Главные вкладки

    программа курса "Учусь создавать проекты" 2-4 классы
    рабочая программа на тему

    Программа курса "Учусь создавать проекты" составлена в соответствии ФГОС для 2-4 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchus_sozdavat_proekty_2015-2016_uch_g_2klass.doc356.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» создана на основе:

    • ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
    • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    • Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой
    • Образовательной программы МАОУ СОШ №7, учебного плана школы на 2015-2016 учебный год;
    • Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС (Приложение 2 к приказу №682 от 01.09.2014г.)
    • Планируемых результатов начального общего образования.

    Общая характеристика курса

    Рабочая программа «Учусь создавать проекты» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.

    Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.

    Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще учебные навыки:

    • мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
    • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
    • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
    • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

    Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

    Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проекты», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

    Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

    В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

    Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

    Цель программы:

    • приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;
    • создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
    • приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
    • о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

    Задачи:

    • развитие творческой исследовательской активности;
    • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
    • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
    • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
    • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
    • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

    Место учебного курса в учебном плане

    Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

    Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа курса  «Умники и умницы» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.

    Ценностные ориентиры содержания учебного курса

    • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
    • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
    • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
    • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
    • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
    • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

    Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

    Обучающийся будет знать:

    •  основные особенности проведения исследовательской работы;
    •  методы исследования: анкетирование, моделирование;
    •  основы работы с компьютером;
    •  что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;

    Обучающийся будет уметь:

    •  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
    •  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
    •   составлять план действий совместного исследования;
    •  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
    •  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
    •   осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
    •  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;

    Личностные универсальные учебные действия.

    У обучающегося будут сформированы:

    • -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
    • -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
    • - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
    • -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

    - выраженной познавательной мотивации;

    -устойчивого интереса к новым способам познания;

    -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

    -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Регулятивные универсальные учебные действия.

    Обучающийся научится:

    • -принимать и сохранять учебную задачу;
    • -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
    • -планировать свои действия;
    • -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • -адекватно воспринимать оценку своей работы;
    • -различать способ и результат действия;
    • -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
    • -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • -проявлять познавательную инициативу;
    • -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
    • -преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

    Познавательные универсальные учебные действия.

    Обучающийся научится:

    • -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
    • -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
    • -высказываться в устной и письменной формах;
    • -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
    • -владеть основами смыслового чтения текста;
    • -анализировать объекты, выделять главное;
    • -осуществлять синтез (целое из частей);
    • -проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
    • -устанавливать причинно-следственные связи;
    • -строить рассуждения об объекте;
    • -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
    • -подводить под понятие;
    • -устанавливать аналогии;
    • -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
    • -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

    -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

    -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

    Коммуникативные универсальные учебные действия.

    Обучающийся научится:

    • -допускать существование различных точек зрения;
    • -учитывать разные мнения, стремиться к координации;
    • -формулировать собственное мнение и позицию;
    • -договариваться, приходить к общему решению;
    • -соблюдать корректность в высказываниях;
    • -задавать вопросы по существу;
    • -использовать речь для регуляции своего действия;
    • -контролировать действия партнера;
    • -владеть монологической и диалогической формами речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
    • -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

    Первый уровень результатов

    (1 класс)

    Второй уровень результатов 

    (2-3 класс)

    Третий уровень результатов

    (4 класс)

    предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

    предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

    Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

    Содержание учебного предмета

    Содержание курса составляют следующие разделы:

     введение;

     способы мыслительной деятельности;

     этапы работы в рамках исследования;

     самостоятельные исследования;

     защита результатов самостоятельных исследований.

    Содержание программы занятий будет способствовать:

     овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

     саморазвитию и самовыражению;

     осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

     востребованию творческого потенциала учеников;

     получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

    Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов

    Количество часов

    1

    Понятие проекта. Выбор темы.

    4 час

    2

    Этапы работы над проектом.

    17 час

    3

    Подготовка презентации проекта.

    10 час

    4

    Самоанализ, рефлексия.

    8 час

    Итого

    34 час

    Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

    • выставки творческих работ учащихся;
    • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 класс

    п/п

    Дата

    Наименование раздела и тем

    Виды и формы учебной деятельности

    план

    факт

    1

    Кто  я? Моя семья

     Рассматривать, читать рабочие тетради. Обсуждать содержание тетрадей. Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

    Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения. Формировать умение работать с информацией.

    2

    Чем я люблю заниматься. Хобби

    Формировать умение находить информацию в словарях и справочниках;

    3

    О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

    Формировать умения работать с текстом, находить нужную информацию. Выступать с сообщением. Осознание понятия «тема».

    4

    Как собирать материал? Твои помощники

    Формировать умение работать в команде.

    5

    Проблема.

    Формировать умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Работать над понятием «проблема».

    6

    Проблема. Решение проблемы

    Учится видеть проблему, формировать умение добывать недостающий способ действия (знания). Работать над понятием «проблема».

    7

    Гипотеза. Предположение

    Высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

    8

    Гипотеза. Играем в предположения

    9

    Цель проекта

    Формировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проектов. Работать над проектным понятием «цель проекта». Учиться ставить цель в конкретной сюжетной ситуации.

    10

    Задача проекта

    Формировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проектов. Работать над проектным понятием «задача проекта».

    11

    Выбор нужной информации

    Учиться интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Работать над понятиями.

    12

    Выбор нужной информации

    13

    Интересные люди – твои помощники

    Знакомиться с интересными людьми и их профессиями.

    Развивать коммуникативную компетентность.

    14

    Продукт проекта

    Знакомство с формами продукта проектной деятельности.

    Выбор подходящей формы для проекта.

    15

    Виды продукта. Макет

    16

    Визитка

    Учимся презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). Изготавливаем визитку из картона.

    17

    Как правильно составить визитку к проекту

    18

    Как правильно составить визитку к проекту

    19

    Мини-сообщение.

    Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

    20

    Выступление перед знакомой аудиторией

    21

    Выступление перед знакомой аудиторией

    22

    Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

    Окрашивание цветка в два цвета.

    23

    Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

    Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

    24

    Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

    Формировать умения публичного представления результатов работы.

    25

    Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

    26

    Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

    Учимся контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах. Мастерим мобильные телефоны из пластиковых стаканчиков.

    27

    Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

    Формировать основы практического мышления и сознания. Получение электричества с помощью расчески.

    28

    Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

    Знакомство с различными конкурсами проектов. Изготовление поилки для цветов.

    29

    Тест «Чему я научился?»

    Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям. Самостоятельная работа с тестом.

    30

    Памятка для учащегося-проектанта

    Формировать умения публичного представления результатов работы. Формировать умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.

    31

    Памятка для учащегося-проектанта

    32

    Твои впечатления от работы над проектами

    Учимся делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов. Высказывать слова благодарности членам команды, своим проектантам. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения.

    33

    Ярмарка достижений. Советы на лето от Мудрого Дельфина

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    2 класс

    п/п

    Дата

    Наименование раздела и тем

    Планируемые результаты

    метапредметные

    личностные

    план

    факт

    1

    Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

    2

    Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    3

    Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

    Работа со словарями Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели)

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    4

    Выбор помощников в работе над проектом

    Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    5

    Этапы работы над проектом

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    6

    Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное)

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    7

    Проблема. Решение проблемы

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    8

    Выработка гипотезы-предположения

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    9

    Цель проекта

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    10

    Задачи проекта

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    11

    Сбор информации для проекта

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    12

    Знакомство с интересными людьми. Интервью

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    13

    Обработка информации. Отбор значимой информации

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать(представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    14

    Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    15

    Играем в ученых. Это интересно

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    16

    Тест «Чему ты научился?»

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    17

    Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    18

    Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    19

    Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    20

    Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    21

    Программа МРР

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    22

    Совмещение текста выступления с показом презентации

    (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    23

    Совмещение текста выступления с показом презентации

    24

    Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    25

    Тест «Советы проектанту»

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    26

    Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    27

    Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формировать способность проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    28

    Играем в ученых. Это интересно

    29

    Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    30

    Памятка жюри конкурсов

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    31

    Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    32

    Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

    Формирование способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    33

    Играем в ученых. Это интересно

    Формирование умения моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    34

    Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

    Формирование способности целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    3 класс

    п/п

    Дата

    Наименование раздела и тем

    Виды и формы учебной деятельности

    план

    факт

    1

    Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

    Формируют умения презентовать свои увлечения, достижения. Осваивают понятия этапов работы над проектом.

    2

    Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

     Формируют умение создания собственных творческих замыслов и доводят их до воплощения в творческий продукт.

    3

    Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

    Овладевают средствами и способами воплощения собственных замыслов. Развивают умения видеть проблему и находят необходимые способы действия.

    4

    Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

    Формируют умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. Знакомятся с советами Мудрого Дельфина.

    5

    Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

    Формируют умения в составлении паспорта проекта.

    6

    Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

    Знакомятся с видами вопросов для анкет; формируют умения в составлении вопросов для анкетирования.

    7

    Памятки. Составление памяток по теме проекта

    8

    Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

    Знакомятся с условиями размещения проектного материала на постере; формируют умения в создании постера.

    9

    Практическая работа. Создание мини-постера

    Формируют умения создавать постер с ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами. Развивают умение создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты).

    10

    Практическая работа. Создание мини-постера

    11

    Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

    Изучают и осваивают возможности программы МРР. Формируют умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами, диаграммами. Формируют умения настраивать анимации на слайде. Самостоятельно пробуют проделать следующую работу: вставляют фотографию, рисунок. Знакомятся с новыми понятиями: анимация, имитация. Творческая работа: создание журнала «Мир глазами животных».

    12

    Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

    13

    Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

    14

    Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

    15

    Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

    16

    Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

    17

    Программа МРР. Дизайн

    18

    Программа МРР. Дизайн

    19

    Программа МРР. Дизайн

    20

    Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

    Развивают образное мышление, вкус, логику.

    Формируют умения творчески подходить к созданию вещи. Знакомятся с понятиями «дизайн», утиль, модерн, интерьер, портьеры.

    Формируют умения работать с командами «Обрезка», «Границы рисунка». Проводят опыты, создают фотографии на слайдах.

    21

    Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

    22

    Требования к компьютерной презентации.

    Знакомятся с понятием «презентация», с требованиями к компьютерной презентации. Формируют умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

    23

    Требования к компьютерной презентации.

    24

    Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

    Формируют умения использовать полученные знания при тестовой проверке.

    25

    Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

    26

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

    Используют полученные знания при составлении презентации к заданному тексту. Создают свою первую презентацию по данному тексту. Делят текст на части, создают слайды к частям текста, оформляют надписи на слайдах. Работают над дизайном и анимацией. Решают логические задачи.

    27

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

    28

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

    29

    Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

    Развивают умения создавать папку проекта, выделяют нужную информацию и отсеивать лишние данные; формируют умения брать интервью и создавать визитку проекта.

    30

    Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

    31

    Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

    Формируют умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развивают самокритику. Выполняют тест по теме «Советы Мудрого Дельфина».

    32

    Твои впечатления работы над проектом

    Формируют умения подводить некоторые итоги своей деятельности.

    33

    Пожелания будущим проектантам

    Формируют умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. Решают ребусы, логические задачи, находят закономерности.

    34

    Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

    Формируют умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. Пишут слова благодарности своему учителю, рисуют рисунки на память. Получают советы от Мудрого Дельфина на лето. Организуют круглый стол «Минутки откровения». Составляют речевой задачник. Получают информацию об опытах в домашних условиях «Это интересно».

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    4 класс

    п/п

    Дата

    Наименование раздела и тем

    Виды и формы учебной деятельности

    план

    факт

    1

    Твои новые интересы и увлечения.

    2

    Виды проектов.

    3

    Исследовательски-творческий проект

    4

    Творческий проект

    5

    Ролево-игровой проект

    6

    Ролево-игровой проект

    7

    Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

    8

    Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

    9

    Информационно-исследовательский проект

    10

    Информационно-исследовательский проект

    11

    Практико-ориентированный проект

    12

    Практико-ориентированный проект

    13

    Монопредметный проект

    14

    Монопредметный проект

    15

    Межпредметный проект

    16

    Виды презентационных проектов

    17

    Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

    18

    Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

    19

    Правильная подготовка презентации к проекту

    20

    Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

    21

    Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

    22

    Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

    23

    Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

    24

    Типичные ошибки проектантов

    25

    Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

    26

    Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой

    27

    Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой

    28

    Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.

    29

    Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.

    30

    Практическая работа

    31

    Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

    32

    Программа Microsoft  Office Word. Формирование  навыков работы с текстом  и по настройке полей и абзацев.

    33

    Твои впечатления от работы над проектов.

    34

    Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето.

    Учебно-методическое обеспечение

     Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

    Дополнительная литература для учителя:

    1.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

    2.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

    3.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

    Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

        Электронные ресурсы: 

      1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

        2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

        3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

    4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

    Приложение 1

    Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

    Графа «Название работы»

    Напиши название своего проекта (исследования)

    Графа «Техника исполнения»

    Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

    Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

    Графа «Самостоятельность»

    Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

    На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

    Графа «Сложность»

    Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

    Графа «Мое настроение»

    С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

    Графа «Применение»

    Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

    «Мои достижения»

    Название проекта

    Техника исполнения

    Самостоятельность

    Сложность

    Моё настроение

    Применение

    Приложение 2

    Последовательность работы над проектом

    Технологический  (творческий) проект

    1-й этап. Разработка проекта

    Для чего и кому нужен проект?

    1. Сделать подарок.
    2. Подготовиться к празднику.
    3. Что-то другое…

    Что будем делать?

    1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
    2. Определяем конструкцию изделия.
    3. Подбираем подходящие материалы.
    4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
    5. Выбираем лучший вариант.

    Как делать?

    1. Подбираем технологию выполнения.
    2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
    3. Подбираем инструменты.

    2-й этап. Выполнение проекта

    Воплощаем замысел

    1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
    2. Изготавливаем изделие.
    3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

    3-й этап. Защита проекта

    Что делали и как?

    1. Что решили делать и для чего.
    2. Как рождался образ объекта.
    3. Какие проблемы возникали.
    4. Как решались проблемы.
    5. Достигнут ли результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл

    Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...

    Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл

    Рабочая прграмма "Учусь создавать проект"  Р.И  Сизова, Р.Ф Селимова 3 класс...

    Рабочая программа "Учимся создавать проекты" УМК "Гармония"

    Рабочая программа создана для учеников 1 класса....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Учусь создавать проект"

    Данная программа составлена на основе программы Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой, лауреатов и победителей двух конкурсов "Грант Москвы" в области науки и технологий в сфере образования. Курс "Учусь соз...

    Внеурочная деятельность.Программа "Учусь создавать проекты"

    Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.Данная программа составлена на основе программы  Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»,...

    рабочая программа "Учусь создавать проект"

    Рабочая программа "Учусь создавать проект"...

    Рабочая программа «Учусь создавать проект» (Проектная деятельность)

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными п...