Творческий проект "Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица"
проект (2, 3, 4 класс) по теме

Стефаненко Татьяна Николаевна

В результате реализации этого проекта дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, приоб­ретают знания о праздновании дней масленичной недели, у них формируется познавательный интерес, они узнают новые песни, пляски,  игры своей страны. Данный творческий проект воспитывает у детей эмоциональное, по­ложительное отношение к традициям, усвоение традиционных культурных эталонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_proekt.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа №1

(Творческий проект, межпредметный)

                                                                                                                                              Выполнила:

группа учащихся

2 «Б» класса

Руководитель проекта:

Стефаненко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Велиж

2014

Содержание (оглавление)

  1. Введение

3

  1. Основная часть

                 2.1  График проведения работы над проектом

5

                 2.2  Описание реализации проекта

6

  1. Заключение

12

  1. Источники

13

  1. Приложения

        

  1. Введение

Тема проекта «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица»  является актуальной. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, приобретают знания о праздновании дней масленичной недели, у них формируется познавательный интерес, они узнают новые песни, пляски,  игры своей страны. Данный творческий проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям, усвоение традиционных культурных эталонов.

Цель проекта: повысить интерес к традициям русского народа через знакомство учащихся с народным праздником Масленица.

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным праздником Масленица, с происхождением названия праздника,  традициями, обычаями и обрядами каждого дня масленичной недели;
  • разработать сценарий и провести праздник Масленицы через сопереживание и непосредственное участие детей в общем действии;
  • развивать художественно – творческую деятельность путём ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
  • ориентировать родителей учеников на приобщение детей к русской национальной культуре в семье.

Основополагающий вопрос проекта: Как называются дни масленичной недели?

Проблемные вопросы:  Каковы традиции, обычаи и обряды каждого дня Масленицы? Как появился праздник Масленицы на Руси? Масленица – это проводы зимы или встреча весны?

Учебные вопросы: Почему Масленица называется Масленицей? Как возник этот праздник? Какие были игры и забавы на Масленицу? Какие главные символы Масленицы? Что означает обряд сжигания Масленицы?

Сущность проекта: В процессе подготовки и выполнения проекта проводятся исследования по различным направлениям с учетом интересов  и возможностей детей, расширяются знания по истории проведения старинных русских народных праздников, дети знакомятся с русскими забавами, играми, плясками, традициями. Приобретаются навыки различных видов работ. Создается атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта дети приобретут следующие умения, знания и навыки:

  • имеют представления об истории возникновения праздника Масленица и традиции его проведения;
  • знают названия дней масленичной недели, чем принято заниматься в каждый день недели;
  • имеют навыки изготовления символов Масленицы;
  • формируется интерес к традиции проведения народных праздников;
  • повышается познавательный интерес среди детей к истории родного края, страны;
  • умеют организовать свою деятельность, действовать по заранее намеченному плану, выбирать и систематизировать информацию, полученную из различных источников.
  1. Основная часть

Тему проекта предложили сами дети. В нашей школе есть традиция на масленичной неделе приносить в класс блины и угощать ими друг друга. И в прошлом учебном году дети задавали вопросы «Что такое Масленица? Почему на Масленицу нужно есть блины?» Ученики класса заинтересовались этой темой и решили, что в новом учебном году сами узнают всё о Масленице и проведут праздник.

2.1  График проведения работы над проектом

Данный проект мы осуществляли в течение 4 учебных недель во время урочной и внеурочной деятельности.

Каждый день недели мы занимались реализацией нашего проекта (опираясь на традиции и обычаи каждого дня Масленицы). Вместе с детьми мы составили график проведения работы над проектом:

Понедельник -  встреча

1 понедельник

Изготовление «Русской красавицы»

2 понедельник

Исследовательская работа «Почему Масленица называется Масленицей?

3 понедельник

Изготовление чучела Масленицы и её украшение

4 понедельник

Беседа «Как называется каждый день масленичной недели?»

Вторник - заигрыш

1 вторник

Рисунки на Масленицу для украшения зала во время праздника

2 вторник

Беседа «Как праздновали Масленицу на Руси»

Изготовление «Матрёшки» для украшения зала в русских народных традициях

3 вторник

Спортивные соревнования «Олимпийские масленичные игры»

4 вторник

Беседа «Игры и забавы на каждый день Масленицы»

Среда - лакомка

1 среда

Беседа «Символы Масленицы», «Почему именно блин – главный символ Масленицы?»

2 среда

Рисуем символ Масленицы – блин

3 среда

Изготавливаем блин из различных материалов

4 среда

Конкурс «Масленичный блин»

Четверг - разгул

1 четверг

Зимние забавы во дворе школы

2 четверг

Стихи о Масленице, украшенные кружкой с блюдцем

3 четверг

Изготовление «Солнышка» для танца и подарка родителям

4 четверг

Слушание  и разучивание  русских  народных песен к празднику

Пятница – тёщины посиделки

Каждую пятницу  мы готовились к выходному продукту нашего проекта – празднику «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица», разрабатывали сценарий, осуществляли поиск информации.

Суббота - золовкины посиделки

В субботу дети выполняли свои доклады, сообщения

Воскресенье - Прощёное воскресенье

В прощеное воскресенье дети просили прощение и сожгли Масленицу

  1. Описание реализации проекта

Основные этапы работы над проектом:

Подготовительный этап – составление графика работы над проектом.

Основной этап – практико – исследовательская работа над проектом (согласно составленному графику).

Заключительный этап – праздник «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица», создание папки «Масленица», рефлексия.

Понедельник - встреча

По народным традициям в первый  день Масленицы – в понедельник -  принято изготавливать чучело Масленицы. Мы в интернете нашли фотографии различных Маслениц, сделанных к празднику. Они были настоящими красавицами.  Так совпало, что на уроке технологии в это время, мы должны были сделать «Русскую красавицу». Ребята решили сделать каждый себе по такой красавице. Для того чтобы при изготовлении чучела Масленицы она у нас получилась красивой, нарядной, в народных традициях. (Приложение №1)

Изготовить чучело Масленицы захотела Сыромятникова Екатерина. Вместе с мамой и папой они сделали чучело Масленицы, а девочки в классе (уже расписавшие русскую красавицу) помогли украсить её лицо.

Дальше у нас была исследовательская работа. Детям было предложено узнать из книг, от бабушек, из интернета «Почему Масленица называется Масленицей?» (Приложение №2)

Ученики нашли различные версии. Им было самим интересно их представлять своим одноклассникам. А для того, чтобы не только слушать рассказ друг друга, но и видеть, им было предложено  нарисовать рисунок к своему ответу.

Затем ученикам было предложено узнать, как называются дни масленичной недели. Когда мы узнали их названия, то пожеланию детей, им было предложено сделать сообщение о любом дне Масленицы. Так как дети ещё небольшие, то при поиске информации им помогали родители. Я просила родителей постараться с детьми найти какую - то  неизбитую информация, воспользоваться не только интернетом, но и сходить в библиотеку, спросить у бабушек. (Приложение №3)

А самое сложное задание было предложено Степановой Анне: сделать презентацию про масленичные дни. С помощью брата Аня сделала вот такую презентацию.

Вторник - заигрыш

Во вторник мы рисовали рисунки на тему «Масленица блинная, народная, старинная» для украшения зала во время праздника Масленицы. (Приложение №4)

Во вторник на следующей неделе мы слушали выступление Шилович Анастасии «Как праздновали Масленицу на Руси». И для того, чтобы наш зал во время выступления напоминал, что масленица – это народный праздник, мы на кружке «Декоративное творчество» изготовили «Матрёшки». (Приложение №5)

Так как во  вторник на  «заигрыши» с утра приглашаются девицы и молодцы с гор покататься, да силами помериться, то мы тоже решили силой помериться со 2 «А» классом и провести «Олимпийские масленичные игры». Ведь и Олимпиада была в самом разгаре.

Продолжая тему спортивного  вторника, мы с ребятами искали информацию об играх, в которые играли на Масленицу и об играх на каждый день Масленичной недели. (Приложение №6) И в последний вторник ребята выступали со своими докладами, и мы пробовали играть в масленичные игры.

Среда - лакомка

Среда – это лакомка, поэтому каждую среду мы посвящали главному символу Масленицы – блину.

Сначала была проведена беседа «Символы Масленицы», «Почему именно блин – главный символ Масленицы?»

Затем мы рисовали блин. Некоторые ребята нашли в интернете фото красивых  и  необычных блинов. (Приложение №7)

На следующей недели мы решили изготовить красивый блин из различных материалов. (Приложение №8)

Но самым интересным был конкурс «Масленичный блин», который мы провели в последний четверг проекта. (Приложение №9)

Несколько ребят из класса приготовили свои сообщения к среде – лакомке: «7 дней Масленицы: необычные блины на каждый день»,  «История происхождения блинов», «Первый блин комам (медведям)» , «16 рецептов блинов на любой вкус» (Приложение №10).

Четверг – разгул

В этом году покататься с гор, поиграть в игры со снегом не было возможности, т.к.  не было снега. Но в один день за ночь выпало много снега. Вот мы и построили крепость и попробовали «взять» снежный городок. Это было здорово!

Ребята искали стихи о Масленице, аккуратно их переписывали и каждый свой листик оформлял кружкой с блюдцем, сделанной с особым старанием. (Приложение №11)

Так как Масленица проходит в феврале, то за окном уже ярко светит солнышко. И у нас на празднике будет танец «Солнышко», то мы изготовили «солнышки» и для танца, и для подарка на празднике своим родителям. (Приложение №12)

В последний четверг мы слушали и разучивали весёлые, задорные русские народные песни.

А каждую пятницу мы готовились к выходному продукту нашего проекта – празднику «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица». (Приложение №13)

Составлять и проводить праздник нам помогли наши вожатые из 6 «Б» класса и родители. Дети на празднике пели, танцевали, читали стихи, импровизировали, играли на ложках. Вместе с учителем были постановщиками всех танцевальных и музыкальных номеров.

Затем наш праздник мы показывали ученикам начальных классов нашей школы. Со своими музыкальными номерами из Масленицы мы выступали на празднике 8 Марта, на премии имени Ю.А. Гагарина, на пасхальном празднике у нас в школе.

В субботу и в воскресенье (кроме последнего) дети выполняли свои сообщения и  доклады.

И заключительным днём масленичной недели было Прощёное воскресенье. Доклад о нём составила Демидова Кира. И в последнее воскресенье мы с группой учеников сожгли Масленицу.

Каждый ученик класса участвовал в нашем проекте. Ребята вместе с родителями находили и приносили информацию про Масленицу. Очень интересный «Календарь Масленицы в картинках» приготовила Николаева Василиса с мамой. (Приложение №14)

Красиво оформили и нашли материал о днях масленичной недели  «Частушки про каждый день Масленицы», «Что такое Масленица», «Расскажу кратко о Масленице» (Приложение №15).


  1. Заключение

Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  игр, песен, танцев, материалов по теме «Масленица» дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения, умение ориентироваться в большом потоке информации и выбирать нужную. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Узнав очень много информации про праздник «Масленица», я, как руководитель проекта, думала, что дети больше не захотят знакомиться с этой темой. Но в ответ услышала «Давайте в следующем году также весело и интересно проведём Масленицу. И обязательно принесём необычные блины».

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Подобная совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.


  1. Источники
  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне – летний цикл. — М.: Индрик, 2002. 
  2.  Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. -  М.: Флинта, 2001.
  3. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. -  М.: Вече, 2000.
  4. Бухтиярова О. Л. Без блинов не Масленица. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://maslenica.best-party.ru/articles/300/ (дата обращения 20.02.2014)
  5. Дни масленичной недели [Электронный ресурс]. URL:адрес

           http://www.supertosty.ru/texts/o prazdnikah/maslenica/html 

          (дата обращения 14.02.2014)

  1. Масленица. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://www.cooking.ru/interesting/history/tradition_holiday/Pancake_week/ (дата обращения 17.02.2014)

  1. Почему масленица называется масленицей. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.maslenisa.ru/pancakes/ (дата обращения 11.02.2014)
  2. Широкая Масленица - история и традиции. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://maslenica.best-party.ru/articles/298  (дата обращения 18.02.2014)
  3. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://ladaportal.com/community/threads (дата обращения 12.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес                http://www.mandrivnuk.net/images/71146125__uvarova_elena_aleksandrovna.jpg  (дата обращения 12.02.2014)
  2. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес      http://mediasubs.ru/group/uploads/ho/hochu-vsyo-znyitpoleznyie-sovetyi/image2/2YjI0Yzgt.jpg  (дата обращения 13.02.2014)
  3. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://ds399.ru/calendar/11-03-2013/maslenica-2.jpg (дата обращения            

14.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://vologda-portal.ru/upload/iblock/abb/%20qqtkd.jpg 

(дата обращения 18.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

 http://upyourpic.org/images/201301/pjli6dmk1c.jpg 

(дата обращения 18.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://bezformata.ru/content/Images/000/010/272/image10272885.jpg 

(дата обращения 20.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://www.kavalerovo.com/wp-content/uploads/2013/03/masl1.jpg

(дата обращения 21.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://c.foto.radikal.ru/0611/c4674ff40869t.jpg 

(дата обращения   21.02.2014)

  1. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес  http://afisha.nordportal.ru/upload/resize_cache/iblock/368/600_600_1/csozriaw_xvnjhkravnhqzecfpx.jpg (дата обращения   22.02.2014)
  2. Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1265468783_repruk.jpg

(дата обращения   21.02.2014)

  1. Фотоархив МБОУ Велижской СОШ №1

Группа учащихся 2 б класса

Стефаненко Татьяна Николаевна, руководитель проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный праздник «Масленица» в начальной школе.

В статье описывается, как прошла Масленичная неделе в начальной школе....

русский народный праздник "Масленица"

методическая разработка " Масленица"...

Народный праздник Масленица

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Народный праздник Масленица

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Народный праздник Масленица

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Визитная карточка учебного проекта «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица»

Визитная карточка учебного проекта«Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный празд­ник Масленица»...