Внеурочная деятельность "Прекрасное рядом".
материал на тему
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Прекрасное рядом» Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи
135 часов
- Пояснительная записка
Актуальность изучения эстетического курса «Прекрасное рядом» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
•расширение общекультурного кругозора учащихся;
•развитие качеств творческой личности, умеющей:
а)ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и художественно-эстетические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Предлагаемая программа предназначена для школьников 6-10 лет. В связи с этим курс строится на концентрической основе с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону его содержательного осмысления.
Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 1 класс – 33 занятия, 2-4 класс - 34 занятия, из расчета одно занятие в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно условно выделить 4 возрастные группы, в которых преподавание курса будет иметь свою специфику, и, соответственно, программа будет делиться на 4 раздела.
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | ||||
I. Эстетическое в жизни и в искусстве | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 | приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности; своему собственному здоровью и внутреннему миру. | |||||
II.Посещение театров, музеев, концертных залов, галерей | 79 | 18 | 20 | 20 | 20 | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. | |||||
III. Из истории развития искусства | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 | Развитие художественного восприятия, наблюдательности и внимания школьников. Умение анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства ,нравственности | |||||
IV. Культура поведения при посещении театров, музеев, концертных залов, галерей | 23 | 5 | 6 | 6 | 6 | Выражать свое эмоциональное отношение к художественным произведениям. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного посещения театров, музеев, концертных залов, галерей. | |||||
ИТОГО | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
- Содержание программы
Основой содержания клуба «Прекрасное рядом» выступают сведения из истории искусства посещение музеев, театров, выставлкю. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с театром, музеем, которое со временем должно перейти во внеклассную работу.
Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.
Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной деятельностью, пением и т.д.
При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям культуры, которые были созданы нашим народом и его государством, предками самих детей, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.
Очень важно вовремя увидеть необходимость перемен форм и методов преподавания. При их выборе следует руководствоваться соответствием целям, содержанию курса и возрасту ребенка, их разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала.
В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.
- Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни.
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности; своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру; формирование позитивного отношения к базовым ценностям (любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание детей в семье).
Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Вов; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.
Формы и виды контроля Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Опыт показывает, что наиболее правильным будет предоставление учителю права на максимальную гибкость в этом вопросе, многообразие форм оценивания. выставки, спектакли, концерты, конференции.
Методические рекомендации
Одним из направлений модернизации и реформирования школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, художественная культура тесно связана с национальными культурами не только русского народа, но многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Приобщение школьников к культурным ценностям осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию как его существенной части.
Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14. «Общие требования к содержанию образования»).
Изучение художественной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения художественной культуры. Приобщение детей и молодежи к культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Определяющее значение изучение художественной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Программа предусматривает специфику Краснодарского края
Формы, методы и средства преподавания
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.
Среди форм обучения, наряду с аудиторными занятиями, должны быть и внеаудиторные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.
В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.
Многообразными должны быть и средства обучения.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1.«Кубанская азбука» ОИПЦ «Перспективы образования» О.Хамцова, Краснодар,2007г 2.Чуракова Н.А., Малаховская О.В «Музей в твоем классе»М.:Академкнига\Учебник,2006.34.:ил.,17репрод | 29 штук | |
2. Печатные пособия | ||
Чуракова Н.А., Малаховская О.В.-Учебное пособие: «Музей в твоем классе». Н.Я.Паскевич «Любимый уголок земли» В.Н.Ратушняка «Родная Кубань». | 5штук | |
3. Технические средства обучения | ||
Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска | 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса | 4 комплекта | |
5. Игры и игрушки | ||
Электронные игры развивающего характера | ||
6. Оборудование кабинетов | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 16 штук 16 штук 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук 9 штук 3 штуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Прошлое и настоящее рядом. Цикл занятий курса по программе "Я- горожанин. Я - гражданин" (Санкт - Петербург)
Внеурочная деятельность. Тема: «Прошлое и настоящее рядом» Елисеева Светлана Борисовна, учитель начальных классов, воспитатель ГПД,педагог ДО ГБОУ НШ-ДС № 624, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/18/picture-780366-1460973461.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
Программа по внеурочной деятельности по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-916653-1492195017.jpg)
Внеурочная деятельность "Интерсное рядом" Проект
Осень. Краски осени. Разучивание песен об осени, стихотворений. Просмотриллюстраций картин русских художников об осени. Изготовление поделок из природного материала, рисунки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968904-1509875918.jpg)
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Мне тепло рядом с тобой"
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Мне тепло рядом с тобой"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111669-1549207737.jpg)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к об...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1199988-1576563499.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Интересное рядом" 1 класс
Общекультурное направление...