макеева С.Г. Первые уроки по "Азбуке"// Начальная школа.-1989.Ж- С.14-17.
  3. Ильин Е.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.-176 с.
  4. Использование дидактических игр и игровых упражнений при обучении детей шестилетнего возраста: Методические разработки./Сост.:В.П. Канакина,Г.Г. Шмырева,

Л.Г. Виноградова и др.-Владимир:ВГПИ,1988. -47с.

  1. Кирюшкин В.А. Дальнейшее совершенствование обучения грамоте//Начальная школа.-1986.Ж-С. 18-22.
  2. Кирюшкин В. А. Подвижная азбука и разрезные слоги на уроках обучения грамоте // Начальная школа.-1982.М0.-С.33-38.
  3. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала "Азбуки" в обучении грамоте // Начальная школа.-1989.Ж-С. 17-20.
  4. Корепина Л.М. Работа над звуковой культурой речи // Начальная школа.-1987.Ж-С.22- 26.
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. -М. Просвещение, 1982.-128 с.
  6. Крайнюк В.М. Обучение связной письменной речи в 1 классе // Начальная школа.-1983 Ж .-С.28-31.
  1. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка,- М.: Просвещение, 1991. -240 с.
  2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М.: Просвещение, 1975 .- 175 с.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.-М. : Дидакт, 1993 .-183с.
  4. Львов М.Р.,Рамзаева, Т.Г.,Светловская Н.И. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 1987.-415 с.
  5. Львов М.Р. Основы обучения в начальной школе: Учебное пособие для слушателей ФПК.-М.:Прометей,1988.-90 с.
  6. Львова М.Е. Игрушка - источник связного высказывания первоклассника // Начальная школа,-1988.Ж-С.36-40.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.-М. :Просвещение, 1990.-160с
  8. Макарова В.И. Использование игровых моментов при обучении грамоте // Начальная школа.-198б.Л6-С. 13-26.
  9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.-М.:Просвещение, 1990.- 175с.
  10. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку :Учебное пособие для начальной школы.-М. АТС-ПРЕСС, 1998.-128 с.
  11. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. -Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей 2: Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль:Академия развития, 1997.-240 с.
  13. Обучение в первом классе: Книга для учителя./Сост. И отв.ред. В.Г.Горецкий./М.:Просвещение, 1973.-463 с.
  14. Оморокова М.И.,Рапопорт И.А.,Постоловский И.З. Преодоление трудностей.-М. :Просвещение, 1990,- 128с.
  15. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа.-1997.Ж-С.ЗЗ-36.
  16. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.- М. :Просвещение, 1984.-191 с.
  17. Постникова И.И.,Подгаецкая И.М. Фонетика- это интересно,- М.: Просвещение, 1992.- 94 с.
  18. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя,- М. :Просвещение, 1990- 96 с. 6
  19. Рассказова Н.П. Развитие речи младшего школьника,- Омск: Инициатива, 1991.- 26 с.
  20. Столярова О.Г. Игры при обучении грамоте в младших классах // Начальная школа,- 1990Ж-С.63-64.
  21. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.-М. :Просвещение, 1992.-174 с.
  22. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах.-М.:Просвещение, 1967.-297 с.
  23. Фомичева Е.А. Предложение; Словосочетание; Синтаксические упражнения в связи с развитием речи: Статьи // Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С.Рождественского.-2-е изд.-М. Просвещение, 1979.- С.202-238.
  24. Ханейх Л.А. Игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте //Начальная школа.-1987Ж-С.36-38.
  25. Шабалина З.П. Первый год -самый трудный.-М.:Просвещение,1990.- 94 с.
  26. Шанский Л.М. В мире слов: Книга для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1985.-255 с.
  27. Швайко Е.С. Игры и игровые упражнения для развития речи:(Из опыта работы)./ Под ред. В.В.Гербовой.-М.:Просвещение, 1983.- 64 с.
  28. Ядрихинская Г.Н. Обучение построению связных высказываний в начальных классах // Начальная школа,-1987Ж.-С.22-25.

56.Волина В. «Занимательное азбуковедение»- М.Просвещение.1991.-368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении английскому языку

В статье обосновывается актуальность данной темы и приводятся конкректные примеры инсценировок, игр и т.п. Надеюсь, что стаья будет полезна начинающим учителям английского языка...

«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»

Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка....

Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника

Формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся начальной школы с помощью фразеологии....

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

"Формирование личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО"

Статья расскажет о формировании личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, об опыте сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Курска....

Организация работы по развитию речи с обучающимися в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

      Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» предназначен для организации внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями ре...

Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО...